Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:18, дипломная работа
Проблема взаимоотношения государства и личности, защиты естественных и неотъемлемых прав и свобод человека появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 8
1.1 Правовой статус человека и гражданина: структурные элементы 8
1.2 Личность как субъект и объект правового регулирования
общественной жизни 16
2 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 27
2.1 Право как мера свободы и взаимной ответственности личности и
государства 27
2.2 Гарантии прав и свобод личности в международном праве 41
3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ
ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 47
3.1 Реализация и правовое обеспечение прав человека и гражданина
в Республике Казахстан 47
3.2 Правовое государство как гарант прав и свобод гражданина 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
Внесение Парламентом страны 7 октября 1998 года изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, предусматривавших введение в избирательную систему страны выборов по партийным спискам, ускорило процессы партийного строительства. Так, с декабря 1998 по август 1999 года были образованы
Гражданская партия Казахстана (ГПК), Республиканская народная партия Казахстана (РНПК), Демократическая партия «Азамат», Аграрная партия Казахстана (АПК), Республиканская политическая партия «Отан», Демократическая партия женщин Казахстана, партия «Руханият», Национальная партия Казахстана «Алаш». Появились партийные фракции в Парламенте.
В 1999 году практически во всех регионах были открыты «Инфо-центры НПО», главной задачей которых было взаимодействие с региональными неправительственными организациями, оказание им консультативной помощи, информационной и методической поддержки.
В октябре 2000 года в Послании Президента страны народу Казахстана «К свободному, эффективному и безопасному обществу" появились первые поручения Правительству по созданию условий для развития неправительственных организаций (далее - НПО), роль которых в реализации интересов самых различных групп населения стала все более возрастать.
В 2000 году была создана Конфедерация неправительственных организаций Казахстана, которая консолидировала усилия НПО для создания механизмов взаимодействия с органами государственной власти.
Принятый в декабре 2000 года Закон Республики Казахстан «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» возвел в ранг государственной политики обеспечение согласования интересов между представителями органов исполнительной власти, объединениями работодателей и работников.
Принятый и введенный в июле 2002 года в действие новый Закон Республики Казахстан «О политических партиях» привел к дальнейшим качественным структурным изменениям в партийной системе страны.
В 2001 году был принят Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях», в 2002 году - Концепция государственной поддержки неправительственных организаций [66, с. 4].
В 2003 году Правительство страны утвердило программу государственной поддержки неправительственных организаций на 2003-2005 годы, в соответствии с которой были разработаны областные (городские) программы.
В этом же году был проведен первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий с участием многих видных религиозных деятелей, представителей разных конфессий, на котором была принята Декларация «К миру и согласию», учрежден Форум мира и стабильности.
В 2003 году был проведен с участием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева первый Гражданский форум. Он обозначил политическое признание неправительственного сектора и положил начало формированию системного механизма взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами. В 2005 году состоялся второй Гражданский форум, который способствовал привлечению бизнес-ассоциаций к участию в общественной жизни страны.
На центральном и местном уровнях стала активно вестись работа по созданию долгосрочных устойчивых механизмов партнерства "власть - общество" и различных диалоговых площадок. В итоге в апреле 2005 года был принят Закон Республики Казахстан «О государственном социальном заказе», который предоставил возможности для создания принципиально новой системы взаимоотношений органов власти и НПО.
В
2003-2005 годах, сменяя друг друга, функционировали
постоянно действующее
Работа обеих структур позволила создать условия для углубления общенационального диалога между государством и институтами гражданского общества по важнейшим вопросам политического развития Казахстана и совместной выработки мер, направленных на совершенствование политической системы и проведение демократических преобразований в стране.
В марте 2006 года была образована Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан, в работе которой принимают участие представители политических партий и общественных объединений.
Показательно, что в рамках публичных отчетов акимов всех уровней перед населением в стране стала развиваться такая форма гражданского контроля, как комитеты общественного доверия акимам. Опыт работы комитетов общественного доверия акимам требует изучения как возможный продуктивный модельный механизм контроля институтов гражданского общества за деятельностью государственных органов [66, с. 6].
Таким образом, за прошедшие годы в стране сформировались и в настоящее время достаточно быстро развиваются институты гражданского общества - политические партии, некоммерческие (неправительственные) организации, профсоюзы, национально-культурные объединения, негосударственные СМИ и другие институты, которые в целом представляют негосударственный сектор. На сегодняшний день в Казахстане официально зарегистрированы и действуют 12 политических партий, 5820 НПО самой различной направленности, 3340 общественных фондов, 1072 ассоциации юридических лиц, 471 национально-культурное объединение, 3340 религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий и деноминаций, 6646 СМИ самой различной формы собственности. Эти и другие институты гражданского общества стали важным ресурсом дальнейшей демократизации страны [66, с. 7].
Вместе с тем в обществе обозначился ряд проблемных вопросов, связанных не только с дальнейшим ростом институтов гражданского общества, но и вызовами, которые способствуют вовлечению страны в процессы мировой глобализации. Они в целом сдерживают дальнейшее гармоничное развитие гражданского общества в стране, имеют характерные особенности для каждого его сегмента и требуют своего решения.
Так, не решены вопросы равноправного гражданского партнерства некоммерческих организаций (далее - НКО) с государственными органами. Требует совершенствования механизм реализации государственного социального заказа для повышения прозрачности конкурсных процедур и участия НКО в определении необходимых на данном этапе программ и проектов. Неравномерно развиваются НКО в регионах, особенно в сельской местности. Порядок регистрации усложнен и имеет разрешительный характер, завышен размер регистрационного сбора, не урегулирован вопрос о статусе неформальных объединений граждан без образования юридического лица. Бизнес-структуры слабо участвуют в финансовой поддержке социально значимых инициатив НКО.
Несмотря на социальную потребность, партийное строительство в стране идет медленными темпами, роль и полномочия партий ограничены. У большинства партий отсутствуют необходимые финансовые и материальные ресурсы, четкие правила и регламент по вопросам сбора подписей для регистрации политической партии.
Вопросы реорганизации, объединения и слияния партий нуждаются в законодательном регулировании. Несовершенен механизм участия политических партий в формировании избирательных комиссий.
Профессиональные союзы не в полной мере участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства. Коллективные договоры и соглашения еще не стали действенным механизмом защиты прав трудящихся.
Развитие
конкурентоспособности
СМИ испытывают трудности при аккредитации, получении информации от государственных органов и ответов на свои письма и обращения. Низкий уровень правовой защищенности журналистов и СМИ приводит к ограничению свободы слова в Казахстане.
Широкая
дискуссия по вопросу «Гражданское
общество в Казахстане – это миф
или реальность?» развернулась на
конференции германо-
Гернот Эрлер добавил, что Казахстан был первой центрально-азиатской республикой, которая отреагировала на предложение ЕС разработать такую стратегию, и вынес на обсуждение ряд своих инициатив. Государственный министр также напомнил, о наиболее перспективных направлениях стратегии - это сотрудничество в сфере безопасности, в вопросах государственного управления и создания эффективной правовой системы путем проведения консультаций с привлечением экспертов по Центральной Азии. Кроме того, стратегия ЕС должна поддержать сферы торговли и привлечения инвестиций в регион, оказать содействие в решении энергетических проблем и развитии транспортных коммуникаций, а также в обеспечении устойчивого экологического развития и регулирования водных ресурсов. Все это, по мнению Гернота Эрлера, будет способствовать укреплению гражданского общества в центрально – азиатских государствах.
По словам Гернота Эрлера, после принятия центрально-азиатской стратегии ЕС увеличил финансирование проектов в регионе в два раза. С 2007 по 2013 год Европейский Союз выделит странам Центральной Азии семьсот пятьдесят миллионов евро [67, с. 6].
В ноябре 2009 года в Астане начал работу IV Гражданский форум проводится в преддверии председательства Казахстана в ОБСЕ.
Основные
задачи форума: демонстрация достижений
казахстанских НПО и
Количество участников форума превышает 700 человек. В их числе – делегации от областей, городов Астаны и Алматы, избранные на региональных форумах, представители политических партий, профессиональных союзов, СМИ, международных и иностранных НПО, центральных и местных исполнительных органов.
Необходимо отметить, что в сравнении с 2003 годом количество участников форума возросло в два раза. Во многом это связано с динамичным развитием институтов гражданского общества.
На сегодняшний день гражданское общество Казахстана представлено 10 политическими партиями, несколькими десятками профессиональных союзов, тремя тысячами СМИ, а также порядка 18 тысяч НПО и свыше четырех тысяч религиозных организаций, реализующих широкий спектр услуг для общества.
Всего в Казахстане зарегистрировано около 35 тысяч некоммерческих организаций. Всевозрастающий интерес международного сообщества к Казахстану обусловил высокое внимание к IV Гражданскому форуму со стороны неправительственных организаций стран Европы и Азии.
Участие в форуме приняли представители 10 иностранных НПО из Китая, Индии, Франции, Румынии, Болгарии, Азербайджана [68].
Приветствия в адрес участников форума направили 18 иностранных НПО из Австрии, Канады, Израиля, Литвы, Польши, Венгрии, Индии, Китая, Кыргызстана. В их числе культурно-просветительское и правозащитное общество «Теэна» (Иерусалим) и Израильская ассоциация в Поддержку Детей Репатриантов, Китайская народная ассоциация дружбы с зарубежными странами и Всекитайская федерация профсоюзов Департамента международного сотрудничества, Общественная палата Кыргызской Республики, Индийский центр по женским исследованиям «Сароджни Найду» при Университете Джамия Миллия Исламия и Индийская НПО «Центр по исследованиям в сфере защиты окружающей среды и экологического образования», Общества сотрудничества дружбы «Польша - Восток».Интерес к мероприятию также обусловлен насыщенной программой форума.
23
ноября в первой половине дня
состоялась конференция с
24
ноября состоится пленарное
В ходе пленарного заседания форума выступят президент Гражданского альянса Казахстана, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Айгуль Соловьева, председатель ОО «Жанартау Атырау» Дмитрий Юн, председатель ОО «Федерация женщин «STATUS» Ирина Унжакова, председатель негосударственного объединения подростковых клубов «Болашак» Роза Абилова, председатель Гражданского альянса Северо-Казахстанской области Сергей Худяков, председатель ОЮЛ «Центрально-Азиатская информационная сеть по устойчивому развитию» Алина Хаматдинова, председатель правления РОО «Шанырак» Асылбек Кожахметов, председатель МОО «Жастар үні» Даурен Бабамуратов.