Конституционная защита прав и свобод личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Мне нравятся принципы, заложенные в Конституции РФ. И я искренне надеюсь, что они получат даль¬нейшее развитие. Именно по этой причине я решила выбрать эту те¬му для курсовой работы. На мой взгляд, пока еще не всё так хо¬рошо и замечательно, как провозглашено в Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенци¬ал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. ..……………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СИСТЕМА. …..5
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РФ. ..………………………………10
Личные права и свободы. ………………………………………………….14
Политические права и свободы . ………………………………………….18
Социально-экономические права и свободы. .……………………………19
Иные права и свободы. ………………………….........................................22
Конституционные гарантии прав и свобод человека. …………………...23
3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ
И АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ. ………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ..……………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории государства и права.doc

— 166.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.  ..……………………………………………………………………..3

  1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СИСТЕМА. …..5
  2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РФ. ..………………………………10
  3. Личные права и свободы.  ………………………………………………….14
  4. Политические права и свободы .  ………………………………………….18
  5. Социально-экономические права и свободы.  .……………………………19
  6. Иные права и свободы.  ………………………….........................................22
  7. Конституционные гарантии прав и свобод человека.  …………………...23
  8. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ

     И АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.  ………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………….30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.  ..……………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Каждый человек в своей жизни, по сути, свободен и обладает определёнными  правами. Другое дело, что они (права) не всегда соответствуют нормам жизни и, поэтому их дальнейшее толкование переходит «в руки» Конституции, дабы предотвратить ложное понимание прав и свобод человека.

     На мой взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, человек не может чувствовать себя полноправным членом гражданского демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества, составлять его часть, вносить какие-либо преобразования и улучшать не только свою, но и жизни окружающих людей. Ведь на самом деле человек не существует без ответственности за будущее и благо других. Другими словами, каждый из нас хотя бы раз в своей жизни сталкивался с законом, пусть не напрямую, но косвенно мы постоянно взаимодействуем друг с другом посредством юридических норм, соответственно соблюдая и защищая свои права. Однако всё же основным гарантом защиты наших прав и свобод является государство, так как   «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст.1 Конституции РФ).

     В своей работе я хочу отразить, путём сравнительного анализа, правовой  статус граждан различной национальности, выявить недостатки и преимущества, взяв за базовую платформу Конституцию РФ 1993года. Кроме того, я считаю нужным охватить Конституции и правовые акты зарубежных стран, например, Францию и США. Такой метод я считаю более эффективным, так как «всё  познаётся в сравнении», а тем более в случае выявления преимуществ и недостатков он просто незаменим.

      Мне нравятся принципы, заложенные в Конституции РФ. И я искренне надеюсь, что они получат дальнейшее развитие. Именно по этой причине я решила выбрать эту тему для курсовой работы. На мой взгляд, пока еще не всё так хорошо и замечательно, как провозглашено в Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС  ЛИЧНОСТИ:

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СИСТЕМА

 

        Правовой статус личности, по сути, являет собой всю совокупность прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей  действующего права. Мы привыкли к тому, что ещё с рождения  за нас всё определено: рождаясь, мы уже обладаем рядом прав, обязанностей и, несомненно, свобод. Таким образом, с самых первых дней пребывания на земле основная база нашего существования уже заложена и являет собой «ядро правового статуса личности».

     Правовой статус личности, сам по себе, несёт в своём глубоком понимании явление человека состоявшегося, у которого, не смотря на отсутствие материальных благ, есть свобода, право на существование и множество других характерных прав. Но как же разделить их? Как наиболее точно понять их классификацию и виды?

     Научной классификацией занимались такие известные люди, как Л.Д. Воеводин, М.П. Карева и другие. Воеводин, например, довольно удачно сумел выделить группы основных прав, свобод и обязанностей граждан, расформировав их следующим образом:

  • права и обязанности граждан в сфере социально-экономической и культурной жизни;
  • права и обязанности  граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни;
  • права и обязанности граждан в сфере индивидуальной свободы.

     Именно этот человек подробно исследовал систему правового статуса личности.

     Кроме подобной группировки, немаловажное значение имеет последовательность расположения соответствующих прав, обязанностей и свобод, присущая Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Именно такой вид позже приняла действующая Конституция РФ, где сначала указаны личные, затем политические, и только потом - социально-экономические права.

     В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», политические – «гражданам». В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может «самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности» (ст.1 Конституции РФ) с 18 лет.

     Переходя к политическим правам и обязанностям, нужно сказать, что именно этот пункт состоит из двух подпунктов, первый из которых включает права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Как известно, сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций.

     Второй подпункт, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Это, в свою очередь, свобода слова и  печати; свобода союзов; свобода собраний.

     Правом  участия в политической жизни государства наделён каждый человек в отдельности, независимо от статуса и положения в обществе, так как «народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти» (ст.3 Конституции РФ).

     Право на референдум является не только правом участия в местном голосовании, но и правом требовать выведения вопроса на голосование, чтобы его результаты  учитывались при общем вынесении решения по данному  вопросу (если вопрос решается путём референдума).

     Кроме того, желающие выразить своё мнение (если это не возможно путём референдума), имеют право на петицию. Если говорить об участии населения в политической жизни государства, то здесь немаловажное значение имеет право на создание объединений, другими словами – профсоюзов. Причём, «право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства». Однако это право вовсе не носит принудительный характер: «никто не может быть принуждён к вступлению в какое – либо объединение или пребыванию в нём». Данное право не оспоримо и даже необходимо в любом демократическом государстве. Это способствует, в первую очередь, развитию инициативы, желанию решать вопросы массового значения, взаимопомощи. Следующее немаловажное политическое право – свобода манифестаций, митингов, собраний и демонстрационных шествий.

     «Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни»,- так писал Ю.А.Дмитриев. И он на самом деле был прав. Это, своего рода, способ самовыражения, проявления своего собственного «я», но не в отдельности, а в тесной связи с окружающими и государственным аппаратом.

     Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:

  • собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;
  • митинга - формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время;
  • демонстрации - формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни;
  • шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту;
  • пикетирования - формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

     Если говорить о свободе печати, то она, к сожалению, в Конституции не урегулирована, то есть вопрос средств массовой информации остаётся открытым.

     Помимо всего сказанного, стоит упомянуть и о видах правового статуса. Принято различать пять основных видов: общий, специальный, индивидуальный, отраслевой и конституционный. Названные виды статуса в жизни неразделимы. Каждый человек одновременно обладает всеми видами статуса, поскольку является неповторимой личностью и гражданином своего государства, принадлежит к какой – либо социальной группе.

     Таким образом, правовой статус личности – это юридически закреплённое положение индивида в обществе. «Правовой статус – комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства. Уже от рождения человек получает определённый статус – статус личности со всеми прилагающимися свободами, правами и обязанностями»¹. Пройдя по пути преобразования человечества, мы вступили в новую стадию развития цивилизации: если раннее, к примеру, свобода митингов и демонстраций фиксировалась на бумаге, а на деле это выглядело следующим образом – любого организатора митинга и всех его

 

¹ Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник – 4е изд. Юрайт. 1998г.- стр. 13

участников ожидало  суровое наказание, то теперь мы чётко  знаем свои права и уж точно научились их отстаивать. Однако в целом всё же  существует ещё множество недостатков, которые ограничивают реальные действия, направленные на улучшение качества жизни общества.

     Именно поэтому был создан скоординированный план государственных усилий на основе Конституции РФ 1993 года и международно-правовых обязательств России. Но, если учитывать нынешнее положение, то одного плана недостаточно. Необходимо стремление всего народа и конечно помощь государства.

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

     Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться для начала к общей характеристики действующей Конституции РФ.

     «Конституция РФ 1993 года ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция РФ 1993 года является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии»². Вместе с тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода (это касается, прежде всего, некоторых чисто «советских» социально-экономических прав).

     Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 года, можно сказать, что демократический характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Нормы, посвященные правовому статусу личности, сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2  «Права и свободы человека и гражданина». Однако, ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1 «Основы конституционного строя». Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех

 

² Власенков Н.А. Советское государство и право. Москва. 1990г. №12.

других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми  процессуальными и институциональными гарантиями, эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

     Какие же принципы заложены Конституцией 1993 года в основу правового статуса личности?  Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1 «Основы конституционного строя». В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (ст. 2 Конституции РФ), а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (часть 4 ст. 15 Конституции РФ). В Главе 2 закреплены принципы не отчуждаемости прав и свобод человека (часть 2 ст. 17 Конституции РФ), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (ст. 18 Конституции РФ), равноправия (равенства перед законом и судом) (ст. 19 Конституции РФ). Чтобы понять подлинный смысл и значение закрепления в новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. «Как известно, большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской наукой государственного права, как основанные на «буржуазных» теориях естественного права.  Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека «дарованных» ему прав, если это потребуют интересы того же государства»³.

Информация о работе Конституционная защита прав и свобод личности