Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:18, дипломная работа
Проблема взаимоотношения государства и личности, защиты естественных и неотъемлемых прав и свобод человека появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 8
1.1 Правовой статус человека и гражданина: структурные элементы 8
1.2 Личность как субъект и объект правового регулирования
общественной жизни 16
2 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 27
2.1 Право как мера свободы и взаимной ответственности личности и
государства 27
2.2 Гарантии прав и свобод личности в международном праве 41
3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ
ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 47
3.1 Реализация и правовое обеспечение прав человека и гражданина
в Республике Казахстан 47
3.2 Правовое государство как гарант прав и свобод гражданина 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
Сословность (корпоративность) означала равенство прав членов сословия (корпорации), предполагала защиту их корпоративных прав и интересов от посягательств как со стороны государства в лице монарха, так и со стороны других сословных структур (учреждений). Принцип равноправия, таким образом, получает развитие, наполняется новым содержанием, расширяет рамки свободы той или иной личности и общества в целом.
Характерным в этом отношении является законодательство Англии. Уже Великая хартия вольностей (1215 г.) провозгласила ряд прав и свобод, ограничила произвол короля в отношении крупных феодалов (баронов), закрепив принципы законности и суда равных: «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны»[ Конституции буржуазных государств Европы. М., 1957. С. 39]. Указанный акт получил развитие в Петиции о правах (1628 г.), которая возлагала определенные обязанности на короля, призванные защищать подданных от произвола королевской власти. В Петиции о правах закреплялись право неприкосновенности личности и право равенства всех лиц перед законом независимо от социального статуса в случаях совершения преступления или присуждения к смертной казни.
Хабеас Корпус акт (1679 г.) установил надлежащую процедуру как гарантию неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности правовые средства. Билль о правах (1689 г.), утверждая конституционную монархию, явился по существу договором между королевской властью и парламентом. Билль о правах установил свободу выборов в парламент, свободу слова и прений в парламенте, право обращения подданных с петициями к королю, запретил без согласия парламента приостанавливать действие законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армю в мирное время. Акт об устроении (престолонаследии) (1701 г.) установил верховенство парламента в законодательстве, ответственность министров перед парламентом, несменяемость судей, другие нововведения, расширившие свободу личности от произвола властей, что было обусловлено интенсивным развитием экономических отношений, усилением власти нового сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу, монархическому абсолютизму. Права человека рассматривать как привилегии, дарованные королем, сеньорами своим вассалам. Развитие протестантизма (в первую очередь, в средневековой Англии) сопровождалось утверждением идей ограничения законом абсолютной власти короля и его вассалов, признанием права вассалов на жизнь и свободу, на судебные гарантии их осуществления. Однако законы, закрепляющие права вассалов в отношениях с королем, не были универсальными, носили ограниченный, корпоративный характер. Плюрализм же вероисповеданий вел к возможностипризнания идеи прав человека над конфессиональностью характера, что несомненно имело прогрессивное значение [Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование. Проблемы теории и практики. Волгоград, 2004. С. 15 - 16].
Новым
этапом в прогрессивном развитии
социально-правового положения
Формирование капитализма в идеологическом отношении сопровождалось распространением просветительских учений нового времени великих мыслителей - Г. Гегеля, Г.Гроция, Т. Джефферсона, И. Канта, Дж. Лильберна, Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. Мэдисона, Т.Пейна, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы и др. Огромное влияние на развитие концепций правового положения личности имели философия, этика, политология, юриспруденция. В западноевропейской политико-правовой мысли ведущее место в обосновании правового положения личности заняла естественно-правовая концепция прав человека и гражданина в различных ее модификациях. Согласно этой доктрине права присущи человеку от рождения. Они самодостаточны и независимы от усмотрения и воли государства, так как предначертаны человеку самой природой или Творцом. Естественно-правовая концепция делает акцент на автономии личности, ее индивидуальности.
В центре концепций и доктрин Нового времени стояли идеи свободы и прав человека, определяющие новые принципы отношений индивида и государства; идеи о том, что государственная власть должна, руководствуясь не произволом, а законом, охранять неотъемлемо принадлежащие человеку права и свободы. Естественные, неотчуждаемые права человека ставились выше государственной власти, они призваны ограничивать, удерживать ее от произвола и насилия. По мнению Г. Гроция, «государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» [Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 74].
В основе образования государства, по мнению многих идеологов нового политико-правового мышления, лежит заключение общественного договора. «Всякое мирное образование государства, - писал Д. Локк, - имело в своей основе согласие народа» [Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 1. С. 66]. По мнению сторонников общественного договора, созданию государства предшествовало естественное состояние людей, которое не обеспечивало государство, закон, поэтому люди приходят к пониманию необходимости заключения общественного договора, цель которого есть обеспечение свободы и собственности. Созданное путем общественного договора государство должно опираться на господство права, основанного на естественных неотчуждаемых правах человека, и на разделение властей.
Естественные права человека (право на жизнь, собственность и др.) Локк связывал с его свободой, которая должна быть оберегаема в государстве, основанном на праве: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в том обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем» [Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 1. С. 16]. В этих положениях Локка ярко прослеживается неразрывная связь свободы, прав человека, господства права, обеспечивающего всем равное положение в обществе. Ш. Монтескье проводил четкую грань между правлением при посредстве законов и деспотическим режимом, который вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица [Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 169.]. Правление при посредстве законов основывается на разделении властей, призванных сдерживать друг друга. При разделении властей возможен «государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет» [Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 289].
Ощутимый вклад в разработку теории взаимосвязей личности, права и государства внес немецкий философ И. Кант. Государство, по его мнению, есть союз множества людей под господством права. «Наилучший строй тот, - писал Кант, - где власть принадлежит не людям, а законам» [Кант И. Соч. В 6 т. М., 1966. Т. 4. С. 283]. Способом достижения правомерного государства Кант полагал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых автономна, т.е. действует в рамках своей компетенции. Если первая из властей издает законы как власть суверенная, вторая - действует на основе законов, то судебная власть говорит о том, что есть право. Она решает спор, выступает против антизаконных действий.
Основополагающая идея Канта о правомерном государстве заключалась в следующем: гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к исполнению закона, которой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Таким образом, идея свободы индивида, выдвинутая просветителями, была развита в работах Канта и связывалась с правовым равенством людей, их свободным обществом: «Право - это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» [Кант И. Соч. В 6 т. М., 1966. Т. 4. С.139]. Эта свобода, по Канту, независима от внешних обстоятельств, она - естественное прирожденное право человека. Там, где государство основано на конституционном праве, отвечает общей воле народа, там государство - правомерное, в условиях которого не может быть патерналистского вмешательства государственной власти в дела личности, чем бы это ни оправдывалось.
Кант полагал, что каждое лицо независимо от его социального статуса обладает совокупностью прирожденных прав, вечных и неизменяемых. Ограничение личной свободы он видит в свободе других: свобода самоопределения настолько широка, насколько она совмещается со свободой других. В итоге должна быть совокупность выгод, говоря современным языком, сочетание интересов. Кантовская идея свободной автономной личности несла в себе мощную гуманистическую направленность. В кантовской философии, по мнению Гегеля, человек обретает в самом себе устойчивый центр, и для его воли нет другой цели, кроме той, которую она черпает из себя самого, кроме цели ее свободы[Гегель Г.В.Ф. Соч. М.; Л., 1935. Т. XI. С. 444.].
Последователи Канта, опираясь и на идеи его предшественников (Ч. Вольф, С. Пуфендорф, Ф.Ю. Шталь, Л. Штейн и др.), в развернутом виде аргументировали идею правового государства (А.В. Дайси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, П. Лабанд, А. Эсмен и др.). Еллинек подчеркивал, что правовым государством может считаться лишь то государство, в котором законодатель так же подзаконен, как и гражданин.
Реализация системы прав и свобод человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. В последнее время ученые все чаще говорят о так называемых «трех поколениях прав человека».
«Первым
поколением» прав человека принято
считать гражданские и
Всемирно-историческое значение имела борьба за права человека и другие принципы правового государства в США. Первыми юридическими документами в истории, которые провозгласили права человека, считаются: Билль о правах (1776 г.), принятый конгрессом народных представителей штата Вирджиния в Северной Америке, Декларация независимости США (1776 г.), принятая Континентальным конгрессом тринадцати североамериканских колоний, затем Конституция США (1787 г.) и знаменитые десять поправок к ней, известные как Билль о правах (1791 г.). Особые билли о правах были приняты в период с 1776 по 1783 г. в штатах Мэриленд, Пенсильвания, Северная Каролина, Вермонт, Массачусетс, Делавэр, Нью-Хэмпшир. Эти документы закрепляли ряд традиционных прав и свобод, процессуальные гарантии в соответствии с теоретическими установками доктрины естественного права, а именно: автономию человека, разделение властей, народный суверенитет, экономическую свободу. Идеи американской Конституции вошли в конституции стран латиноамериканского континента (Аргентины, Венесуэлы, Мексики и др.).
Новый этап в развитии теории и практики правового положения личности в движении к правовому государству связан с Великой французской буржуазной революцией, которая дала миру Декларацию прав человека и гражданина (1789 г.), провозгласившую свободу, равенство и братство всех людей, обеспечение и защиту естественных и неотчуждаемых прав человека. Был провозглашен принцип равенства всех граждан перед законом в контексте идей о государстве как общественном договоре. В нем отмечается, что «невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств». Поэтому представители французского народа, образовав Национальное собрание, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые, священные права человека. Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека: свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению.
Декларация закрепляет презумпцию невиновности, свободу совести, свободное выражение мнений, свободу печати, гарантии личных и иных прав граждан. В основе Декларации прав человека и гражданина лежали идеи естественного права, которому должны соответствовать законы государства (позитивное право). Иными словами, естественное право - это идеал, реально обусловленный складывающимися условиями общественной жизни. Права человека и гражданина для той поры - это каталог буржуазно- демократических прав и свобод личности: право частной собственности, свобода предпринимательства, право личной безопасности, свобода совести и др. Получив закрепление в законах буржуазных государств, права человека становятся правами гражданина конкретного государства. Декларация прав человека и гражданина, практика ее реализации стали колоссальным шагом вперед, прорывом в развитии свободы личности.
Декларация прав человека и гражданина, испытавшая влияние предшествующего англосаксонского опыта в сфере прав и свобод человека, в дальнейшем оказала неоспоримое влияние на повсеместное признание и защиту прав человека и гражданина, на практическую реализацию идей правового государства. Положения о правах человека были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую Конституции. Декларация прав человека и гражданина стала историческим завоеванием всего человечества, несомненно, приобрела всемирное значение.
Классическое представление о правовом государстве во взаимоотношениях с индивидом исходило из идеи негативной свободы, т.е. свободы личности от любых посягательств со стороны других субъектов права. Цель государства - охрана личности от подобного вмешательства. Роль государства сводилась к осуществлению охранительных (полицейских) функций, к роли ночного сторожа. Локк цель государства видел в потребности охраны собственника и отрицал его право выхода за пределы этой цели. Т. Пейн утверждал, что общество само в состоянии делать почти все, что возлагается на правительство. Идеологи раннебуржуазного общества роль государства сводили к необходимости охраны свободы и прав человека от чьих бы то ни было (в том числе и самого государства) посягательств. Это так называемая личная (гражданская) свобода, при наличии которой человек может самостоятельно и автономно использовать свои способности и возможности. Прежде всего, речь шла о невмешательстве, пресечении государственного вмешательства в экономику, рыночную сферу. Политические отношения индивида и власти служили способом защиты личной экономической свободы. Поэтому понятие правового государства, господства права на ранних этапах буржуазного развития означало, прежде всего, ограничение его вмешательства в экономику и обеспечение личной свободы индивида в распоряжении собственностью в условиях рыночных отношений.