Значимы и юридические гарантии,
закрепляющие этические (моральные) принципы
и нормы. Согласно статье 27 Конституции
Республики Беларусь, никто не должен
принуждаться к даче показаний и объяснений
против самого себя, членов своей семьи,
близких родственников. Доказательства,
полученные с нарушением закона, не имеют
юридической силы [1, ст. 27].
Важная правовая гарантия прав
и свобод содержится в статье 62 Конституции,
в которой сказано, что каждый имеет право
на юридическую помощь для осуществления
и защиты прав и свобод, в том числе право
пользоваться в любой момент помощью адвокатов
и других своих представителей в суде,
иных государственных органах, органах
местного управления, на предприятиях,
в учреждениях, организациях, общественных
объединениях и в отношениях с должностными
лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных
законом, юридическая помощь оказывается
за счет государственных средств. Противодействие
оказанию правовой помощи в Республике
Беларусь запрещается [1, ст. 62].
В качестве одной из общих гарантий
прав и свобод выступают и положения ст.63
Конституции, в соответствии с которой
приостановление основных прав и свобод
не допускается. Это может быть осуществлено
только в условиях чрезвычайного или военного
положения в порядке и переделах, определенных
Конституцией и законом [1, ст. 63].
Необходимым условием реализации
гражданами прав и свобод является благоприятная
международная обстановка, обеспечивающая
основное право человека – право на жизнь.
В соответствии со ст.59 Конституции, государство
обязано принимать все доступные ему меры
для создания внутреннего и международного
порядка, необходимого для полного осуществления
прав и свобод граждан Республики Беларусь,
предусмотренных Конституцией [1, ст. 59].
В качестве важного гаранта,
осуществляющего контроль за соблюдением
властями правового статуса личности,
выступает в Республике Беларусь Конституционный
суд, наделенный соответствующими полномочиями
в этой сфере.
Специальные гарантии. Кроме
общих гарантий многие права и свободы
дополнительно обеспечиваются специальными
гарантиями, т.е. они гарантируются как
бы дважды. Подобные права и свободы закрепляются
вместе с гарантией их обеспечения, т.е.
соответствующее право (свобода) и гарантия
его (ее) реализации содержатся в одной
статье Конституции. Например, право на
свободу и личную неприкосновенность
(ст.25) сопровождается гарантией от произвольного
ареста [1,ст. 25]. При этом следует отметить,
что некоторые права (свободы) закреплены
не декларативно, как в выше указанном
примере (каждый имеет право на свободу
и личную неприкосновенность), а в виде
самой гарантии (гражданам гарантируется
право на труд – ст.41; или – неприкосновенность
жилища – ст.29 и др.). Различие формулировок
не умаляет роли того или иного права (свободы),
поскольку Конституция имеет прямое действие
и уже само закрепление соответствующего
права (свободы) есть своеобразная его
гарантия, во всяком случае, невозможности
его отрицания.
Внутригосударственные гарантии
(общие и специальные) классифицируют
и по иным основаниям, например, по сферам
деятельности:
политические: проявляются в принадлежности власти народу, развитии демократических процессов
в формировании и функционировании государственных
органов и общественных объединений;
экономические: развитие социально ориентируемой рыночной экономики, забота государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей граждан;
организационные: характеризуются наличием правил, ограничивающих произвол и возможность нарушения органами, учреждениями и должностными лицами государства прав человека (например, принцип разделения властей с системой «сдержек и противовесов»);
юридические (правовые) гарантии: представляют собой правовые формы реализации прав и свобод граждан, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.
Рассматривая проблему гарантий
прав и свобод, важно отметить, что гарантии,
содержащиеся в соответствующих статьях
Конституции Республики Беларусь, детализируются
и развиваются в нормах отраслевого законодательства
[15, ст. 150-151].
Международно-правовые гарантии.
Согласно статье 61 Конституции Республики
Беларусь, «каждый вправе в соответствии
с международно-правовыми актами, ратифицированными
Республикой Беларусь обращаться в международные
организации с целью защиты своих прав
и свобод, если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой
защиты» [1, ст.61]. Под исчерпанностью всех
имеющихся внутригосударственных средств
правовой защиты следует понимать использование
гражданами всех предусмотренных законом
возможностей для защиты своих прав и
свобод внутри государства. К этим средствам
следует относить рассмотрение споров
в судах либо в административных органах.
Международно-правовые гарантии
статуса личности заложены во Всеобщей
декларации прав человека 1948 года, принятой резолюцией
217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации
Объединённых Наций от 10 декабря 1948 года;
Международном Пакте о гражданских и политических
правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированном
Республикой Беларусь 10 января 1992 года,
где она заявила, что признает компетенцию
Комитета ООН по правам человека, обязуется
получать и рассматривать сообщения о
том, что какое-либо государство – участник
данного Пакта не исполняет своих обязанностей.
Важная роль принадлежит Европейскому
суду (в Страсбурге), действующему под
эгидой Совета Европы, куда входит абсолютное
большинство европейских государств,
и решения которого обязательны [15, с. 148-150].
Обращение в Суд в праве подать
как государство, так и физическое лицо.
Суд может налагать штрафы на виновное
государство. Общее число поступающих
в него жалоб составляет в среднем около
10 тысяч в год, но 90% из них не принимается
к производству, поскольку не относятся
к компетенции данного Суда. Контроль
за соблюдением прав личности в государствах
– членах Совета осуществляют так же Европейская
комиссия по правам человека и Комитет
министров Совета Европы.
Вступление Республики Беларусь
в Совет Европы будет способствовать защите
прав и свобод граждан нашего государства,
используя международные средства. Однако
важнейшим условием этого является приведение
национального законодательства в соответствие
с требованиями Европейской Конвенции
о защите прав человека и основных свобод,
заключенной 4 ноября 1950 года государствами
- членами Совета Европы, и дополненными
протоколами к ней.
Подводя итоги, можно резюмировать,
что провозглашенные в Основном Законе
Беларуси права и свободы достаточно полно
закрепляют правовой статус личности,
соответствуют международным актам о
правах человека и содержат надежный гарантийный
механизм.
Заключение
Подведём итоги нашего исследования.
Мы рассмотрели конституционное
право в системе прав и ещё раз убедились,
что Конституция как основной закон главенствует
не только в системе права, но и ценностно-смысловой
системе, порождающей культуру, влияющей
на духовную жизнь человека и общества.
Каждая нация имеет свои отличительные
черты, ценности, Исходя из этих черт личности
народа, нации в общем, государство с помощью
конституции определяет права и свободы,
устанавливает порог дозволенного поведения
и вырабатывает механизмы своей деятельности.
Также нужно сказать, что институт прав
и свобод является центральным в конституционном
праве Беларуси и международном праве
в целом. Он закрепляет свободу всего народа
в целом и свободу каждого отдельно взятого
человека от произвола государственной
власти. Конституция Республики Беларусь
закрепляет самые важные и основные права
человека в своих статьях. Это и личные,
и политические, и гражданские права, это
права в сфере культуры, экономики, социальные
и иные права. Без этих прав ни одни человек
не смог бы реализовать себя и свою жизнь
в целом.
Параллельно с правами в Конституции
Республики Беларусь проводятся и обязанности
человека, без которых в частности отдельные
права не могли быть реализованы гражданином.
Конституционная обязанность
– это закреплённая в нормах конституции
мера должного (в некоторых случаях необходимого)
поведения, являющаяся правовой основой
для иных обязанностей, имеющая общий
характер, установленная и гарантируемая
государством в интересах граждан и общества,
являющаяся необходимым элементом конституционно-правового
статуса, направленная на эффективное
функционирование конституционных правоотношений.
Конституция Республики Беларусь
не ограничивается простым декларированием
прав и свобод и установлением обязанностей.
Она закрепляет также достаточно надежный
гарантийный механизм их реализации. При
этом, относясь к человеку как к высшей
ценности общества и государства, Республика
Беларусь ставит важнейшей целью обеспечение
не только конституционных прав и свобод
граждан, но и иных прав, закрепленных
в различных нормативных актах и предусмотренных
международными обязательствами.
Гарантии прав и свобод – это
условия и средства их реализации, связующее
звено, которое дает возможность осуществить
необходимый в правовом статусе граждан
переход от предусмотренной в законе возможности
к действительности. Иными словами, гарантировать
права и свободы – значит, обеспечить
обладание и пользование ими, а также защиту.
Список использованных
источников
- Конституция Республики Беларусь 1994
года (с изменениями и дополнениями, принятыми
на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея,
2013. – 48 с.
- Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь: Закон Респ. Беларусь,
9 января. 2006 г., №98-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 8 мая 2012 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
- Закон Республики Беларусь
от 29 января 1993 г. № 2143-XІІ: в ред. Закона Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013.
- Налоговый кодекс Республики
Беларусь. Общая часть: Принят Палатой
представителей 15 ноября 2002 г.: одобрен
Советом Респ. 2 декабря 2002 г.: в ред. Закона
Респ. Беларусь от 30 декабря 2011 г. // Эталон-Беларусь
[Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой
информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
- О воинской обязанности и воинской
службе: Закон Респ. Беларусь от ноября 1992 г., № 1914-XІІ:
в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 января
2014 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресерс]
/ Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.
– Минск, 2014.
- Платонов Г.В., Новикова Е.Ю.
Духовность русского народа и наши реформы
/ Г.В. Платонов, Е.Ю. Новикова // Социально-гуманитарные
знания. 2008. №6. С. 294.
- Краснобаева, Л.А., кандидат юридических наук, доцент кафедрой теории и истории государства и права УО ГГУ им. Фр.Скорины [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.gsu.by/DocLib12.
- Кордуба, С.Б.Конституционная
обязанность родителей заботиться о детях
в Российской Федерации: автореферат диссертации,
кандидат юридических наук: 12.00.02/ С.Б. Ковдуба.- Саратов, 2011.- 26 с.
- Воеводин Л.Д. Юридический статус
личности в России. Учебное пособие / Л.Д. Воеводин. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА • М–НОРМА, 1997. – 304 с.
- Шавцова, А.В. Юридическая обязанность
/ А.В. Шавцова // Белорусская юридическая
энциклопедия: в 4 т. / редком.: С.А. Балашенко
[и др.]. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – Т.2: К –
О. – 584 с.
- Киселёва, Т.М. Общая характеристика конституционных обязанностей государства и граждан в Республике Беларусь / Т.М. Киселёва // Право.by. – 2013. – №3. – с. 45-50.
- Конституционное право Республики
Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. – Мн.:
Книжный дом, 2010. – 768 с.
- Бодак, А. Конституционные обязанности
граждан: правовой и моральный аспекты
/ А. Бодак // Юстиция Беларуси. – 2008. – №3. – с. 33-35.
- Василевич Г.А. “Научно-практический комментарий
к Конституции Республики Беларусь” по
состоянию на 05.01.2006) / Г.А. Василевич //
Консультант Плюс: Беларусь. Технология
4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой
информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
- Курак, А.И. Конституционное
право (таблицы, схемы, определения): Учеб.
пособие, 2-е издание, обновлённое и дополненное
/ А.И. Курак. – Минск: Тесей, 2011. – 550 с.