Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в современном праве Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:18, дипломная работа

Краткое описание

Проблема взаимоотношения государства и личности, защиты естественных и неотъемлемых прав и свобод человека появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 8
1.1 Правовой статус человека и гражданина: структурные элементы 8
1.2 Личность как субъект и объект правового регулирования
общественной жизни 16
2 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 27
2.1 Право как мера свободы и взаимной ответственности личности и
государства 27
2.2 Гарантии прав и свобод личности в международном праве 41
3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ
ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 47
3.1 Реализация и правовое обеспечение прав человека и гражданина
в Республике Казахстан 47
3.2 Правовое государство как гарант прав и свобод гражданина 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85

Файлы: 1 файл

Устемиров Защита конституционны прав и свобод в современном казахстане.doc

— 617.00 Кб (Скачать)

     В качестве методологической базы дипломной  работы использовались актуальные методы познания как общенаучного характера (историко-логический, системно-аналитический, социологический, диалектический), так и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический, нормативный, логический, структурно-функциональный, индукции и дедуктивный, восхождения от абстрактного к мысленно-конкретному и другие).

     Источниковедческую  базу настоящей работы составляют научные  труды отечественных и зарубежных ученых.

     Научная новизна работы заключается в  самом подходе к системному исследованию в комплексе проблемы соотношения права и личности, личности и государства в их единстве и противоположности, взаимосвязи и взаимодействии, к анализу теоретико-правовых и конституционных основ положения личности в обществе в связи с постулированием в целом специфического института в теории права и государства, который предлагается определить как право личности а также в предложенных автором решениях отдельных вопросов, относящихся к исследуемой проблематике.

     На  защиту дипломной работы выносятся  следующие положения и выводы:

     1. Обоснованы тезисы, раскрывающие  сущность взаимосвязей в системе «право-личность» в соответствии с требованиями свободы, равноправия и ответственности человека и гражданина в обществе, правовое значение которых раскрывается посредством многоуровневого механизма их воплощения в данной сфере отношений.

     2. Проблемы взаимоотношений личности  и права рассматриваются в  контексте трудного и долговременного  процесса становления и правовой  институционализации способов согласования интересов личности (частных) и публичных (общественных) интересов на базе формационных экономических, социальных и политических преобразований общества.

     3. Дальнейшее развитие получил  тезис об особой роли утверждения  прав и свобод человека как  высшей ценности гражданского общества. При этом основополагающие характеристики системы «право и личность» раскрываются через категории свободы и необходимости, как проявление органического единства правовой автономии индивида и народовластия (народправстава) в условиях демократического правового государства.

     4. Освещена и показана природа  социальных и правовых связей  личности и государства, обоснованы место и роль человека и гражданина в системе политико-правовых отношений и уз. Уделяется внимание отысканию эффективных способов согласования личностных и ассоциированных (коллективистских) интересов, воплощающих контуры механизма трансформации человека в состояние экономической и гражданской свободы.

     5. Показана глубокая взаимосвязь  института правового статуса  личности с институтами осуществления государственной власти и местного самоуправления, равно как и с их организационно-правовыми структурами.

     Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

      

1.1 Правовой статус человека и гражданина: структурные элементы  

     Правовой  статус личности объективно обусловлен системой общественных отношений, местом и ролью человека в структуре общества. Тем самым правовой статус выражает материально обусловленную свободу личности, ее социальные позиции и возможности [Витрук С. Право личности. С. 104]. В основе правового статуса лежит определенная система (номенклатура, каталог) социальных возможностей личности. Для новой ступени общественного прогресса, выражающегося в смене каждой общественно-экономической формации, характерен исторически определенный тип социально-правового положения личности. В государственно-организованном обществе социальные возможности личности регламентируются в законах государства. «Юридически признанная свобода, - отмечал Маркс, - существует в государстве в форме закона» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 62. Также см. С. 399]. Юридическими средствами регламентации социального положения личности служат определяемые законом права, свободы, законные интересы и обязанности, в совокупности составляющие правовой статус личности. По мере общественного прогресса правовой статус развивается, обогащается в своем социальном содержании, дополняется новыми правами, свободами, законными интересами и обязанностями.

     В современном демократическом правовом государстве правовой статус личности, воплотив в переработанном виде все то ценное, что накоплено предшествующим развитием, наполняет новым содержанием элементарные права и обязанности человека и включает в себя новое поколение прав и свобод человека и гражданина. Содержание правового статуса в целом определяет рамки поведения лица по отношению к другим людям, их социальным общностям, границы его активной жизнедеятельности и самовыражения.

     Правовой  статус, закрепляя исторически обусловленное  общественное положение и состояние свободы индивидов, выступает важнейшим и в то же время непосредственным способом эффективного удовлетворения потребностей и интересов каждого человека, его всестороннего и свободного развития. Правовой статус личности помогает членам общества определить свое место в общественном развитии, открывает доступ к обладанию и пользованию различными благами, возможность творческого участия в развитии производительных сил общества, новых общественных отношений в различных областях общественной и государственной жизни.

     Правовой  статус служит юридической основой  социальной активности личности, в  чем и заключается ценность ее правового статуса.

     Как уже отмечалось, закрепление законом правового статуса личности является не результатом произвольных действий государства, а детерминировано в конечном счете социальными факторами и закономерностями, имеющими объективный характер. Социальная детерминация дополняется и чисто юридической, в частности требованиями принципов правового государства, международно-правовых актов относительно прав человека.

     Социальная  обусловленность диктует системный  подход к правовому статусу: когда  права и свободы немыслимы вне обязанностей, вне ответственности за пользование правами и свободами и неисполнение обязанностей.

     В состав правового статуса входят закрепленные законом права и  свободы, законные интересы и обязанности личности. Права, свободы и обязанности являются основными структурными элементами правового статуса личности, а законные интересы - дополнительным, производным.

     Права и свободы личности не являются неизменными и вечными в своем содержании. В то же время права и свободы индивида не даруются (не октроируются) государством. Они существуют не в силу того, что они формально признаны государством и узаконены (хотя это так же необходимо), а в силу самой сущности человеческого общежития, складывающихся в нем системой общественных отношений и вытекающих из них социальных возможностей личности. Источником прав и свобод личности в обществе служит не воля законодателя сама по себе, а реальные общественные связи и отношения людей. Маркс и Энгельс справедливо писали: «...признание прав человека современным государством имеет такой же смысл, как признание рабства античным государством. А именно, подобно тому как античное государство имело своей естественной основой рабство, точно так же современное государство имеет своей естественной основой гражданское общество, равно как и человека гражданского общества, т.е. независимого человека, связанного с другим человеком только узами частного интереса и бессознательной естественной необходимости, раба своего промысла и своей собственной, а равно и чужой своекорыстной потребности. Современное государство признало эту свою естественную основу как таковую во всеобщих правах человека. Оно не создало ее. Будучи продуктом гражданского общества, в силу собственного своего развития вынужденного вырваться из старых политических оков, современное государство со своей стороны признало путем провозглашения прав человека свое собственное материнское лоно и свою собственную основу» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 125 - 126.].

     С материалистических позиций за правовой формой прав и свобод личности необходимо видеть их социальное содержание, определяемое совокупностью общественных связей данного сообщества. Право, как правильно пишет И.С. Самощенко, «это такая возможность человека, которая имеет общественный источник, а не создается (захватывается) каждым участником общественных отношений для себя» [Самощенко И.С. О нормативно-правовых средствах регулирования поведения людей // Правоведение. 1967. N 1. С. 33.].

     Таким образом, права не могут быть выведены, поняты только на основе норм права (закона), без уяснения условий общественной жизни. «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 19].

     Социальные  возможности личности выступают  в качестве социальных предпосылок формирования ее юридических прав, свобод и обязанностей, а также реального содержания последних. И чем полнее права и свободы личности своим юридическим содержанием отвечают потребностям и закономерностям общественного развития, тем реальнее пользование теми благами, которые лежат в их основе.

     Права и свободы индивида представляют собой закрепленные в законе социальные возможности лица как индивида по обладанию и пользованию определенным благом для удовлетворения личных интересов. В силу нормативно-правовой регламентации юридические права личности имеют четко очерченные пределы, выход за которые будет уже неправомерным поведением для лица. Социальные возможности, закрепленные государством в конституции и законах, для личности становятся юридическими притязаниями, подлежащими обеспечению и защите со стороны общества и государства.

     В онтологическом плане права личности не существуют вне известных форм общественного сознания, т.е. вне  определенных идей и представлений  о правах индивида. Объективно сложившиеся социальные возможности по удовлетворению человеческих потребностей, в том числе и элементарных, становятся правами человека только тогда, когда они закреплены в нормах общежития (обычая, морали, права и др.). Вне норм социальные возможности личности (права человека) по существу представляют собой определенные идеи, требования политического, морального, правового общественного сознания. Они продиктованы условиями общественной жизни, достигнутым уровнем социального прогресса, выражают общественное мнение, направлены на достижение общечеловеческих идеалов и ценностей. Овладев массами, они становятся серьезной материальной силой. Для государства возникает необходимость закрепления обусловленного историческим прогрессом определенного каталога прав человека в законе, т.е. определения прав гражданина как юридических прав личности.

     В исторической ретроспективе правовая мысль стала различать категории прав человека и прав гражданина (естественно-правовая концепция). В основе последних лежат права человека как прирожденные, неотделимые и неотчуждаемые от человека. Идея прав человека имеет и материалистическое объяснение. Человек, по Марксу, является “результатом истории», исторически возникшим индивидуумом. Маркс на основе анализа реальных связей личности в современном ему обществе пришел к выводу о раздвоении индивида на гражданина и человека: иначе говоря, на общественное существо и частное лицо, когда «человек не только в мыслях, в сознании, но и в действительности, в жизни, ведет двойную жизнь, небесную и земную, жизнь в политической общности, в которой он признает себя общественным существом, и жизнь в гражданском обществе, в котором он действует как частное лицо, рассматривает других людей как средство, низводит себя самого до роли средства и становится игрушкой чуждых сил» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 390 - 391.]. Маркс и Энгельс рассматривают так называемые естественные (неотъемлемые и неотчуждаемые) права человека и гражданина (равенство, свобода, безопасность, собственность) как исторически обусловленные буржуазно-демократические права и свободы. Человеком и гражданином в данном случае фактически признавался буржуа как частный собственник.

     Анализ  материальной обусловленности и  социального содержания прав личности послужил для советских ученых-юристов основанием для различения категории прав человека и прав гражданина (П.Е. Недбайло, В.А. Туманов, И.Е. Фарбер и др.). По мнению Недбайло, каждый человек, будучи членом общества, обладает известными неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами и свободами. Они представляют собой выражение его общественной сущности, обусловлены определенными общественными отношениями. Естественно-исторические права человека, которые Недбайло называет также социально-политическими, приобретают юридическое значение, когда они признаны и закреплены законом [Недбайло П.Е. Актуальные вопросы советской юридической науки // Тезисы докладов республиканской межвузовской научной конференции, посвященной проблемам советского права, 22 - 24 ноября 1965 г. Одесса, 1965. С. 5].

     Фарбер  считал, что основные права человека существуют независимо от их государственного признания как результат общественного  развития, как социальные возможности  человека пользоваться элементарными  благами жизни и культуры [Фарбер И.Е. Права человека, гражданина и лица в социалистическом обществе // Правоведение. 1967. N 1. С. 39 - 46].

Информация о работе Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в современном праве Казахстана