Конституционная защита прав и свобод личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Мне нравятся принципы, заложенные в Конституции РФ. И я искренне надеюсь, что они получат даль¬нейшее развитие. Именно по этой причине я решила выбрать эту те¬му для курсовой работы. На мой взгляд, пока еще не всё так хо¬рошо и замечательно, как провозглашено в Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенци¬ал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. ..……………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СИСТЕМА. …..5
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РФ. ..………………………………10
Личные права и свободы. ………………………………………………….14
Политические права и свободы . ………………………………………….18
Социально-экономические права и свободы. .……………………………19
Иные права и свободы. ………………………….........................................22
Конституционные гарантии прав и свобод человека. …………………...23
3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ
И АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ. ………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ..……………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории государства и права.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Нужно сказать, что качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающим этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поп-

³ Малько А.В. Теория политики. Саратов. 1994г. – стр.29

равок в текст действовавшей  тогда Конституции 1978 года.

     Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.

     Особенно стоит уделить внимание принципу равноправия (равенства перед законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 года сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1 ст. 19 Конституции РФ), потом статья 19 Конституции РФ «гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств личности» (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т.д.) В этой же части говориться о запрете любых ограничений равенства граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19 Конституции РФ, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав.

     «Конституционная доктрина современных государств, все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющие естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола. Особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т.п.»4

     Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления

 

4 Малько А.В. Теория политики. Саратов. 1994г. – стр.27

и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.

     Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его отличие от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главе находились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка - права личные. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма, авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические и только на третье - социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (часть 1 ст. 35 Конституции РФ). Это настолько недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как «буржуазной» ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий спектр социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой преемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительства.

      Заметным образом изменилась юридическая техника конституционного закрепления прав и свобод. На место демагогии советских конституций, говоривших о «материальных гарантиях» прав в виде «неуклонного роста производительных сил», пришли четкие, юридически взвешенные формулировки, достаточно конкретные для текста современной демократической конституции.

2.1 Личные права и свободы

 

     К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (например, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года) и конституции обычно относят к личным правам и свободам     следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 года.

     Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных государствах. Так, в государствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация относится к последним. Так, ст. 29 Конституции РФ, провозглашая право на жизнь, оговаривает, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Закрепление права на жизнь в отечественной государственно-правовой практике также новое явление - его не содержала ни одна из конституций советского периода.

     Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность.  Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенности заключаются, как правило, в том, что:

  1. состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом;
  2. задержание может быть обжаловано в суд, и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда;
  3. арест должен производится лишь на основе судебного приказа или согласно санкции прокурора;
  4. лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением известных процессуальных гарантий.

     Право на личную неприкосновенность гарантируется в ст. 22 Конституции РФ 1993 года. Согласно пункту 2 этой статьи, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок  более 48 часов.

     Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть 1 ст. 23 Конституции РФ), а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 ст. 23 Конституции РФ). Большим новшеством для России является содержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. На протяжении всей истории и до сегодняшнего дня это право произвольно нарушалось «компетентными органами», которые в лучшем случае обязаны были получить санкцию прокурора.

     Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением, новые возможности и опасности вызвали появление как в зарубежной, так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций. Так, совершенно новаторски для отечественной государственно-правовой практики выглядит содержание статьи 24 Конституции РФ: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации частной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Регулированию комплексного института свободы информации и права на информацию посвящена также статья 29 Конституции РФ. Сложная конструкция этой статьи содержит целый ряд корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Среди ограничений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

     Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26 Конституции РФ).

     Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Право на объединение является личным, но также и политическим правом, если речь идет об объединениях политического характера (партия, политических движениях и т.п.). Свобода союзов и ассоциаций представляет  собой право на образование любого союза в рамках требования закона. Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. «Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения» (ст.30 Конституции РФ).

     Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, который не  смотря на все перемены никак не может утвердиться в российской действительности, является свобода передвижения и поселения. Этот пункт  представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее, при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на территории государства, гражданами которого они являются.  Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических государствах существует целый ряд ограничений. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве государств значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения государственной безопасности и сохранения государственной тайны. Свобода передвижения и поселения гарантируется ст. 27 Конституции РФ 1993 года, а осуществление ее регулируется Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года. Как и ряд других, свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения.

 

2.2 Политические права и свободы

 

     Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций.

     Конституция РФ 1993 года наделяет граждан России всей полнотой политических прав в их современном понимании. Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: ст. 31 (право проводить собрания, шествия, митинги, демонстрации, пикетирование), ст. 32 (право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении правосудия) и ст. 33 (право индивидуальных и коллективных петиций). Очевидно, что эти статьи носят “рамочный” характер. В настоящее время в Федеральном Собрании Российской Федерации идет большая работа над проектами федеральных законов, которые должны наполнить абстрактные нормы конституции конкретным содержанием. Это проекты законов «О митингах, шествиях и демонстрациях», «О референдуме», «О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» и другие. В настоящее же время содержание этих статей конкретизируется рядом подзаконных актов, некоторые из которых были изданы еще в иную историческую эпоху.

     В РФ активное избирательное право принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18 летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивным избирательным правом требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами для выборов в федеральные органы власти, и законодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

     Таким образом,  существующие положения соответствуют нормам, не ущемляя при этом истинных прав человека и гражданина.

 

2.3 Социально-экономические права и свободы

    

     Несмотря на то, что им уже не отводится первая роль, как прежде, социально- экономические права и свободы продолжают по-прежнему занимать весьма важное место в системе конституционного регулирования правовой личности в Российской Федерации. Авторы проекта ныне действующей Конституции стремились урезать социально-экономические права до минимума, но столкнувшись с совершенно противоположными ожиданиями населения, решили не испытывать судьбу и сохранить эти права если не содержательно, то хотя бы номинально. Социально-экономическим правам посвящены статьи 34-41 Конституции РФ.

     Интересно проследить метаморфозу их каталога и содержания по сравнению с последней советской Конституцией (редакции 1988 года). Если тогда перечень открывало право на труд, затем шли права на отдых, охрану здоровья, на материальное обеспечение по старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, право на  жилище, на образование. В нынешней конституции список начинается с права на свободу предпринимательства и права частной собственности, потом снова идет право частной собственности, но уже на землю, свобода труда, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Как видно, в последней советской конституции право собственности вообще «выпало» из каталога прав.

Информация о работе Конституционная защита прав и свобод личности