Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:18, дипломная работа
Проблема взаимоотношения государства и личности, защиты естественных и неотъемлемых прав и свобод человека появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 8
1.1 Правовой статус человека и гражданина: структурные элементы 8
1.2 Личность как субъект и объект правового регулирования
общественной жизни 16
2 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 27
2.1 Право как мера свободы и взаимной ответственности личности и
государства 27
2.2 Гарантии прав и свобод личности в международном праве 41
3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ
ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 47
3.1 Реализация и правовое обеспечение прав человека и гражданина
в Республике Казахстан 47
3.2 Правовое государство как гарант прав и свобод гражданина 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
Можно приводить и другие доводы, свидетельствующие о том, что в Республике Казахстан существует определенная система гарантий реализации гражданских прав.
Следующий вывод, который можно сформулировать на основе результатов данного анализа, заключается в том, что современный этап развития общества и государства наглядно показывает — закрепление идей прав человека в общественном сознании возможно только при наличии сильной государственной власти, которая ставит перед собой задачу не только называться правовой, но и быть ею.
Логика
развития постсоветского пространства
и мировая многовариантная
Наконец, на наш взгляд, самой большой проблемой является смена парадигмы общественного сознания. Как совершенно справедливо отмечает Е.А.Лукашева, цель правового государства — защитить права человека, обеспечить достоинство личности как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, унижения. В обеспечении достоинства индивида огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный партнер государства, участвующий в предусмотренных законом формах контроля за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государственной власти [Общая теория прав человека М., 1996. С. 75].
Следовательно,
основной задачей государства в
вопросах развития прав человека было,
есть и, видимо, долго еще будет культивирование
нового человека, обладающего иным, независимым
от государства общественным положением
и сознанием.
3.2 Правовое
государство как гарант прав и свобод
гражданина
Начавшиеся в конце 1980-х и начале 1990-х годов коренные реформы в экономической, социальной и политической сферах стимулировали создание общественных объединений для защиты прав и интересов различных социальных групп. Одними из первых в Казахстане появились независимые профсоюзы, представлявшие интересы работников негосударственного сектора экономики. Активно институционализировались средства массовой информации, общественные и религиозные объединения, политические партии. Наиболее ярким проявлением гражданского самосознания явилось общественное движение «Невада – Семипалатинск», которое ставило своей задачей закрытие ядерных полигонов.
В определенной степени развитию гражданского общества и его институтов в стране способствует деятельность государства по созданию соответствующих политических, правовых и иных условий для осуществления этого процесса.
27
июня 1991 года был принят Закон
Казахской ССР «Об
В начале 1990-х годов была создана Коалиция социальной защиты, в рамках которой объединились 28 различных организаций, партий, движений для совместной работы по преодолению острых общественных проблем путем их обсуждения, поиска механизмов их решения на консолидированной основе.
В декабре 1994 года Президентом Республики Казахстан было подписано постановление о создании республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству в сфере социально-экономических и трудовых отношений, которое положило начало развитию конструктивных трехсторонних отношений и созданию системы социального партнерства [63, с. 32].
С принятием 30 августа 1995 г. новой Конституции РК процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Так, в частности, в ст. 1 Конституции Казахстана 1995 года установлено: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [33]. Конституционно закреплено (п.4. ст.3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную [33].
Созданию правового поля для образования и функционирования партий и движений и, соответственно, дальнейшего развития партийной системы страны способствовало принятие в 1996 году законов Республики Казахстан «Об общественных объединениях» [64] и «О политических партиях» [65].
В 2000 г. в Послании к народу Казахстана Президент Н.А.Назарбаев отмечал: «Главный политический урок конца XX в. состоит в универсальности формулы демократизации... Поэтому мы должны ясно представлять себе, что отход от принципов демократизации есть отход от общемировой тенденции, есть путь в никуда». Такой подход к демократизации вытекал из ясного осознания того факта, что на сегодняшний день наиболее эффективной формой экономического развития признается рыночное хозяйство, основанное на принципах свободного предпринимательства и конкуренции. Статья 6 Конституции РК констатирует: «В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность» [33]. Тем самым, конституционно закреплены экономические основы создания демократического государства и гражданского общества.
Формой политического
Следует отметить, что демократизация - не одномоментный акт, а поступательный процесс, для успешного течения которого должны быть созданы определённые условия.
Основными из них являются наличие социальной базы демократической идеологии, рыночная экономика (как уже указывалось); правовое государство; политический плюрализм, закрепленный в многопартийной системе; институт прав и свобод человека. Конституция Казахстана 1995 г. в ст. 5 закрепляет «идеологическое и политическое многообразие», равенство всех общественных объединений перед законом, недопустимость незаконного вмешательства государства в дела политических и общественных объединений [33]. Второй раздел Конституции Казахстана «Человек и гражданин» в статьях 10 – 39 устанавливает права и свободы человека и гражданина. Статья 12 устанавливает, что права и свободы человека «определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов» [33].
Не менее важно также наличие политической воли руководства страны к проведению демократических реформ, поддерживаемого большинством населения и политической элиты Казахстана.
Наконец, необходимым условием выступает отсутствие непреодолимых внутренних и внешних угроз стабильности государства.
Анализ казахстанских реалий показывает, что к настоящему времени требующиеся предпосылки и условия для дальнейшего развития демократических процессов в стране созданы. Этот вывод основывается на следующих фактах.
Осуществив в течение 1994-1999 гг. ряд радикальных мер по санации экономики (банкротство нерентабельных предприятий, приватизация большей части бывших государственных активов, создание законодательной базы для развития частного предпринимательства, либерализация регулирующих функций государства в области экономических отношений, развитие банковского сектора, широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций и др.), руководству страны удалось добиться вывода отечественной экономики на траекторию устойчивого развития. «С 2000 г. по настоящее время темпы роста ВВП составили по 9-10% ежегодно. Столь же высокими темпами роста отличался и ВВП на душу населения, увеличившийся с немногим более $700 в 1995 г. до $4500 в 2006 г. Экономическая стабильность и благоприятный инвестиционный климат сделали Казахстан привлекательным для иностранных инвесторов, вложивших за эти годы свыше $41 млрд в экономику республики. Серьезно возросли финансовые возможности государства и частного капитала. Только в Национальном фонде сумма накоплений в 2006 г. составила 1 трлн 80 млрд тенге. Казахстанские банки и нацкомпании активно инвестируют средства в активы за рубежом», - отмечает Е.Т. Сейлеханов [62, с. 33]
Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека. В сентябре 2002 г. Указом Президента РК Н.А.Назарбаева в республике был учрежден институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), а год спустя Казахстан присоединился к Международным пактам о правах человека (ратифицированы Парламентом РК в 2005 г.). В том же 2003 г. Указом Президента РК был введен мораторий на смертную казнь [62, с. 35]
Притом характерной чертой развития Казахстана стало тесное взаимодействие между гражданскими институтами и государством. Одно из центральных мест здесь занимает проведение общереспубликанских гражданских форумов. Они являются эффективной диалоговой площадкой для обсуждения имеющихся проблем и путей их решения на принципах равноправного партнерства и сотрудничества обеих участвующих сторон.
На это, в частности, указывает опыт прошедших в 2003 и 2005 гг. общенациональных гражданских форумов, в ходе которых была политически легитимизирована роль неправительственного сектора в демократизации страны, а также положено начало в оформлении системного механизма взаимодействия гражданского общества, государственных структур и бизнеса.
Сложившиеся
объективные предпосылки
Общие контуры вектора демократического развития Казахстана на сегодняшний день в целом практически определены.
В результате ратификации Парламентом РК в 2005 г. международных пактов по правам человека на качественно новый уровень выведено отечественное законодательство в области защиты прав и свобод населения.
Одной из особенностей формирование гражданского общества в Казахстане, по-нашему мнению, является активная позиция государства в этом. Так, Указом Президента Республики Казахстан от 25 июля 2006 года № 154 «в целях создания условий для ускоренного развития институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив» была принята Концепция развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы [66].
Концепция определяет основные направления развития институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив, является основой разработки целевых программ, законодательных и других нормативных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для функционирования институтов гражданского общества.
Активное развитие получили национальные культурные центры, объединившиеся в Ассамблею народов Казахстана. Межэтническое согласие стало тем фундаментом, который позволяет обеспечить проведение реформ в стране.
Конец 1990-го года отмечен профессионализацией деятельности институтов гражданского общества, что позволило повысить эффективность их работы по решению различного спектра общественных проблем, потребностей и нужд.
Произошли качественные изменения на рынке масс-медиа, связанные с процессом разгосударствления средств массовой информации (далее - СМИ), полиграфических предприятий, а также переходом от системы государственного финансирования и дотирования СМИ к государственному заказу на проведение государственной информационной политики.