МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра конституционного
права
КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Курсовая работа
Слёз Анастасии Адамовны
студентки 1 курса, 8 группы
специальность «Правоведение»
очная форма обучения
_____________________________
(подпись студента)
Научный руководитель:
старший преподаватель
Наумович Татьяна Владимировна
Минск, 2014
Оглавление
Введение3
Глава 1. Конституционное право
в системе прав6
Глава 2. Виды конституционных
обязанностей9
2.1. Общая характеристика конституционных
обязанностей в Республике Беларусь 9
2.2. Обязанность
соблюдать ее Конституцию, законы и уважать
национальные традиции 11
2.3. Обязанность уважать
достоинство, права, свободы, законные
интересы других лиц 12
2.4. Обязанность беречь историко-культурное,
духовное наследие и другие национальные
ценности 12
2.5. Охрана природной среды13
2.6. Обязанность принимать
участие в финансировании государственных
расходов путём уплаты государственных
налогов, пошлин и иных платежей 14
2.7. Защита Республики Беларусь15
Глава 3. Конституционные гарантии
прав и свобод личности 19
Заключение24
Список источников26
Введение
Национальный дух и философия
государства всегда подчёркивались не
только определённым набором ценностей
беспримерными дискуссиями о менталитете,
но и конституциями как основными законами
государства. Именно в таком ключе — как
основной закон — любая конституция обретает
свой путь в правовом пространстве, определяет
судьбы стран и народов, устанавливает
присущую им систему политических, экономических,
социальных и прочих связей и отношений.
Вместе с тем любая конституция проживает
жизнь со своим народом, отражает его
надежды и стремления, заблуждения и разочарования,
формирует некий социально-исторический
фон, становящийся основой проведения
судьбоносных для государства преобразований
и трансформаций. Как правило, конституция
страны — это совсем небольшая по объёму
книга, но по своей мощи правового воздействия
способная противопоставить злу добро.
Конституции мира всегда считались защитой
цивилизации, они становились мерой государственности,
определяющей жизнеспособность страны,
её авторитет на международной арене,
её характеристики и свойства, которые
запечатлевают образ страны в сознании
её граждан, порождают ассоциации, никак
не разделяющие человека и государство,
а напротив, сближающие их выделяющие
слитность человека с душой и духом своего
народа. За этими словами, как мне кажется,
кроется не установка на излишнее возвеличивание
конституции (на самом деле только конституция
способна примирить людей во враждующих
лагерях и только конституция может открыть
человеку самые важные истины государственной
жизни), а способно ли государство защитить
человека и гарантировать ему свободу
совести и убеждений, презумпцию невиновности,
избирательное право, право на частную
собственность и так далее.
Пожалуй, каждое государство
берёт своё начало именно с конституции.
Конституция как основной закон главенствует
не только в системе права, но и ценностно-смысловой
системе, порождающей культуру, влияющей
на духовную жизнь человека и общества.
Боле традиционным является
рассмотрение конституции с точки зрения
её юридического значения. Конституция
как нормативно-правовой акт имеет свою
определённую структуру, отражает изменение
направления различных правовых институтов
и норм во всех общественных отношениях,
а конституция как исторический документ
свидетельствует об определённых этапах
ценностных исканий народа в довольно
протяжённом отрезке времени, нередко
на протяжении более двух столетий.
Как известно, в юридической
науке двадцатого столетия и нового века
интерес к исследованиям конституции
или конституций нисколько не ослабевает.
Хотя на первый взгляд давно уже складывается
впечатление о том, что трудно придать
научному поиску в этом отношении вектор
новизны, и кажется, всё более отчётливо
звучит мнение об исчерпанности этой проблематики,
однако смысл конституционного, неизмеримости
его ценностных доминант, непреложности
исключает ситуацию забвения данного
исследовательского направления. В правовом
дискурсе, который за последнее время
заметно обогатился правоприменительной
практикой, связанной с нормами конституционного
права. Можно с уверенностью сказать о
том, что конституция помимо того, продолжает
оставаться заданной программой гармонизации
человеческих коллективных и индивидуальных
взаимоотношений, обретает статус священного
знания. Этот философский уровень значительно
расширяет горизонт мнений о конституции,
о её роли в жизни человека, общества, государства.
«При анализе такого явления, как духовность
(отмечают исследователи Г.В. Платонов
и Е.Ю. Новикова), необходимо различать
исторически устойчивые черты, составляющие
национальный характер, и черты личности,
которые формируются у индивида, у тех
или иных слоёв общества под влиянием
конкретных условий исторического развития»
[6, с. 294]. Исходя из этих черт личности народа,
нации в общем, государство с помощью конституции
определяет права и свободы, устанавливает
порог дозволенного поведения и вырабатывает
механизмы своей деятельности.
Конституция изначально должна
обладать такой устойчивостью, стабильностью,
должна быть объединителем общества и
государства, но концептуально оформляя
веяния эпохи, традиции и ценности людей,
в большей мере подвержена реформам вслед
за меняющимся миром, за меняющимся человеком.
О трансформациях конституционно-правовых
норм свидетельствуют разнообразные юридические
исследования.
Курсовая работа содержит три
главы. Глава первая и третья не имеют
парафов, вторая глава содержит семь параграфов.
В своей работе я рассматриваю место
конституционного права среди других
отраслей права, виды конституционных
обязанностей граждан Республики Беларусь,
конституционные гарантии прав и свобод
личности.
Цель исследования – изучить
некоторые конституционные обязанности
человека и гражданина, их классификацию,
признаки, нормативное содержание и общие
гарантии защиты.
Задачи исследования
– рассмотреть конституционное право
в системе прав, изучить особенности обязанностей,
вытекающие из особого статуса конституционного
права и самой конституции, изучить обязанности человека
и гражданина, проанализировать и уяснить
сущность каждой рассмотренной обязанности,
закреплённой в Конституции Республики
Беларусь и их регулирование, рассмотреть
в общих чертах гарантии защиты конституционных
обязанностей.
Исследование данной темы всегда
было и остаётся актуальным. Потому что
мы на протяжении всей жизни связаны с
правами и обязанностями, как своими, так
и других людей.
Глава 1. Конституционное право
в системе прав
Конституционное право является ведущей
основополагающей отраслью национальной
правовой системы (да и других государств,
исключая мусульманские страны, где главную
роль играет не Конституция, если она,
конечно, есть, а священная книга "Коран").
Такая роль данной отрасли права обусловлена,
прежде всего, значением общественных
отношений, которые закрепляются и регулируются
ее нормами.
С конституционного права начинается
формирование всей системы национального
права, всех отраслей, и в этом его системообразующая
роль. Ни одна отрасль права, той или иной
страны не может развиваться, если она
не находит опоры в конституционных принципах
или нормах конституционного законодательства,
а тем более, противоречит им. Конкретизирую
эти общие положения на примерах:
·Так, конституционное право определяет
систему, принципы организации и деятельности
органов государственной власти и управления.
Следовательно, оно устанавливает основы
административного права, которое регулирует
общественные отношения, возникающие
в сфере государственного управления;
· В конституционное право входят нормы,
закрепляющие экономический строй, формы
собственности, право частной собственности
граждан и право ее наследования. Эти нормы
составляют основы гражданского права,
регулирующего имущественные отношения;
· Конституционно-правовые нормы закрепляют
основные права граждан: на труд, отдых
и др. Эти нормы являются исходными для
трудового права, которое регулирует трудовые
отношения;
· Конституционное право закрепляет
обязанности граждан соблюдать Конституцию,
исполнять законы, уважать достоинство,
права, свободы, законные интересы других
лиц, при необходимости исполнять священный
долг по защите Республики Беларусь. Эти
положения являются исходными для уголовного
права;
· В конституционное право входят нормы,
определяющие принципы организации и
деятельности суда и прокуратуры. Следовательно,
они устанавливают основы уголовно-процессуального
и гражданско-процессуального права.
Таким образом, конституционно-правовые
нормы являются основой, на которой возникают
общественные отношения, регулируемые
другими отраслями права. Например, конституционно-правовая
норма, закрепляющая право граждан на
труд, регулирует отношения между гражданами
и государством, где на стороне граждан
- право на труд, на стороне государства
- создание условий для полной занятости
населения [1, ст. 41]. Если гражданин реализует
право на труд, то есть поступает на работу,
то этот юридический факт является основой
для возникновения новых, уже трудовых
отношений - отношений между гражданами
и администрацией предприятия или учреждения.
Конституционное право играет
особую роль в правовой системе. Данная
роль обусловлена тем, что конституционная
правоведущая, самая важная отрасль права.
Она оказывает руководящее воздействие
на остальные отрасли. Данное воздействие
осуществляется по 2 главным направлениям
:
1.Конституционное право устанавливает
основы содержания всех
без исключения отраслей права. Это становится
возможным благодаря регулированию конституционным
правом отношений в тех же сферах, что
и другими отраслями права вместе взятыми, однако конституционное
право регулирует соответствующие отношения
не исчерпывающе, закрепляя лишь их основы.
2.Конституционное право определяет
виды, юридическую силу, порядок принятия
нормативных актов, являющихся источниками
всех отраслей права. Например, конституционное
право регулирует законодательный процесс
(порядок принятия законов), устанавливает
виды нормативных правовых актов, издаваемых
Президентом, Правительством, местными
органами власти и так далее.
Однако, неверно было бы думать,
что конституционное право не испытывает
обратного воздействия. Другие отрасли
влияют на конституционное право следующим
образом:
— другие отрасли права устанавливают
ответственность за нарушения большинства
конституционно-правовых норм, тем самым
эти отрасли охраняют конституционное
право от нарушений. (Конституционное
право закрепляет право человека на жизнь,
но если кто-то лишает человека жизни,
то ответственность определяется неконституционным
правом, а уголовным правом, а в конституционном
праве нет санкции, эта отрасль зависит
в данном случае от уголовного права);
– многие конституционно-правовые
нормы могут быть реализованы лишь через
нормы других отраслей права. Например,
статья 60 Конституции гласит: «Каждый
имеет право в соответствии с законом
не только на возмещение имущественного
вреда, но и на материальную компенсацию
морального вреда» [1, ст.60]. Закон, который
упоминается в этой норме Конституции,
принадлежит не конституционному праву,
а гражданскому праву.
Конституционное право отсылает
к закону! А сам этот закон не входит в
отрасль конституционного права. Вот это
и есть слабость конституционного права.
Оно вынуждено опираться на другие отрасли.
С местом конституционного
права в правовой системе связан и вопрос
названия отрасли. В советское время отрасль
называлась исключительно «советское
государственное право». Это было обусловлено
тем, что наиболее распространенным субъектом
отношений, регулируемых отраслью,
было государство и его органы, однако
термин «государственное право» имеет
и недостатки. Он не позволяет отличить
отрасль от других публичных отраслей
права. (1974 год – издан учебник в Ленинграде
под редакцией Русиновой «Советское конституционное
право» – единственный случай подобного
названия). В начале 90-х годов в период
распада СССР на смену термину «государственное
право» пришел термин «конституционное
право». Основной причиной данного изменения
послужило провозглашение человека, его
прав и свобод высшей ценностью общества.
Именно личность, а не государство, стала
считаться главным субъектом любых правоотношений.
В связи с этим от названия «государственное
право» отказались (но не ввели термин
«человеческое право»). Термин «конституционное
право» производен от слова
Конституция, однако и он имеет
недостатки, поскольку Конституция, хотя
и основной, но далеко не единственный
источник.
С местом конституционного
права связан и вопрос о названии нашей
отрасли. В советское время отрасль называлась
"советское государственное право".
С распадом советского союза название
заменено на «Конституционное Право».
Надо признать, что это изменение было
больше обусловлено политико-идеологическими
факторами, а не научными соображениями.
Дело в том, что для науки оба названия
обладают плюсами и минусами, и в равной
мере имеют право на существование. "Государственное
право" обусловлено тем, что обязательным
субъектом в предмете данной отрасли выступает
государство (либо иной субъект власти).
Однако рассматриваемый термин не позволяет
отличить данную отрасль от других публичных
отраслей права - в них государство тоже
является обязательным субъектом отношений.
С таким же успехом административное право
можно назвать государственным правом.
"Конституционное Право" обосновывается,
является производным от названия главного
источника отрасли - конституции. Но данное
название отрасли не позволяет охватить
большое число других источников нашей
отрасли, кроме того название "конституционное
право" ничего не говорит о содержании
отрасли и предмете её регулирования.
В нашей стране отказались от "государственного
права" посчитав, что данное название
возвеличивает государство в ущерб человеку.
На современном же этапе именно человек,
его права считаются высшей общественной
ценностью [7, с. 4-6].