Теоретические основы социального партнёрства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 22:51, реферат

Краткое описание

Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений всё очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, всё чаще возникали забастовки, которые стали одной из распространённых форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определённых требований (экономических либо политических). В фазе революционного подъёма пролетариата использовалась всеобщая политическая стачка, ставшая высшей формой забастовочной борьбы. К концу XIX-началу XX в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.

Файлы: 1 файл

Теоретические основы социального партнёрства.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Повышение уровня и качества жизни населения республики, снижение малообеспеченности, выравнивание условий жизни граждан страны в городской и сельской местности – это задачи, на решение которых нацелено Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. И как подчеркнул Глава государства в своём выступлении на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, состоявшемся в ноябре 2007 г., именно в малых и средних городах, на малых и средних предприятиях сосредоточен резерв как для значительного дальнейшего наращивания объёмов производства, так и для улучшения качества жизни людей. Это очень важно, поскольку в малых и средних городах нашей страны проживает более 30% населения.

В качестве основы для ускоренного развития экономики малых городов определено 195 важнейших инвестиционных проектов. Общий объём финансирования по данной программе составит почти 2 трлн. руб., из которых четверть – бюджетные  средства, а остальные  - собственные средства и кредиты банков. [12, c.57]

Особое  внимание в программе уделяется  социальным проблемам городов и  посёлков с высоким уровнем безработицы.

Существенное  значение для успешного развития малых и средних городских  поселений, роста благосостояния их жителей имеет решение жилищной проблемы. По мнению президента страны А.Г.Лукашенко, в данном вопросе необходимо следовать примеру программы возрождения села и строить больше. Это будет способствовать обеспечению предприятий и организаций, расположенных в глубинке высококвалифицированными кадрами.

В РБ на протяжении трёх лет успешно реализуется  Государственная программа возрождения  и развития села на 2005-2010 гг. Её основные социальные цели – повышение доходов  сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации на селе.

Развивается сеть детских дошкольных учреждений и сельских школ, укрепляется их материально-техническая база.

Программой  также предусмотрена существенная реорганизация здравоохранения на селе. Наиболее значимые изменения – это создание амбулаторий общей врачебной практики с обслуживанием населения в радиусе 10-15 км.

Государственной программой возрождения и развития села предусмотрена система мер, направленных на закрепление кадров на селе, прежде всего. Большое значение в возрождении белорусской деревни придаётся развитию предпринимательской деятельности, привлечению инвестиций в сельское хозяйство и социальную сферу.

Таким образом, государство сегодня предпринимает необходимые шаги по реализации социальных приоритетов в области демографического и регионального развития, возрождения села. Вместе с тем эффект данной работы может быть многократно усилен, если само общество активно включится и поддержит эти важные начинания.

Социальное  партнёрство даёт результаты в том  случае, если “работают” все его звенья: государство берёт на себя и выполняет обязательства по созданию условий для успешной реализации общенациональных целей, общественные объединения и организации отвечают за сектор взаимопомощи и благотворительности, выражают и отстаивают интересы разных групп населения,  каждый человек на своём месте подтверждает прво на благосостояние и высокий уровень жизни каждодневным трудом, заботой о собственном здоровье и активной гражданской позицией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

Исследования  дают основания сделать следующие  выводы и предложения:

1. Сущность социального партнёрства заключается во взаимоотношениях между основными классами общественных систем, складывающихся на протяжении их исторического развития.Появившись на первых этапах становления капиталистических отношений, элементы социального партнёрства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя. На протяжении длительного периода времени научные исследования не затронули сферу этих отношений. Но несмотря на это, многие учёные пытались постичь сущность общественных отношений в эпоху зарождения капиталистического способа производства.

2. Разработка теории социального партнёрства тесно связана с проблемами конфликта. Для разрешения социальных конфликтов в научной литературе предлагается два принципиально различных способа:

  • уничтожение частной собственности на средства производства, государственное управление предприятиями;
  • согласование интересов собственников и наёмных работноков.

Неприемлемой  является такая форма достижения своих интересов субъектами социального  партнёрства, как “отказ от социальных конфликтов”. Отказ от конфликта не является способом его разрешения, а приводит к аккумуляции его противоречий и, в итоге, - к затяжному конфликту.

Социальное  партнёрство – цивилизованная форма  социальных отношений, которая обеспечивает согласованность интересов, координацию (защиту) усилий различных групп  населения, организаций и властных структур в решении определённых социальных проблем, достижения единой позиции по важнейшим направлениям развития общества путём заключения соответствующих соглашений (договоров). Генеральное направление социального партнёрства – это уход в социальных отношениях из сферы классовых конфликтов. Без этого нельзя трансформировать социальный конфликт в межорганизационный и погасить его в пределах регионов, отраслей, предприятий, социальных групп и т.п. 

3. Социальное партнёрство характеризуется следующими чертами:

    - наличие взаимодействующих сторон “групп интересов” (корпоративизма), которые преследуют не только противоположные, но и совпадающие цели.

    - отношения взаимодействующих сторон ориентируются на достижение взаимовыгодного “баланса интересов” путём соглашений (консенсуса), а не на конфронтацию.

    - цивилизованное решение спорных вопросов (конфликтов) при непосредственном и равноправном участии тех, кого это касается.

    - обязательность и равная ответственность сторон за исполнение добровольно принятых решений (соглашений, договоров и т.п.).

    - полномочность представителей на ведение переговоров, заключение соглашений и их реализацию.

    - наличие правовой базы для переговоров и контроля за исполнением принятых соглашений, обязательств.

4. Социальные партнёры – это работники, наниматели и государство в лице их представителей, наделённых полномочиями на ведение коллективных переговоров, заключение, изменение, дополнение коллективного договора, соглашения в социально-трудовой сфере.

5. Главной целью социального партнёрства являются учёт и сбалансированность интересов всех субъектов – работодателей, работников, государства. Достижение данной цели во многом обеспечивается механизмом социального партнёрства, т.е. совокупностью используемых методов и инструментов. Главным инструментом данного механизма является переговорный процесс между сторонами-партнёрами.

6. Мировая практика трёхстороннего сотрудничества в области социально-трудовых отношений даёт основания для выделения наиболее характерных моделей таких отношений, классифицируемых следующим образом:

- по  уровню ведения коллективных  переговоров;

- роли  и месту органов власти в системе трипартизма;

- степени  участия работников в управлении  предприятием;

- характеру  взаимодействия профсоюзов с  органами государственного управления;

- специфике  взаимодействия профсоюзов с  объединениями нанимателей;

- политической ориентации системы социального партнёрства в тех или иных странах.

 7. Белорусская модель социального партнёрства по сути своей близка к европейской. Причём само понятие социального партнёрства закреплено законодательно.

Основная  цель социального партнёрства в республике – совместное осуществление конкретных мер по повышению доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, создание здоровых и безопасных условий труда.

Первейшая задача социального партнёрства  в республике на современном этапе социально-экономического развития:

- создание  нормативной правовой базы и  формирование на этой основе  сильных, независимых объединений  нанимателей и профсоюзов;

- развитие  коллективно-договорного регулирования  социально-трудовых отношений в  негосударственном секторе экономики.

В дальнейшем по мере социально-экономического развития целесообразно:

А) постепенно осуществлять мероприятия по сокращению непосредственного участия государства в трёхсторонних переговорных процессах и усилению роли двухсторонних соглашений нанимателей и профсоюзов;

Б) на уровне отраслей развивать отношения между объединениями нанимателей и профсоюзов;

В) постепенно передавать отраслевым объединениям нанимателей функции отраслевых производственных министерств как субъектов социального партнёрства;

Г) активно развивать систему участия работников в управлении предприятием.

8. Модели  регулирования трудовых отношений,  построенных на основе реализации  принципов социального партнёрства,  которые применяются за рубежом,  не могут быть скопированы в Республике Беларусь ввиду различных условий формирования экономики, культуры, исторических традиций. Многообразный опыт развития и широкое распространение социального партнёрства подтверждают его эффективность как фактора социальной стабильности и устойчивости.

9. Социальное партнёрство, возникнув на базе отношений “конфликтного соперничества”, предусматривает активность субъектов трудовых отношений. Функционирует оно только в правовом пространстве и предполагает развитое правосознание участников. Партнёрство базируется на стабильности общества и само служит фактором её укрепления. Наконец, социальное сотрудничество возникает как определённый тип отношений после того, когда наёмные работники в борьбе за свои права добились относительного повышения уровня жизни, когда все субъекты трудовых отношений необходимы друг другу, но при этом каждый достаточно независим. Поэтому формирование системы социального партнёрства является ведущим направлением деятельности государства, реализации его социальной политики. В свою очередь, социальная политика, основанная на принципах социального партнёрства, должна способствовать достижению оптимального баланса в реализации основных интересов всех субъектов хозяйствования, достижению социального мира и согласия в обществе в целом.

10. Методологической основой социального партнёрства является признание ценности человека, личности, гражданина. Партнёрское сознание и поведение должно быть наполнено здравым смыслом, глубоким пониманием реальной ситуации, готовностью к консенсусу. Именно эти качества позволяют социальным партнёрам добиваться согласованных, просчитанных на перспективу решений по различным социальным и экономическим вопросам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Лутохина, Э. Социальное партнёрство и его модели в зарубежных странах (опыт и уроки) / Э. Лутохина// Белорус. журн. междунар. права и междунар. отношений [Электронный ресурс]. – 2003. - №1. – Режим доступа: http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=616&Itemid=54. - Дата доступа: 14.04.2009.
  2. Федерация профсоюзов Беларуси: коллективно-договорное регулирование. Режим доступа: http://www.fpb.by/ru/menu_left/social_part. - Дата доступа: 14.04.2009.
  3. Экономический словарь. Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/nioeauiia_iadoiadnoai.html. - Дата доступа: 12.04.2009.
  4. Булавко, В.Г. Развитие механизма хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям: Монография / В. Г. Булавко. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, - 2002. – 335с.
  5. Бухалков, М. И. Управление персоналом: учебное пособие / М. И. Бухалков. – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 368с.
  6. Капитонов, Э. А. Корпоративная культура и PR: учебно-практическое пособие / Э. А. Капитонов, А. Э. Капитонов. – Москва – Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. – 436с.
  7. Карпичева, В. С. Социальное управление: курс лекций / В. С. Карпичева, Ю. В. Колесникова, В. Л. Романов. – Москва: Издательство РАГС, 2000. – 395с.
  8. Киеня, Е. А. Повышение эффективности отраслевых тарифных соглашений: автореферат / Е. А. Киеня. – Минск: БГЭУ, 2004. – 21с.
  9. Киеня, Е. А. Социальное партнёрство: учебно-методическое пособие / Е. А. Киеня. – Минск:БГЭУ, 2009. – 103с.
  10. Климович, Л. К. Основы правового регулирования управленческой деятельности: учебник / Л. К. Климович, Ж. Ч. Коновалова, Е. И. Пармёнова. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 271с.
  11. Комментарий к трудовому кодексу Республики Беларусь / Г. А. Василевич [и др.]; под общ. ред. Г. А. Василевич. – Минск: Амалфея, 2006. – 1136с.
  12. Лукьянчикова, Т. Социальное партнёрство и оплата сообразно вкладу человеческого капитала / Т. Лукьянчикова// Человек и труд. – 2007. - №3. – С.56-58.
  13. Управление общественными процессами: учебно-практическое пособие / Э. А. Капитонов [и др.]; под ред. Э. А. Капитонова. – Москва – Ростов-на-Дону: МарТ, 2008. – 341с.
  14. Синьков, Б. Б. Коллективно-трудовое регулирование трудовых правоотношений в социальном партнёрстве : автореферат / Б. Б. Синьков. – Минск: НУ “Институт государства и права Национальной академии наук Беларуси”, 2007. – 21с.
  15. Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н. Н. Бондарь, А. И. Терлиженко. – Минск:БГЭУ, 2005. – 146с.
  16. Трудовое право: учебник / В. И. Семенков [и др.]; под общ. ред. В. И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 1999. – 592с.
  17. Шевко, А. В экономике – встречными курсами / А. Шевко // Экономика Беларуси. – 2008. - №3 (16). – С. 88-93.
  18. Bateman, Thomas S. Management: building competitive advantage / Thomas S. Bateman, Scott A. Snell. – 3rd ed. – 575p.
  19. Samuelson, Paul Anthony Economics / Anthony Samuelson, William D. Nordhaus. – 13th ed. – 1013p.

Информация о работе Теоретические основы социального партнёрства