Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в современном праве Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:18, дипломная работа

Краткое описание

Проблема взаимоотношения государства и личности, защиты естественных и неотъемлемых прав и свобод человека появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 8
1.1 Правовой статус человека и гражданина: структурные элементы 8
1.2 Личность как субъект и объект правового регулирования
общественной жизни 16
2 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 27
2.1 Право как мера свободы и взаимной ответственности личности и
государства 27
2.2 Гарантии прав и свобод личности в международном праве 41
3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ
ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 47
3.1 Реализация и правовое обеспечение прав человека и гражданина
в Республике Казахстан 47
3.2 Правовое государство как гарант прав и свобод гражданина 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85

Файлы: 1 файл

Устемиров Защита конституционны прав и свобод в современном казахстане.doc

— 617.00 Кб (Скачать)

     Право на свободу передвижения и выбора места жительства. Статья 21 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора места жительства. Каждый имеет также право выезжать за пределы республики, а граждане Республики Казахстан имеют право беспрепятственного возвращения в Республику.

     Право на личную неприкосновенность, включая  свободу от произвольного ареста или содержания под стражей. В Республике Казахстан каждый человек имеет право на личную свободу. При этом надо сказать, что арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда. Арестованному предоставляется право судебного обжалования. Правда, Конституция Республики Казахстан допускает задержание без санкции суда, однако в этом случае подозреваемый может быть подвергнут задержанию на срок не более семидесяти двух часов. Раскрывая содержание данного гражданского права, необходимо отметить, что каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться юридической помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения (ст. 16).

     Право на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Каждый человек в Казахстане имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Надо сказать, что ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом (ст. 18).

     Статья 25 Конституции Республики Казахстан  констатирует, что жилище человека неприкосновенно. Не допускается лишение жилища иначе, как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом.

     Конституция также устанавливает, что государственные  органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации (ст. 18).

     Право на свободу мысли, совести, вероисповедания. В Республике Казахстан признается идеологическое многообразие (ст. 5) и запрещается цензура. Каждый человек имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Однако необходимо сказать, что пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия не допускается (ст.20).

     В соответствии со ст. 22 Конституции Республики Казахстан каждый человек имеет право на свободу совести. При этом осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.

     Характерно, что принятый 15.01.1992 г. Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», с изменениями и дополнениями от 20.12 2004 г. и 8.07.2005 г., жестко ограничивает полномочия уполномоченного органа по связям с религиозными объединениями. На него возлагается следующее:

  • проведение изучения и анализа деятельности созданных на территории Республики Казахстан религиозных объединений, миссионеров и малых религиозных групп, не имеющих признаков юридического лица;
  • осуществление информационно-пропагандистских мероприятий по вопросам отношения к его компетенции;
  • проведение разъяснительной работы по вопросам государственной политики в области обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания;
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания;
  • координация деятельности местных исполнительных органов в сфере регулирования отношений с религиозными объединениями;
  • обеспечение проведения религиозных экспертиз с участием представителей религиозных организаций, общественных объединений, государственных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области права на свободу совести;
  • рассмотрение вопросов, касающихся нарушений законодательства Республики Казахстан, о свободе вероисповедания и религиозных объединениях;
  • установление и поддержка международных связей с соответствующими организациями иностранных государств;
  • внесение предложений в правоохранительные органы по запрещению деятельности физических и юридических лиц, в том числе религиозных объединений, нарушающих законодательство республики;
  • дача официальных разъяснений по вопросам, относящимся к его компетенции.

     Право на свободу от рабства и содержания в подневольном состоянии. Поскольку рабство и подневольное состояние чаще всего ассоциируются с принудительным трудом, то законодатель Республики Казахстан утвердил, что каждый человек имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения (ст.24).

     Право на равенство перед законом и  на равную, без всякой дискриминации, защиту со стороны закона. Статья 14 Конституции Республики Казахстан прямо говорит о том, что все люди равны перед законом и судом и никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Здесь же можно повторить новеллы о равном праве людей на судебную защиту своих прав и свобод, получение квалифицированной юридической помощи, которая в отдельных случаях может быть оказана бесплатно (ст. 13). В качестве гарантии реализации этого права можно привести положение о том, что судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической организации (ст. 23). Предусматривается также право считаться невиновным, пока виновность не будет доказана судом в соответствии с законом; право не подвергаться осуждению и преследованию за совершение действия, которое в момент совершения не признавалось как преступное; право на признание правосубъектности, вне зависимости от того, где человек находится; право не подвергаться более тяжкому наказанию, нежели то, которое могло быть наложено в момент совершения правонарушения; право на быстрое и эффективное восстановление в правах в случае, когда права, предоставляемые конституцией или законом, были нарушены.

     Говоря  об этом комплексе гражданских прав, следует сказать, что, помимо общих  положений о независимости и  неподотчетности судов, законодатель сформулировал ряд общих и  единых для всех судов принципов, которыми судья должен руководствоваться при отправлении правосудия. Среди них:

  1. лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;
  2. никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;
  3. никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;
  4. в суде каждый имеет право быть выслушанным;
  5. законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;
  6. обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
  7. никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги), близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;
  8. любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
  9. не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;
  10. применение уголовного закона по аналогии не допускается (ст. 77).

     Кроме того, конституционная норма прямо  указывает на то, что каждый человек  имеет право на признание его  правосубъектности (ст. 13).

     Право на гуманное обхождение в случае лишения  свободы, предотвращение пыток или  жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство обращений и наказаний. Осознание народа Казахстана миролюбивым гражданским обществом, желающим занять достойное место в мировом сообществе (Преамбула Конституции Республики Казахстан), утверждение Республики демократическим и правовым государством, высшей ценностью которого является человек, с его правами и свободами, свидетельствуют не о чем ином, как о стремлении государства быстрее порвать с рецидивами прошлого. Наконец, ст. 17 Конституции Республики Казахстан указывает на то, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

     Право вступать в брак, образовывать семью  и воспитывать детей. Данное гражданское право может быть реализовано в соответствии со ст. 27 Конституции Республики Казахстан. Ее положения гласят, что брак и семья, материнство, отцовство и детство в Казахстане находятся под защитой государства; что забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Подводя некоторые предварительные итоги соответствия гражданских прав, установленных законодательством Республики Казахстан, с их общепринятым перечнем, можно сказать, что эти два списка незначительно отличаются один от другого. Причина того, что отдельные гражданские права, которые были отмечены в эталоне, но не нашли отражения в законодательстве Республики, сводится к следующему: законодатель исходил из того, что многие гражданские права в редакции прошлых лет как бы исчерпали себя, морально устарели и были поглощены другими, более современными и емкими формулами. Кроме того, излишняя конкретизация отдельных из них также есть оценка состояния прав человека прошлых лет.

     Думается, что такого рода несоответствие не является признаком неприятия гражданских прав или недемократичности современного казахстанского государства. Можно сказать как раз обратное: приняв такую Конституцию, Казахстан продемонстрировал всему миру приверженность общим гуманитарным принципам, в соответствии с которыми и строится правовое и демократическое государство.

     В подтверждении такого вывода уместно  привести отдельные положения Конституции  Республики Казахстан, говорящие о  гарантиях реализации гражданских прав:

  • признание народа единственным источником государственной власти, который осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам, выступающим от имени государства в пределах делегированных им полномочий (ст. 3);
  • реализация принципа разделения властей. Статья 3 Конституции Республики Казахстан указывает на то, что государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов, в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые взаимодействуют между собой, с использованием системы сдержек и противовесов;
  • утверждение Конституции Казахстана в качестве документа, имеющего высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики (ст. 4);
  • признание приоритета международного права над правом внутренним. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно (ст. 4);
  • признание требования обязательной публикации законов Республики. Официальное опубликование законов и других нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения (ст. 4);
  • конституционное признание идеи плюрализма в различных его проявлениях и запрещение цензуры;
  • в Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие (ст. 5);
  • запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований (ст. 5);
  • ограничение влияния граждан и организаций иностранных государств на деятельность политических, религиозных и иных общественных организаций (ст. 5);
  • признание равными различных форм собственности. В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность;
  • запрет для некоторых категорий государственных служащих состоять в партиях и профсоюзах. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии (ст. 23);
  • утверждение обязательного среднего образования. Гражданам Казахстана гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно (ст. 30);
  • признание Президента Республики Казахстан символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 40).

Информация о работе Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в современном праве Казахстана