Социальное партнёрство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:16, контрольная работа

Краткое описание

Переход от командной экономики, главенствовавшей в СССР, к рыночным отношениям в начале 90-х годов XX века предопределил ряд существенных изменений во всех областях общественной жизни. Подобное изменение не могло не затронуть сферу правового регулирования общественно-трудовых отношений. Количество работающих людей, занятых в частных, негосударственных организациях, непрерывно растёт, что вызывает необходимость развивать договорное регулирование трудовых отношений

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие социального партнёрства в сфере труда 4
2. Стороны социального партнёрства 6
3. Принципы социального партнёрства 7
4. Уровни социального партнёрства 8
5. Формы социального партнёрства 9
5.1 Заключение коллективных договоров 9
5.2 Создание КТС 11
5.3 Создание примирительных комиссий 13
5.4 Взаимные консультации работников и работодателей 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЗАДАЧА 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений. Принимаемые решения на разных уровнях могут быть нормативного характера (коллективные договоры, соглашения) или это могут быть федеральные целевые программы, принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, или согласованные программы и планы и т. д. 

  1. Формы социального  партнёрства
 

     Социальное  партнёрство, как система взаимоотношений  между работниками и работодателями осуществляется в нескольких формах, которые перечислены в статье 27 ТК РФ:

  1. Заключение коллективных договоров.
  2. Создание комиссий по рассмотрению трудовых споров (КТС)
  3. Создание примирительных комиссий
  4. Взаимные консультации работников и работодателей.

     Более детальное рассмотрение указанных  форм социального партнёрства найдёт своё отражение в последующих подпунктах. 

    5.1 Заключение коллективных договоров 

    В статье 40 ТК РФ даётся следующее определение  коллективному договору:

коллективный  договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

     Заключению  коллективного договора предшествуют коллективные переговоры, которые вправе начать любая из сторон. Для этого  она должна направить другой стороне  письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров. В этом письменном уведомлении целесообразно указать предполагаемую дату начала переговоров, место их проведения, предложения по составу комиссии. Сторона, получившая уведомление, обязана в семидневный срок вступить в коллективные переговоры. Необходимо иметь в виду, что Трудовой кодекс не обязывает каждую организацию иметь коллективный договор. Если работники не хотят заключать коллективный договор, и работодатель тоже не выступает с инициативой проведения коллективных переговоров, они могут не заключать коллективный договор. Коллективный договор может заключаться как на уровне организации, так и обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств).

     Содержание  и структура коллективного договора определяется сторонами самостоятельно. При этом необходимо исходить из компетенции работодателя и помнить, что есть ряд вопросов, которые в соответствии с Конституцией РФ и статьёй 6 Трудового кодекса решаются только на федеральном уровне путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов. К ним относятся: установление порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, единого порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и прочее.

     В соответствии со статьёй 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться: взаимные обязательства работников и работодателей по вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; механизм регулирования оплаты труда с учётом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определённых коллективным договором; занятость, переобучение, условии высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в т.ч. женщин и молодежи; соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работника на производстве; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений и т.д.

     Коллективные договоры и соглашения подлежат уведомительной регистрации в органах по труду. Коллективный договор, соглашение вступают в силу с момента, определенного сторонами, факт регистрации на их юридическую силу не влияет.

     Лицам, участвующим в коллективных переговорах, предоставляются определенные гарантии. Одна группа гарантий предоставляется  всем участникам переговоров, другая — только представителям работников. Лица, участвующие в переговорах, в т.ч. эксперты, специалисты и посредники, пользуются следующими гарантиями:

    • на время переговоров, но не более трех месяцев, они освобождаются от основной работы, с сохранением на этот период среднего заработка;
    • компенсируются затраты, связанные с участием в переговорах.

     В период ведения коллективных переговоров  для представителей работников устанавливается  особый режим привлечения к дисциплинарной ответственности, изменения и расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Помимо соблюдения общего порядка указанные действия должны быть согласованы с тем представительным органом работников, который уполномочил их на участие в коллективных переговорах.

       Профсоюз или совет трудового коллектива должен дать предварительное согласие на применение дисциплинарного взыскания (кроме увольнения), перевод на другую работу (в т.ч. временный), увольнение работника по инициативе работодателя, за исключением увольнения за виновные действия. 
За нарушения в области социального партнерства действующим законодательством предусмотрены следующие санкции. Так, например, Кодекс Административных Правонарушений РФ (далее КоАП РФ) предусматривает ответственность работодателя или его представителя за уклонение от участия в коллективных переговорах либо нарушение установленного срока проведения переговоров. Указанные действия влекут наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда. Статья 5.30 КоАП РФ предусматривает ответственного работодателя или лица, его представляющего, за необоснованный отказ от заключения коллективного договора. Размер административного штрафа в данном случае составляет от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Нарушение или невыполнение работодателем обязательств по коллективному договору влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст.5.31 КоАП РФ).
 

     5.2. Создание КТС

     Комиссия по трудовым спорам (далее КТС) организована и действует на основании статей 382 – 390 Трудового кодекса РФ (ТК РФ).

     В компетенцию КТС входит досудебная форма рассмотрения возникающих  трудовых споров. Спор рассматривается  в течение 10 дней, члены КТС – это сотрудники организации, которые знакомы со спецификой отношений в данной организации.

     По  статье 384 ТК РФ работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников. По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

     Комиссия  формируется на паритетном начале, то есть в её состав входит ровно 50% участников со стороны работодателя и 50% от работника соответственно. Для  разрешения споров в КТС может привлекаться квалифицированный юрист.

     До  обращения в КТС работник должен принять меры к урегулированию разногласий  при непосредственных переговорах  с работодателем. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, написав заявление.

     Спор  рассматривается в присутствии  работника, подавшего заявление, или  уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению.

     Заседание комиссии по трудовым спорам считается  правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.  
Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии в соответствии со статьёй 388 ТК РФ.

     Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных  на обжалование.  
В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом.

      Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.  
На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

     В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

     Решение комиссии по трудовым спорам может  быть обжаловано работником или работодателем  в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. 

    1.  Создание  примирительных комиссий

     Примирительная  комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового  спора. Она создается при возникновении  любого спора. Формирование примирительной комиссии возможно в организации, на уровне отрасли, субъекта РФ и т.п.

     В соответствии со статьёй 401 ТК рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией – обязательная стадия, которой нельзя избежать.

     В срок до 3 рабочих дней с момента составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров или со дня сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников (а равно по истечении 3 рабочих дней со дня получения требований при несообщении работодателем о своем решении) комиссия должна быть создана.

     Примирительная  комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового  спора на равноправной основе. Стороны  коллективного трудового спора  не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии.

     В организации и проведении примирительных процедур принимают участие примирительная комиссия, представители сторон, посредник, трудовой арбитраж и государственный  орган, отвечающий за урегулированию коллективных споров в сфере труда.

     Создание  примирительной комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников. Такое оформление необходимо для четкого определения момента создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам в соответствии со ст. 405 ТК.

     Примирительная  комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников. Следовательно, в состав примирительной комиссии входят лишь представители сторон.

     Порядок формирования примирительной комиссии законодательством не регламентирован. Для того чтобы облегчить участникам спора решение некоторых формальных вопросов, вышеуказанные Рекомендации Минтруда России предлагают воспользоваться следующей схемой.

     ТК  РФ устанавливает 5-дневный (в рабочих  днях) срок рассмотрения спора примирительной комиссией. Предполагается, что члены  комиссии, будучи работниками данной организации, знакомы с существом  спора и обстоятельствами его возникновения, поэтому 5 дней достаточно для уточнения позиций сторон и вынесения решения. Однако в случае необходимости указанный срок может быть продлен. Это решение оформляется протоколом, подписанным представителями сторон.

     Обязательность  письменной формы протокола закрепляется также ст. 418 ТК. В протоколе целесообразно указать дату, предмет спора, представителей сторон, уполномоченных на разрешение коллективного трудового спора, состав примирительной комиссии.

     Надо  подчеркнуть, что решение примирительной комиссии представляет собой соглашение сторон. Оно выполняется добровольно. Если представитель работодателя уклоняется от исполнения соглашения, работники имеют право приступить к проведению забастовки (статья 409 ТК).

     Если  в ходе работы примирительной комиссии стороны не смогли достичь соглашения о разрешении коллективного трудового спора либо достигли согласия лишь по некоторым вопросам, составляется протокол разногласий, фиксирующий неурегулированные разногласия и дальнейшие намерения сторон (п. 19 Рекомендаций). 

Информация о работе Социальное партнёрство