Конституционные гарантии прав и свобод личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Боле традиционным является рассмотрение конституции с точки зрения её юридического значения. Конституция как нормативно-правовой акт имеет свою определённую структуру, отражает изменение направления различных правовых институтов и норм во всех общественных отношениях, а конституция как исторический документ свидетельствует об определённых этапах ценностных исканий народа в довольно протяжённом отрезке времени, нередко на протяжении более двух столетий.

Оглавление

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Конституционное право в системе прав 6
Глава 2. Виды конституционных обязанностей 9
2.1. Общая характеристика конституционных обязанностей в Республике Беларусь 9
2.2. Обязанность соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции 11
2.3. Обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц 12
2.4. Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности 12
2.5. Охрана природной среды 13
2.6. Обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей 14
2.7. Защита Республики Беларусь 15
Глава 3. Конституционные гарантии прав и свобод личности 19
Заключение 24
Список источников 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Обязанности (важно).docx

— 75.43 Кб (Скачать)

Значимы и юридические гарантии, закрепляющие этические (моральные) принципы и нормы. Согласно статье 27 Конституции Республики Беларусь, никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы [1, ст. 27].

Важная правовая гарантия прав и свобод содержится в статье 62 Конституции, в которой сказано, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается [1, ст. 62].

В качестве одной из общих гарантий прав и свобод выступают и положения ст.63 Конституции, в соответствии с которой приостановление основных прав и свобод не допускается. Это может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и переделах, определенных Конституцией и законом [1, ст. 63]. 

Необходимым условием реализации гражданами прав и свобод является благоприятная международная обстановка, обеспечивающая основное право человека – право на жизнь. В соответствии со ст.59 Конституции, государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией [1, ст. 59].

В качестве важного гаранта, осуществляющего контроль за соблюдением властями правового статуса личности, выступает в Республике Беларусь Конституционный суд, наделенный соответствующими полномочиями в этой сфере.

Специальные гарантии. Кроме общих гарантий многие права и свободы дополнительно обеспечиваются специальными гарантиями, т.е. они гарантируются как бы дважды. Подобные права и свободы закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, т.е. соответствующее право (свобода) и гарантия его (ее) реализации содержатся в одной статье Конституции. Например, право на свободу и личную неприкосновенность (ст.25) сопровождается гарантией от произвольного ареста [1,ст. 25]. При этом следует отметить, что некоторые права (свободы) закреплены не декларативно, как в выше указанном примере (каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность), а в виде самой гарантии (гражданам гарантируется право на труд – ст.41; или – неприкосновенность жилища – ст.29 и др.). Различие формулировок не умаляет роли того или иного права (свободы), поскольку Конституция имеет прямое действие и уже само закрепление соответствующего права (свободы) есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможности его отрицания.

Внутригосударственные гарантии (общие и специальные) классифицируют и по иным основаниям, например, по сферам деятельности:

  • политические: проявляются в принадлежности власти народу, развитии демократических процессов в формировании и функционировании государственных органов и общественных объединений;

  • экономические: развитие социально ориентируемой рыночной экономики, забота государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей граждан;

  • организационные: характеризуются наличием правил, ограничивающих произвол и возможность нарушения органами, учреждениями и должностными лицами государства прав человека (например, принцип разделения властей с системой «сдержек и противовесов»);

  • юридические (правовые) гарантии: представляют собой правовые формы реализации прав и свобод граждан, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.

Рассматривая проблему гарантий прав и свобод, важно отметить, что гарантии, содержащиеся в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, детализируются и развиваются в нормах отраслевого законодательства [15, ст. 150-151].

Международно-правовые гарантии. Согласно статье 61 Конституции Республики Беларусь, «каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [1, ст.61]. Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданами всех предусмотренных законом возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах.

Международно-правовые гарантии статуса личности заложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций от 10 декабря 1948 года; Международном Пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированном Республикой Беларусь 10 января 1992 года, где она заявила, что признает компетенцию Комитета ООН по правам человека, обязуется получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство – участник данного Пакта не исполняет своих обязанностей.

Важная роль принадлежит Европейскому суду (в Страсбурге), действующему под эгидой Совета Европы, куда входит абсолютное большинство европейских государств, и решения которого обязательны [15, с. 148-150].

Обращение в Суд в праве подать как государство, так и физическое лицо. Суд может налагать штрафы на виновное государство. Общее число поступающих в него жалоб составляет в среднем около 10 тысяч в год, но 90% из них не принимается к производству, поскольку не относятся к компетенции данного Суда. Контроль за соблюдением прав личности в государствах – членах Совета осуществляют так же Европейская комиссия по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

Вступление Республики Беларусь в Совет Европы будет способствовать защите прав и свобод граждан нашего государства, используя международные средства. Однако важнейшим условием этого является приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 4 ноября 1950 года государствами - членами Совета Европы, и дополненными протоколами к ней.

Подводя итоги, можно резюмировать, что провозглашенные в Основном Законе Беларуси права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности, соответствуют международным актам о правах человека и содержат надежный гарантийный механизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подведём итоги нашего исследования.

Мы рассмотрели конституционное право в системе прав и ещё раз убедились, что Конституция как основной закон главенствует не только в системе права, но и ценностно-смысловой системе, порождающей культуру, влияющей на духовную жизнь человека и общества.

Каждая нация имеет свои отличительные черты, ценности, Исходя из этих черт личности народа, нации в общем, государство с помощью конституции определяет права и свободы, устанавливает порог дозволенного поведения и вырабатывает механизмы своей деятельности.

Также нужно сказать, что институт прав и свобод является центральным в конституционном праве Беларуси и международном праве в целом. Он закрепляет свободу всего народа в целом и свободу каждого отдельно взятого человека от произвола государственной власти. Конституция Республики Беларусь закрепляет самые важные и основные права человека в своих статьях. Это и личные, и политические, и гражданские права, это права в сфере культуры, экономики, социальные и иные права. Без этих прав ни одни человек не смог бы реализовать себя и свою жизнь в целом.

Параллельно с правами в Конституции Республики Беларусь проводятся и обязанности человека, без которых в частности отдельные права не могли быть реализованы гражданином.

Конституционная обязанность – это закреплённая в нормах конституции мера должного (в некоторых случаях необходимого) поведения, являющаяся правовой основой для иных обязанностей, имеющая общий характер, установленная и гарантируемая государством в интересах граждан и общества, являющаяся необходимым элементом конституционно-правового статуса, направленная на эффективное функционирование конституционных правоотношений.

Конституция Республики Беларусь не ограничивается простым декларированием прав и свобод и установлением обязанностей. Она закрепляет также достаточно надежный гарантийный механизм их реализации. При этом, относясь к человеку как к высшей ценности общества и государства, Республика Беларусь ставит важнейшей целью обеспечение не только конституционных прав и свобод граждан, но и иных прав, закрепленных в различных нормативных актах и предусмотренных международными обязательствами.

Гарантии прав и свобод – это условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности. Иными словами, гарантировать права и свободы – значит, обеспечить обладание и пользование ими, а также защиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2013. – 48 с.
  2. Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 9 января. 2006 г., №98-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 8 мая 2012  г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  3. Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. № 2143-XІІ: в ред. Закона Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013.  
  4. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобрен Советом Респ. 2 декабря 2002 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30 декабря 2011 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  5. О воинской обязанности и воинской службе: Закон Респ. Беларусь от ноября 1992 г., № 1914-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 января 2014 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресерс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
  6. Платонов Г.В., Новикова Е.Ю. Духовность русского народа и наши реформы / Г.В. Платонов, Е.Ю. Новикова // Социально-гуманитарные знания. 2008. №6. С. 294.
  7. Краснобаева, Л.А., кандидат юридических наук, доцент кафедрой теории и истории государства и права УО ГГУ им. Фр.Скорины [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.gsu.by/DocLib12.
  8. Кордуба, С.Б.Конституционная обязанность родителей заботиться о детях в Российской Федерации: автореферат диссертации, кандидат юридических наук: 12.00.02/ С.Б. Ковдуба.- Саратов, 2011.- 26 с.
  9. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие / Л.Д. Воеводин. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА • М–НОРМА, 1997. – 304 с.
  10. Шавцова, А.В. Юридическая обязанность / А.В. Шавцова // Белорусская юридическая энциклопедия: в 4 т. / редком.: С.А. Балашенко [и др.]. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – Т.2: К – О. – 584 с.
  11. Киселёва, Т.М. Общая характеристика конституционных обязанностей государства и граждан в Республике Беларусь / Т.М. Киселёва // Право.by.  – 2013. – №3. – с. 45-50.
  12. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный дом, 2010. – 768 с.
  13. Бодак, А. Конституционные обязанности граждан: правовой и моральный аспекты / А. Бодак // Юстиция Беларуси. – 2008. – №3. – с. 33-35.
  14. Василевич Г.А. “Научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь” по состоянию на 05.01.2006) / Г.А. Василевич // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  15. Курак, А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): Учеб. пособие, 2-е издание, обновлённое и дополненное / А.И. Курак. – Минск: Тесей, 2011. – 550 с.

 

 

 


Информация о работе Конституционные гарантии прав и свобод личности