Глава 2. Виды конституционных
обязанностей
2.1. Общая характеристика
конституционных обязанностей в Республике
Беларусь
В юридической литературе особое
внимание уделяется правам и свободам
личности, гарантиям их реализации. При
этом такой важный элемент правового статуса,
как обязанность, не получает должного
изучения у правоведов, хотя никто из них
не ставит под вопрос его значимость. Как
отмечает С.Б.Кордуба «конституционные
обязанности имеют основополагающее значение
для определения соотношения интересов
человека, общества, государства, отраслевого
регулирования»[8, с. 3]. Проблема конституционных
обязанностей получила широкое распространение
в работах советских учёных-государствоведов
(Л.Д.Воеводин, В.А.Масленников, А.П.Таранов
и другие), но на современном этапе рассматриваются
лишь отдельные вопросы данной тематики
— моральный аспект конституционных обязанностей
(А.Н.Бодак), вопросы экологической конституционной
обязанности (Д.С.Велиева) и другие. Комплексному
изучению данной проблемы не уделяется
должного внимания.
Если говорить о причинах такого
отношения к юридическим обязанностям,
то можно согласиться с Л.Д.Воеводиным,
который видел их в кажущейся простоте
обязанности. «На первый взгляд может
показаться, что характеристика юридической
обязанности может быть исчерпана кратким
определением её понятия, поскольку она
не имеет той сложной внутренней структуры,
которая присуща субъективному праву»
[9, с. 26]. Однако юридические обязанности
также заслуживают подробного изучения
и анализа, так как без понимания обязанностей
невозможно в полной мере уяснить сущность
прав и свобод. А изучение сущности и особенностей
конституционных обязанностей в свою
очередь невозможно без понимания юридической
обязанности в целом.
Под юридической обязанностью
понимают закреплённую в нормах права
меру должного (общественно необходимого)
поведения, устанавливаемую и гарантируемую
государством в интересах граждан и общества,
вытекающую из целей и задач, возложенных
на субъекта правоотношений, являющуюся
необходимым элементом его правового
статуса и обусловленную его спецификой
[10, с. 483].
Конституционные обязанности
можно рассматривать в широком и узком
смыслах. В щироком смысле под конституционными
обязанностями можно понимать меры должного
поведения, закреплённые в нормах конституционного
права. Но при таком рассмотрении теряется
ряд специфических свойств, позволяющих
выделить данные обязанности в особый
вид, потому что нормы конституционного
права регулируют конкретные правоотношения,
устанавливая конкретные обязанности
для определённого круга лиц, то есть отраслевые
обязанности. Поэтому более правильным
будет понимание конституционных обязанностей
в узком смысле, в котором конституционными
обязанностями будут выступать лишь те,
которые прямо закреплены в конституции.
Конституционные обязанности
имеют ряд особенностей, вытекающих главным
образом из особого статуса конституционного
права и самой конституции.
Во-первых, конституционные
обязанности обладают верховенством.
Исходя из этого, все иные обязанности
отраслевого законодательства должны
им соответствовать. Однако верховенство
конституционных обязанностей не означает,
что отраслевые обязанности должны в точности
дублировать конституционные. Нельзя
рассматривать как нарушение конституционных
обязанностей различные льготы или полное
освобождение от обязанностей в отраслевом
законодательстве, если они устанавливаются
в соответствии с иными нормами конституции,
общими принципами права (например, налоговые
льготы, отсрочка от армии и другие).
Во-вторых, обязанности, прямо
закреплённые в нормах конституции, служат
правовой основой для всех других юридических
обязанностей. Нормы конституции выступают
в качестве основной базы для всех иных
отраслей права. Таким образом, отраслевые
обязанности разрабатываются на основе
конституционных обязанностей. Отраслевое
законодательство может содержать и другие
обязанности, которые не должны противоречить
смыслу конституции.
В-третьих, для каждого субъекта
правоотношения существует одинаковый
круг конституционных обязанностей. Требования
норм конституции, закрепляющих обязанности,
распространяются на всех субъектов правоотношений,
если иное специально не оговорено. Данные
обязанности могут реализоваться не только
в рамках конституционных правоотношений,
но и иных отраслевых отношениях – административных,
налоговых, брачно-семейных и других.
В-четвёртых, конституционные
обязанности имеют постоянно действующих
характер и не имеют пространственных
границ. Действие конституционных обязанностей,
как правило, не ограничивается каким-либо
периодом времени или нахождением на определённой
территории.
В-пятых, конституционные обязанности
характеризуются повышенной правовой
защитой. Этот признак определяется источником
их закрепления – конституцией, основным
законом государства. Все нормы конституции,
исходя из её особого, основополагающего
положения в системе нормативных правовых
актов, подлежат повышенной правовой защите.
Поэтому и конституционные обязанности,
которые занимают соответствующее положение
по отношению к отраслевым обязанностям,
также подлежат такой защите [11, с. 46].
Внимания заслуживает проблема
субъекта конституционных обязанностей.
В большинстве случаев в норме прямо указываются
лица, которым определённая обязанность
адресована, например, граждане Республики
Беларусь, государственные органы. Однако
в ряде статей используется термин «каждый»,
то есть граждане Республики Беларусь,
иностранные граждане и лица без гражданства.
Такие конституционные обязанности имеют
общий характер. Их исполнять в равной
степени обязаны как физические лица,
так и иные субъекты правоотношений (государство
в лице уполномоченных органов и должностные
лица, юридические лица). Также к субъектам
соответствующих конституционных обязанностей
следует отнести юридические лица и государственные
органы, их должностных лиц (это указано
в Конституции).
На основе вышеизложенного
можно сделать вывод, что конституционная
обязанность – это закреплённая в нормах
конституции мера должного (в некоторых
случаях необходимого) поведения, являющаяся
правовой основой для иных обязанностей,
имеющая общий характер, установленная
и гарантируемая государством в интересах
граждан и общества, являющаяся необходимым
элементом конституционно-правового статуса,
направленная на эффективное функционирование
конституционных правоотношений.
2.2. Обязанность соблюдать
ее Конституцию, законы и уважать национальные
традиции
В Республике Беларусь на уровне
конституции закреплён ряд конкретных
обязанностей личности и государства.
Рассмотрим основные.
Статья 52 конституции Республики
Беларусь определяет, что каждый, кто находится
на территории Республики Беларусь, обязан
соблюдать ее Конституцию, законы и уважать
национальные традиции [1, ст. 52]. Эта обязанность
является общей для всех субъектов, распространяется
как не физических, так и на юридические
лица, на граждан Республики Беларусь,
на иностранных граждан, лиц без гражданства.
Данная обязанность носит общий
характер, так как все нормативные правовые
акты, соответствующие установленным
требованиям, являются обязательными
для исполнения. Из этой нормы следует
понимать, что необходимо соблюдать не
только конституцию и её законы, но и иные
действующие правовые акты, соответствующие
конституции и вышестоящим актам [12, с.
386].
Что касается обязанности уважать
национальные традиции, то, как отмечает
А.Бодак, «национальны традиции отражаются
не только в правовых нормах, но они содержатся
в культуре общества, его обычаях, религиозных
устоях» [13, с. 33]. Невыполнение провозглашенного
в Конституции требования об уважении
национальных традиций, если при этом
не нарушаются правовые нормы, не влечёт
за собой юридическую ответственность,
может наступать лишь моральная.
2.3. Обязанность
уважать достоинство, права, свободы, законные
интересы других лиц
В соответствии со статьёй 53
Конституции каждый обязан уважать достоинство,
права, свободы, законные интересы других
лиц [1, ст. 53]. Данное требование также,
как и предыдущая обязанность, распространяется
на всех лиц, находящихся на территории
Республики Беларусь.
Уважение к чужим правам
требует развитого правосознания и сдерживающих
нравственных начал в человеке. Эгоистическая
реализация своих прав за счет прав других
ведет к всевозможным конфликтам между
людьми и чревата социальными потрясениями.
Сущность данной обязанности в том, что
права одного лица ограничиваются правами
другого лица, то есть осуществление своих
прав, свобод и законных интересов возможно
лишь в той мере, пока они не нарушают права,
свободы и законные интересы других лиц.
Невыполнение этой обязанности влечет
не только юридическую, но и нравственную
ответственность [14, с. 133].
В качестве гарантийного
механизма положений статьи 53 Конституции
выступают правовые нормы, предусматривающие
ответственность за посягательства
на конституционные права, свободы
и достоинство личности.
2.4. Обязанность беречь
историко-культурное, духовное наследие
и другие национальные ценности
Согласно статье 54 Конституции
каждый обязан беречь историко-культурное,
духовное наследие и другие национальные
ценности [1, ст.54].
В соответствии со статьёй 1
Закона Республики Беларусь от 9 января
2006 года «Аб ахове гiсторыка-культурнай
спадчыны Рэспублiкi Беларусь» к историко-культурным
ценностям относят наиболее отличительные
материальные объекты и нематериальные
проявления человеческого творчества,
которые имеют выдающиеся духовные, эстетические
и документальные достоинства, воплощены
в историко-культурных ценностях и взяты
под охрану государства. «В нашем государстве
проводится система мероприятий с целью
учета историко-культурного наследия
и их последующей охраны от уничтожения
или угрозы уничтожения; исчезновения
или угрозы исчезновения; причинения или
угрозы причинения вреда, ухудшения или
угрозы ухудшения технического состояния;
научно необоснованных изменений (включая
среду); ухудшения условий восприятия
[2, ст. 1].
Специализированным органом,
осуществляющим деятельность в указанной
области, является Комитет по охране историко-культурного
наследия при Министерстве культуры Республики
Беларусь» [14, с. 133].
Допускается использование
историко-культурных ценностей, но только
в соответствии с их историко-культурной
значимостью и согласно законодательству
Республики Беларусь. На пользователей
таких объектов возлагается обязанность
по обеспечению сохранности используемых
ценностей.
«За невыполнение обязанностей
по охране, использованию, учету, реставрации
и исследованию историко-культурного
наследия, нарушение режима содержания
охранных зон, уничтожение (создание угрозы
уничтожения), причинение вреда (создание
угрозы причинения вреда) ценностям, нарушение
правил их ввоза и вывоза, а также за другие
нарушения законодательства об охране
историко-культурного наследия виновные
лица привлекаются к уголовной, административной,
гражданско-правовой или дисциплинарной
ответственности в соответствии с действующим
законодательством» [14, с. 133].
2.5. Охрана природной
среды
Статья 55 Конституции провозглашает,
что охрана природной среды – долг каждого
[1, ст. 55]. В данной норме используется термин
«долг», а не «обязанность» с целью указать
на моральную сторону обязывания этой
нормы.
Уничтожение природы, загрязнение воздуха,
земли, водоемов несут серьезную угрозу
существованию человечества. Данная проблема
приобретает особую значимость и актуальность
для Республики Беларусь, которая больше
всех пострадала от аварии на Чернобыльской
АЭС. Сохранение окружающей среды стало
первейшей задачей и для всего мирового
сообщества.
Но это не означает, что указанная
обязанность носит исключительно нравственный
характер, действующим законодательством
устанавливаются различные меры ответственности
за его нарушения (административные, уголовно-правовые
и другие). Так, за порчу земель, загрязнение
их химическими и искусственными радиоактивными
веществами, производственными и иными
отходами и сточными водами при отклонении
от норм действующего законодательства
может быть наложен штраф на граждан в
размере от 1 до 10 минимальных заработных
плат, а на должностных лиц - от 5 до 25 минимальных
заработных плат. Засорение земель строительными,
бытовыми и другими отходами и отбросами
влечет предупреждение или наложение
штрафа на граждан в размере от 1 до 3 минимальных
заработных плат и на должностных лиц
- от 3 до 10 минимальных заработных плат.
В административном законодательстве
предусмотрена ответственность также
за нарушение правил охраны водных ресурсов,
лесов, недр и других объектов природы.
В определенных случаях возможна и уголовная
ответственность за причинение ущерба
природе[14, с. 134]. Так, Уголовный кодекс
Республики Беларусь содержит специальный
раздел (IХ «Преступления против экологической
безопасности и природной среды»), в котором,
соответственно, сосредоточены составы
преступлений против экологической безопасности
и природной среды. Этот раздел выделен
в действующей редакции Уголовного кодекса
в качестве самостоятельного, что свидетельствует
об усилении внимания к проблеме экологии
со стороны законодателя, государства
и общества. В первых редакциях Уголовного
кодека подобного раздела не было.
Под природной средой в соответсвии со
статьёй 1 Закона Республики Беларусь
от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей
среды», понимается «совокупность компонентов
природной среды, природных и природно-антропогенных
объектов [3, ст. 1]. Названный закон обязывает граждан и лиц, проживающих
на территории нашего государства, не
просто соблюдать требования природоохранного
законодательства, он устанавливает
ряд обязанностей, уточняющих содержание
конституционной обязанности по охране
природной среды. В частности, к ним относятся
такие обязанности, как обязанность беречь
и охранять природную среду и рационально
использовать природные ресурсы, выполнять
требования в области обращения с отходами,
требования пожарной безопасности, соблюдать
правила охоты и рыболовства, повышать
экологическую культуру.
2.6. Обязанность принимать
участие в финансировании государственных
расходов путём уплаты государственных
налогов, пошлин и иных платежей
Одной из важнейших обязанностей
граждан в любом государстве, в том числе
и Беларуси, является обязанность принимать
участие в финансировании государственных
расходов путем уплаты государственных
налогов, пошлин и иных платежей.