Социальное партнёрство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:16, контрольная работа

Краткое описание

Переход от командной экономики, главенствовавшей в СССР, к рыночным отношениям в начале 90-х годов XX века предопределил ряд существенных изменений во всех областях общественной жизни. Подобное изменение не могло не затронуть сферу правового регулирования общественно-трудовых отношений. Количество работающих людей, занятых в частных, негосударственных организациях, непрерывно растёт, что вызывает необходимость развивать договорное регулирование трудовых отношений

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие социального партнёрства в сфере труда 4
2. Стороны социального партнёрства 6
3. Принципы социального партнёрства 7
4. Уровни социального партнёрства 8
5. Формы социального партнёрства 9
5.1 Заключение коллективных договоров 9
5.2 Создание КТС 11
5.3 Создание примирительных комиссий 13
5.4 Взаимные консультации работников и работодателей 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЗАДАЧА 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 136.50 Кб (Скачать)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие социального партнёрства  в сфере труда 4
2. Стороны социального партнёрства 6
3. Принципы социального партнёрства 7
4. Уровни социального партнёрства 8
5. Формы социального партнёрства 9
5.1 Заключение коллективных договоров 9
5.2 Создание КТС 11
5.3 Создание примирительных комиссий 13
5.4 Взаимные консультации работников  и работодателей 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЗАДАЧА 18
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Переход от командной экономики, главенствовавшей в СССР, к рыночным отношениям в начале 90-х годов XX века предопределил ряд существенных изменений во всех областях общественной жизни. Подобное изменение не могло не затронуть сферу правового регулирования общественно-трудовых отношений. Количество работающих людей, занятых в частных, негосударственных организациях, непрерывно растёт, что вызывает необходимость развивать договорное регулирование трудовых отношений. Подобная практика позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении более предпочтительных условий труда на основании так называемого «социального партнёрства», сглаживающего разногласия между работником и работодателем и позволяющего предотвратить открытую конфронтацию между указанными сторонами.

     Данная работа имеет целью раскрыть сущность социального партнёрства в сфере труда, осветить его основные формы и принципы, а также дать собственную оценку степени развитости указанного явления в Трудовом Кодексе Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие социального партнёрства
 

     Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях  играет важную роль в решении многих проблем социально трудовой сферы. Социальное партнерство является основой взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира и общественного развития. Социальное партнерство осуществляется путем взаимных консультаций, переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров и принятия совместных решений. Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от «единства интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.

       Многолетняя деятельность  Международной Организации труда показывает, что социальное партнерство – не только средство стабилизации политического и экономического развития. Становится понятным, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание условий для  социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон в трудовых отношениях, понимании проблем друг друга, поиске компромиссных путей их решения.

       Социальное партнёрство воспринимается скорее как «социальный диалог», поскольку это система взаимоотношений экономически неравноправных партнеров, но заинтересованных в поиске взаимоприемлемых вариантов сотрудничества.

     Важную  роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

       В практику вводилось заключение трехсторонних генеральных и отраслевых (тарифных) соглашений по социально-экономическим вопросам. Переход от конфронтации к сотрудничеству, расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений создали основу для разрешения конфликтов.

       Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992г. №45 для заключения Генерального соглашения, рассмотрения отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров (конфликтов) была образована Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

       1 мая 1999 г. был подписан Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Федеральный закон призван обеспечить должное регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров. Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, правительства, которые образуют соответствующие стороны комиссии на паритетной основе.

     С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части второй (гл. 3—9) закреплены ст. 23—55, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда. Исходя из этого, законы субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

     Статья 23 ТК РФ впервые дает легальное определение  социального партнерства. Социальное партнерство — система взаимоотношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

     Из  определения следует, что целью  социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени должны учитывать необходимость обеспечения  эффективной деятельности организаций  и создания системы гарантий трудовых прав работников. 

  1. Стороны социального  партнёрства
 

     ТК  РФ различает участников и стороны  социального партнёрства. Сторонами  социального партнёрства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в определённом порядке представителей.

     Социальное  партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование. Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства за исключением, когда в соответствии со статьёй 34 ТК РФ представлять работодателей — государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. Кроме того, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей для работников, занятых в них.

     Стороны при ведении коллективных переговоров, консультаций, локального регулирования трудовых отношений и использовании других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, наделяться соответствующими полномочиями. 

  1. Принципы  социального партнёрства
 

     К основным принципам, на которых основывается институт социального партнёрства  относятся:

     1) Равноправие сторон (понимается, что обе стороны, вступающие в отношения социального партнёрства обладают равными правами и обязанностями при решение тех или иных трудовых споров и разногласий)

     2) Уважение и учёт интересов сторон (все  трудовые споры и разногласия должны рассматриваться с позиций уважения человеческого и профессионального достоинства сторон, не пренебрегая их интересами)

     3) Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (любое решение должно приниматься консультативно, при участии обеих сторон, дабы не ущемить ничьи права)

     4) Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства демократической основе (институт социального партнёрства не может развиваться и существовать стихийно, нуждаясь в правовой базе, которую обеспечивает государство)

     5) Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов (правомерность принятых решений и изменений в договорные отношения должно строго регламентироваться действующим законодательством)

     6) Полномочность представителей сторон (законные представители сторон имеют право выступать от их лица и принимать решения путём двусторонних/трёхсторонних переговоров)

     7) Свобода выбора при обсуждении  вопросов, входящих в сферу труда  (спектр дискуссионных вопросов, касающихся трудовой деятельности не должен быть ограничен ни одной из сторон)

     8) Добровольность принятия сторонами на себя обязательств (принятие одной из сторон социального партнёрства того или иного обязательства под давлением с другой стороны – неприемлемо)

     9) Реальность обязательств, принимаемых  на себя сторонами (обязательства,  принятые сторонами, не должны  носить сугубо номинальный характер, а, наоборот, должны выражаться  в конкретных поступках)

     10) Обязательность выполнения коллективных  договоров, соглашений (см. пункт 9)

     11) Контроль за невыполнение принятых  коллективных договоров и соглашений (принятые сторонами обязательства  должны контролироваться специалистами  отдела по управлению персонала)

     12) Ответственность сторон за невыполнение  по их вине трудовых договоров и коллективных соглашений (стороны должно понимать реальную ответственность, подкреплённую законодательной базой, которую они могут понести за невыполнение трудовых обязательств). 

  1. Уровни  социального партнёрства
 

     Институт  социального партнёрства реализуется на следующих уровнях:

  1. Федеральный (на нём может заключаться генеральное и отраслевое соглашение).
  2. На региональном уровне (субъект Российской Федерации) заключаются региональное и отраслевое соглашение.
  3. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение.
  4. Сотрудничество в рамках организации. В данном случае составляется коллективное соглашение, предусматривающее взаимные обязательства работников и работодателя.

Информация о работе Социальное партнёрство