Статья 56 Конституции закрепляет
обязанность граждан Республики Беларусь
принимать участие в финансировании государственных
расходов путем уплаты государственных
налогов, пошлин и иных платежей [1, ст.56].
К исполнению обязанностей,
в том числе и в сфере налогообложения,
гражданин может быть понужден, если они
предусмотрены Конституцией Республики
Беларусь и ее законами (это указано в
ст. 58 Конституции).
Отношения, связанные с исполнением
данной обязанности, весьма подробно урегулированы
налоговым законодательством.
Один из основных
принципов налогообложения, основывающийся
на конституционных положениях
об установлении налогов и
сборов законом (ст. 97, 121 Конституции),
заключается в том, что каждое
лицо обязано уплачивать законно
установленные налоги, сборы (пошлины),
по которым это лицо признается плательщиком
(п. 1 ст. 2 Кодекса). Кроме того, налог, сбор
(пошлина) считаются установленными в
случае, когда определены плательщики
и все элементы налогообложения [4.,
ст. 6].
Под налогами и сборами, взимаемыми
в бюджет Республики Беларусь в соответствии
с общей частью Налогового кодекса Республики
Беларусь, понимаются обязательные отчисления
денежных средств от налогоплательщиков
в определенных законодательством размерах
[4., ст.6].
Налог – необходимое условие
существования государства, поэтому обязанность
платить налоги распространяется на всех
плательщиков в качестве безусловного
требования государства. Размер налога
должен быть справедливым и разумным,
обеспечивать оптимальное сочетание (баланс)
государственных, общественных и частных
интересов. Статья 13 Налогового кодекса
устанавливает, что плательщиками налогов,
сборов (пошлин) признаются организации
и физические лица, на которых в соответствии
с настоящим Кодексом, таможенным законодательством
Таможенного союза, законами о таможенном
регулировании в Республике Беларусь
и (или) актами Президента Республики Беларусь
возложена обязанность уплачивать налоги,
сборы (пошлины) [4., ст.13]. Однако Конституция
Республики Беларусь закрепляет данную
обязанность только в отношении своих
граждан. Все иные плательщики, установленные
налоговым законодательством, будут нести
отраслевую налоговую обязанность.
2.7. Защита Республики
Беларусь
В соответствии со статьёй 57
Конституции защита Республики Беларусь
- обязанность и священный долг гражданина
Республики Беларусь. Порядок прохождения
воинской службы, основания и условия
освобождения от воинской службы либо
замена ее альтернативной определяются
законом [1, ст.57]. В данной норме указывается
на юридический и моральный аспекты обязанности
по защите государства. Эта обязанность
адресована только гражданам Республики
Беларусь, но не отдельным категориям,
а всем, не распространяется на иностранных
граждан и лиц без гражданства. Надо иметь в виду, что граждане,
временно проживающие за границей, также
подлежат воинскому учету. Однако эта
обязанность возложена на дипломатические
представительства и консульские учреждения
Республики Беларусь в государстве их
временного пребывания. Те граждане, которые
убыли на постоянное жительство за границу,
воинскому учету не подлежат.
Исполнение воинской обязанности
или несение альтернативной службы не
исчерпывают данную конституционную обязанность,
но являются важными её элементами. Исполнение
воинской обязанности имеет целью подготовить
население к защите республики. Саму обязанность
защищать Республику Беларусь следует
рассматривать шире, включая запрет на
любые действия, которые могут причинить
вред национальной безопасности, территориальной
целостности и тому подобное. Например,
нарушением рассматриваемой конституционной
обязанности будет выступать разглашение
государственной тайны.
Военная служба ― основной вид воинской
службы, заключающийся в непосредственном
исполнении гражданами воинской обязанности
(конституционного долга по защите Республики
Беларусь) в составе Вооруженных Сил и
других воинских формирований.
Военная служба подразделяется на военную
службу по призыву, службу в резерве и
военную службу по контракту.
Военная служба по призыву ― обязательная
военная служба граждан мужского пола,
признанных в установленном порядке годными
к ее прохождению. Военная служба по призыву
подразделяется на срочную военную службу
и военную службу офицеров по призыву.
Порядок прохождения военной службы
определяется Законом Республики Беларусь
от 5 ноября 1992г. №1914-XІІ «О воинской обязанности и воинской службе», положением о порядке прохождения военной службы, общевоинскими уставами Вооруженных
Сил Республики Беларусь и другими актами
законодательства Республики Беларусь
[5, ст. 2].
В Республике Беларусь воинскую обязанность
исполняют граждане мужского пола, годные
по состоянию здоровья и физическому развитию
к ее исполнению, независимо от происхождения,
социального и имущественного положения,
расовой и национальной принадлежности,
образования, языка, отношения к религии,
рода и характера занятий, политических
и иных убеждений, а также граждане женского
пола, отвечающие установленным требованиям
и получившие подготовку по специальностям,
необходимым для Вооруженных Сил и других
воинских формирований.
Иностранные граждане и лица без гражданства,
проживающие на территории Республики
Беларусь, не подлежат исполнению воинской
обязанности.
Призыв граждан
на военную службу, службу в резерве
Призыву на военную службу, службу в резерве
подлежат:
на срочную военную службу,
службу в резерве ― граждане мужского
пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие
или обязанные состоять на воинском учете
и не состоящие в запасе (далее ― граждане,
не состоящие в запасе);
на военную службу офицеров
по призыву ― граждане мужского пола в
возрасте до 27 лет, прошедшие обучение
по программам подготовки офицеров запаса
на военных кафедрах или факультетах,
сдавшие государственные выпускные экзамены,
зачисленные в запас и имеющие воинское
звание офицера (далее ― граждане, зачисленные
в запас с присвоением воинского звания
офицера).
В соответствии с Законом Республики
Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» от
призыва на военную службу и службу в резерве
освобождаются граждане:
признанные по состоянию здоровья
негодными к военной службе с исключением
с воинского учета;
отцы, матери, родные братья
или сестры которых, являясь военнослужащими,
лицами начальствующего и рядового состава
органов внутренних дел, Следственного
комитета Республики Беларусь, органов
финансовых расследований, органов и подразделений
по чрезвычайным ситуациям, погибли или
умерли либо стали инвалидами I или II группы
в результате увечья (ранения, травмы,
контузии), заболевания, полученных при
исполнении обязанностей военной службы
(служебных обязанностей), а также из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Граждане, имеющие право на
освобождение от призыва по этому основанию,
могут быть призваны на военную службу,
службу в резерве по их желанию;
проходящие или прошедшие альтернативную
службу;
прошедшие военную службу или
иным образом исполнившие воинскую обязанность
в другом государстве.
Призыву на военную службу, службу в резерве
не подлежат граждане:
отбывшие наказание в виде лишения
свободы в исправительных учреждениях;
отбывающие наказание в виде
лишения свободы, общественных или исправительных
работ, ограничения свободы или ареста;
в отношении которых судом применены
принудительные меры безопасности и лечения,
― в течение срока применения этих мер;
в отношении которых осуществляется
уголовное преследование или уголовное
дело передано прокурору для направления
в суд либо осуществляется судебное производство [5, ст. 30 ].
Граждане, которые в соответствии с настоящим Законом обязаны исполнять воинскую обязанность,
подразделяются на допризывников, призывников,
военнослужащих, резервистов, военнообязанных.
Воинская служба.
Военнослужащие и резервисты
Время нахождения граждан на военной
службе засчитывается в стаж работы и
стаж работы по специальности (в отрасли),
а поступившим на государственную службу,
время нахождения их на военной службе
засчитывается в стаж государственной
службы в порядке, определяемом законодательством
Республики Беларусь.
Резервисты имеют статус военнослужащих,
проходящих срочную военную службу, при
нахождении на занятиях или учебных сборах,
определяемых программами подготовки
резервистов. Время нахождения резервистов
на занятиях и учебных сборах засчитывается
им в выслугу лет на военной службе для
назначения пенсии, выплаты надбавки за
выслугу лет на военной службе и в срок
службы в присвоенном воинском звании,
а также в стаж работы и стаж работы по
специальности (в отрасли) в порядке, определяемом
законодательством Республики Беларусь
[14, с. 135-136].
Глава 3. Конституционные гарантии прав
и свобод личности
Конституция Республики Беларусь
не ограничивается простым декларированием
прав и свобод и установлением обязанностей.
Она закрепляет также достаточно надежный
гарантийный механизм их реализации. При
этом, относясь к человеку как к высшей
ценности общества и государства, Республика
Беларусь ставит важнейшей целью обеспечение
не только конституционных прав и свобод
граждан, но и иных прав, закрепленных
в различных нормативных актах и предусмотренных
международными обязательствами.
Гарантии прав и свобод – это
условия и средства их реализации, связующее
звено, которое дает возможность осуществить
необходимый в правовом статусе граждан
переход от предусмотренной в законе возможности
к действительности. Иными словами, гарантировать
права и свободы – значит, обеспечить
обладание и пользование ими, а также защиту
[15, с. 148].
Государство обязано гарантировать
реальное осуществление прав и свобод
всеми доступными ему средствами. Гарантированность
прав и свобод – своеобразный механизм
ограничения власти, которая всегда стремится
к саморасширению и усилению своего присутствия
во всех сферах человеческой жизни.
В статье 2 Конституции Республики
Беларусь предусмотрено, что не только
признание, но и соблюдение, защита прав
и свобод человека и гражданина – высшая
цель общества и государства [1, ст. 2]. Эта
норма конкретизируется в статье 21 Конституции,
которая устанавливает, что государство
гарантирует права и свободы граждан Беларуси,
закрепленные в Конституции, законах и
предусмотренные международными обязательствами
государства [1, ст. 21].
Что касается классификации
гарантий прав и свобод, то в литературе
нет единого мнения по данному вопросу.
Обобщая имеющиеся точки зрения, их можно
классифицировать по следующим основаниям:
по территории действия – внутригосударственные и международно-правовые;
по объему охвата прав и свобод – общие и специальные.
Общие гарантии предназначены
для обеспечения всех прав и свобод, которыми
гражданин (человек) наделен как субъект
правоотношений. Данный вид гарантий закреплен
в ряде статей Конституции Республики
Беларусь. Можно предположить, что в качестве
важнейшей из общих гарантий выступает
гарантия, закрепленная в статье 79 Конституции,
в которой указано, что гарантом прав и
свобод человека и гражданина является
Президент Республики Беларусь. Функцию
гаранта Президент реализует как в своей
каждодневной практике, так и инициируя
законы, издавая декреты, указы, направленные
на защиту правового положения личности
и отдельных групп населения: пенсионеров,
вынужденных переселенцев, военнослужащих
и др. [1, ст. 79].
Защита прав и свобод человека
осуществляется и Правительством, которое
в соответствии со статьей 107 Конституции
Республики Беларусь обязано принимать
меры по обеспечению прав и свобод граждан,
что оно делает, в первую очередь, через
органы внутренних дел и другие правоохранительные
структуры [1, ст.107].
Важная гарантия содержится
в статье 58 Конституции, которая определяет,
что никто не может быть принужден к исполнению
обязанностей, не предусмотренных Конституцией
Республики Беларусь и ее законами, либо
к отказу от своих прав [1, ст.58].
Осуществление гражданами конституционных
прав и свобод во многом зависит от эффективности
деятельности государственных органов
и общественных объединений. В этой связи
важной гарантией реализации прав и свобод
граждан выступает норма, содержащаяся
в ст.59 Конституции. В соответствии с ней,
государственные органы, должностные
лица и иные лица, которым доверено исполнение
государственных функций, обязаны в пределах
своей компетенции принимать необходимые
меры для осуществления и защиты прав
и свобод личности. Эти органы и лица несут
ответственность за действия, нарушающие
права и свободы личности [1, ст. 59].
Эффективной гарантией прав
и свобод человека и гражданина является
правосудие. Как установлено статьей 60
Конституции Республики Беларусь, каждому
гарантируется защита его прав и свобод
компетентным, независимым и беспристрастным
судом в определенные законом сроки [1,
ст. 60].
Конституция Республики Беларусь
предусматривает, что законом охраняются
права потерпевших от преступлений и нарушений
законности. В соответствии с вышеуказанной
статьей (60), с целью защиты прав, свобод,
чести и достоинства граждане в соответствии
с законом вправе взыскать в судебном
порядке как имущественный вред, так и
материальное возмещение морального вреда.