Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 22:51, реферат
Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений всё очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, всё чаще возникали забастовки, которые стали одной из распространённых форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определённых требований (экономических либо политических). В фазе революционного подъёма пролетариата использовалась всеобщая политическая стачка, ставшая высшей формой забастовочной борьбы. К концу XIX-началу XX в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.
Немаловажное значение в процессе непосредственного взаимодействия сторон представляют такие формы отношений, как переговоры и консультации между правительством, трудящимися и работодателями по вопросам разработки и реализации социально-экономических программ, принятия согласованных мер социальной защиты, обеспечивающих гарантированный минимальный стандарт жизни для наиболее уязвимых категорий населения. В таких случаях стороны пытаются найти приемлемый компромисс между необходимостью экономического развития и потребностями социальной защиты, который позволил бы обеспечить социальную стабильность и согласие в обществе.
Представительство интересов работников – это основанная на законодательстве, уставах, положениях, других учредительных актах деятельность уполномоченных лиц, органов, организаций работников по отстаиванию и защите их прав и интересов в отношениях с уполномоченными лицами, органами и организациями нанимателей и соответствующих государственных органов. [11, с.911]
В социальном
партнёрстве представителями
Профессиональный
союз является добровольной общественной
организацией, объединяющей граждан, в
том числе обучающихся в
Представителями
работодателя в осуществлении социально-
3
Основные направления
развития социального
партнёрства в РБ
3.1
Особенности формирования
социального партнёрства
в РБ и на
современном этапе
В Республике Беларусь социальное партнёрство принято и закреплено в статье 14 Конституции Республики Беларусь. Оно находится на переходном этапе формирования. В настоящее время в нашей стране идёт освоение, формирование и утверждение системы социального партнёрства на разных уровнях: общенациональном, отраслевом, местном, на уровне предприятий.
Однако эта большая и важная работа пока находится на начальном этапе, характеризуется большим количеством проблем, формализмом и малой ответственностью. В этих условиях опыт и уроки социального партнёрства в зарубежных странах необходимо не только изучать, но и активно учитывать, активно использовать.
Происходящие в республике политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учёта во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнёрства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.
Социальное партнёрство – это эффективная форма формирования и реализации социально-экономической политики государства на основе согласования интересов различных слоёв и групп общества (труда и капитала) посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия. [11, c.916]
Социальное партнёрство в условиях реформирования экономики способствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.
На основе
договорного регулирования
Система социального партнёрства располагает многочисленными средствами и возможностями, регулирования социально-трудовых отношений; и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать. Концепция подготовлена во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 “О развитии социального партнёрства в Республике Беларусь” и Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 1996 год. Разработка данной Концепции преследует цель теоретического обоснования необходимости формирования системы социального партнёрства и основных напрвлений её развития, выбора форм и методов регулирования социально-трудовых отношений в условиях реформирования экономики республики. Последовательная и поэтапная её реализация пощволит объединить усилия всех слоёв общества для совместной плодотворной работы в национальных интересах, будет способствовать улучшению социально-психологической атмосферы в обществе, повышению культуры, этике общения и сотрудничества.
Стратегическим направлением формирования партнёрских отношений в Республике Беларусь признано заключение трёхсторонних и двухсторонних соглашений на разных структурных уровнях – генерального, отраслевых (тарифных), местных и коллективных договоров. Основным инстументом их реализации служат трёх- и двухсторонние комиссии, в функции которых входит подготовка, заключение и контроль за выполнением подписанных соглашений. [14, c.11]
В нашей
стране ещё не сложился необходимый
уровень гражданского самосознания,
культуры и этики трудовых отношений,
который бы позволял во всех случаях квалифицировать
складывающиеся формы трудовых отошений
как истинно партнёрские. Можно с большей
долей вероятности предположить, что новый
этап приватизации и расширения частного
сектора хозяйства в Беларуси будет сопровождаться
ростом конфликтности в обществе в силу
углубления противоречий между трудом
и капиталом и неразвитостью механизма
их разрешения.
3.2
Основные направления
сотрудничества государства
с общественными
структурами
В Республике Беларусь на сегодняшний день зарегестрировано свыше 2 тыс. общественных объединений. Многие из ниих выражают интересы и отстаивают социальные и экономисеские права определённых категорий населения – молодёжи, женщин, ветеранов, трудящихся, инвалидов, детей. Задача государства – максимально содействовать констуктивной деятельности общественных организаций, соблюдая баланс интересов разных групп населения при достижении общенациональных целей социально-гуманитарного развития. Значение социального партнёрства и диалога в этом процессе бесспорно высоко.
Самую массовую общественную структуру в республике представляет Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ). Сотрудничество профсоюзов и власти строится на том, что у них общие цели – достижение стабильности в государстве, обспечение достойной жизни для его граждан.
Ключевым направлением деятельности Федерации профсоюзов остаётся защита трудовых и социально-экономичесих прав и законных интерес граждан. Вместе с тем всё более активным становится участие профсоюзов и в реализации социальо-экономической олитики государства.
Для этого
создано необходимое правовое поле,
позволяющее профсоюзам активно
участвовать в социально-
Благодаря совместной работе социальныхпартнёров решён ряд серьёзных проблем, соявших ранее перед обществом и властью:
Таким образом, в нашей стране постоянно повышаются социальные гарантии работников в области оплаты труда и одновременно снижается малообеспеченность. В Республике Беларусь выстроена четкая система коллективно-договорного регулирования. В его основе – Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов, выполнение которого регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета по трудовым и социальным вопросам.
На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы развития, экономические и социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. В эти соглашения, как правило, закладываются еще более высокие параметры. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной организацией и нанимателем.
Значение коллективных договоров с каждым годом возрастает, так как именно благодаря этой форме взаимодействия профсоюзов и нанимателей решаются многие вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав работников.
В 2008 году, по инициативе профсоюзов заключено, продолжено действие 53 республиканских тарифных, 71 областного и 345 районных, городских тарифных соглашений, а также 17 541 коллективный договор, действие которых распространяется на 3,68 млн. работников, пенсионеров, студентов, учащихся. [2]
Характерной особенностью
принимаемых в последние годы
коллективных договоров, соглашений является
то, что в них больше стало вноситься
дополнительных, по сравнению с действующим
законодательством, положений в
части материального
В отличие от
предыдущих лет, когда тарифные соглашения
и коллективные договоры заключались
в большинстве своем на один–два
года, наметилось увеличение сроков их
действия. Притом ежегодно в документы
могут вноситься изменения и дополнения.
И профсоюзы этим активно пользуются,
стремясь максимально защитить трудящихся.
3.3
Цели государства
и общества на
современном этапе
развития РБ
Беларусь – социальное государство, основными целями которого являются рост благосостояния каждого гражданина и успешное развитие общества в целом. Достижению данных целей способствуют утверждённые государственные программы, причём три из них имеют характер общенациональных интересов. Это Национальная программа демографической безопасности РБ на 2007-2010 гг., Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. и Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Их успешная реализация во многом зависит от включённости всего общества в этот процесс, другими словами – от действенности механизмов социального партнёрства. [15, c.43]
Население – важнейший ресурс обеспечения устойчивого развития государства. Без граждан нет страны: её некому защищать, некому создавать национальные богатства, преумножать научный и культурный потенциал, некому поддерживать старшее поколение.
Преодоление неблагоприятных тенденций в демографическом развитии РБ, сложившихся с 1993 г. (когда впервые смертность взяла верх над рождаемостью), рассматривается в нашей республике как вопрос первостепенной важности.
В основе
решения указанных
В рамках реализации Национальной программы демографической безопасности значительные усилия государства направляются на снижение заболеваемости и преждевременной смерти населения, особенно в трудоспособном возрасте. Конечная цель – увеличение продолжительности жизни людей. Проводится ряд мер по улучшению охраны материнства и детства, репродуктивного здоровья женщин и мужчин. Очень важна работа по формированию у молодёжи установок на создание полноценной и здоровой семьи, в которой будет как минимум двое-трое детей. [2]
Информация о работе Теоретические основы социального партнёрства