Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:16, контрольная работа
Переход от командной экономики, главенствовавшей в СССР, к рыночным отношениям в начале 90-х годов XX века предопределил ряд существенных изменений во всех областях общественной жизни. Подобное изменение не могло не затронуть сферу правового регулирования общественно-трудовых отношений. Количество работающих людей, занятых в частных, негосударственных организациях, непрерывно растёт, что вызывает необходимость развивать договорное регулирование трудовых отношений
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие социального партнёрства в сфере труда 4
2. Стороны социального партнёрства 6
3. Принципы социального партнёрства 7
4. Уровни социального партнёрства 8
5. Формы социального партнёрства 9
5.1 Заключение коллективных договоров 9
5.2 Создание КТС 11
5.3 Создание примирительных комиссий 13
5.4 Взаимные консультации работников и работодателей 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЗАДАЧА 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1.
Понятие социального |
4 |
2. Стороны социального партнёрства | 6 |
3. Принципы социального партнёрства | 7 |
4. Уровни социального партнёрства | 8 |
5. Формы социального партнёрства | 9 |
5.1
Заключение коллективных |
9 |
5.2 Создание КТС | 11 |
5.3
Создание примирительных |
13 |
5.4
Взаимные консультации |
15 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 17 |
ЗАДАЧА | 18 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 21 |
ВВЕДЕНИЕ
Переход от командной экономики, главенствовавшей в СССР, к рыночным отношениям в начале 90-х годов XX века предопределил ряд существенных изменений во всех областях общественной жизни. Подобное изменение не могло не затронуть сферу правового регулирования общественно-трудовых отношений. Количество работающих людей, занятых в частных, негосударственных организациях, непрерывно растёт, что вызывает необходимость развивать договорное регулирование трудовых отношений. Подобная практика позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении более предпочтительных условий труда на основании так называемого «социального партнёрства», сглаживающего разногласия между работником и работодателем и позволяющего предотвратить открытую конфронтацию между указанными сторонами.
Данная
работа имеет целью раскрыть сущность
социального партнёрства в сфере труда,
осветить его основные формы и принципы,
а также дать собственную оценку степени
развитости указанного явления в Трудовом
Кодексе Российской Федерации.
Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях играет важную роль в решении многих проблем социально трудовой сферы. Социальное партнерство является основой взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира и общественного развития. Социальное партнерство осуществляется путем взаимных консультаций, переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров и принятия совместных решений. Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от «единства интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.
Многолетняя деятельность Международной Организации труда показывает, что социальное партнерство – не только средство стабилизации политического и экономического развития. Становится понятным, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание условий для социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон в трудовых отношениях, понимании проблем друг друга, поиске компромиссных путей их решения.
Социальное партнёрство воспринимается скорее как «социальный диалог», поскольку это система взаимоотношений экономически неравноправных партнеров, но заинтересованных в поиске взаимоприемлемых вариантов сотрудничества.
Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».
В практику вводилось заключение трехсторонних генеральных и отраслевых (тарифных) соглашений по социально-экономическим вопросам. Переход от конфронтации к сотрудничеству, расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений создали основу для разрешения конфликтов.
Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992г. №45 для заключения Генерального соглашения, рассмотрения отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров (конфликтов) была образована Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
1 мая 1999 г. был подписан Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Федеральный закон призван обеспечить должное регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров. Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, правительства, которые образуют соответствующие стороны комиссии на паритетной основе.
С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части второй (гл. 3—9) закреплены ст. 23—55, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда. Исходя из этого, законы субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Статья 23 ТК РФ впервые дает легальное определение социального партнерства. Социальное партнерство — система взаимоотношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Из
определения следует, что целью
социального партнерства
ТК
РФ различает участников и стороны
социального партнёрства. Сторонами
социального партнёрства
Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование. Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства за исключением, когда в соответствии со статьёй 34 ТК РФ представлять работодателей — государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. Кроме того, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей для работников, занятых в них.
Стороны
при ведении коллективных переговоров,
консультаций, локального регулирования
трудовых отношений и использовании других
форм социального партнерства должны
соблюдать законы и иные нормативные правовые
акты, наделяться соответствующими полномочиями.
К основным принципам, на которых основывается институт социального партнёрства относятся:
1) Равноправие сторон (понимается, что обе стороны, вступающие в отношения социального партнёрства обладают равными правами и обязанностями при решение тех или иных трудовых споров и разногласий)
2) Уважение и учёт интересов сторон (все трудовые споры и разногласия должны рассматриваться с позиций уважения человеческого и профессионального достоинства сторон, не пренебрегая их интересами)
3) Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (любое решение должно приниматься консультативно, при участии обеих сторон, дабы не ущемить ничьи права)
4) Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства демократической основе (институт социального партнёрства не может развиваться и существовать стихийно, нуждаясь в правовой базе, которую обеспечивает государство)
5) Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов (правомерность принятых решений и изменений в договорные отношения должно строго регламентироваться действующим законодательством)
6) Полномочность представителей сторон (законные представители сторон имеют право выступать от их лица и принимать решения путём двусторонних/трёхсторонних переговоров)
7)
Свобода выбора при обсуждении
вопросов, входящих в сферу труда
(спектр дискуссионных
8) Добровольность принятия сторонами на себя обязательств (принятие одной из сторон социального партнёрства того или иного обязательства под давлением с другой стороны – неприемлемо)
9)
Реальность обязательств, принимаемых
на себя сторонами (
10)
Обязательность выполнения
11)
Контроль за невыполнение
12)
Ответственность сторон за
Институт социального партнёрства реализуется на следующих уровнях: