Теоретические основы социального партнёрства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 22:51, реферат

Краткое описание

Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений всё очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, всё чаще возникали забастовки, которые стали одной из распространённых форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определённых требований (экономических либо политических). В фазе революционного подъёма пролетариата использовалась всеобщая политическая стачка, ставшая высшей формой забастовочной борьбы. К концу XIX-началу XX в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.

Файлы: 1 файл

Теоретические основы социального партнёрства.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Принцип взаимного информирования сторон подразумевает то, что при необходимости должны приниматься соответствующие национальным условиям меры, чтобы стороны имели доступ к информации, необходимой для компетентного ведения переговоров.

Как показывает опыт организации социального партнёрства  западных стран, оно не должно ограничиваться только рамками социально-трудовых отношений. Чем шире сфера многостороннего сотрудничества, тем более успешно решение возникающих конфликтов в области экономических, политических и социальных вопросов. [11, с.302]

Практическая реализация принципов социального партнёрства – трудная задача. Она предполагает учёт не только своих интересов, но в равной степени интересов партнёров. А это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды – сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность всех участников созидательного процесса, растёт устойчивость как политическая, так и социальная, создаются условия для прогрессивного развития. 
 
 
 
 
 
 

    1. Система социального партнёрства, его структура  и механизм
 

Главный результат социального партнёрства  – социальное согласие и мир в  обществе. Его достижение требует  решения ряда сложных задач.

Первой  из них является выделение и чёткое определение субъектов партнёрских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять.

С исторической точки зрения, первая структура субъектов  партнёрства была представлена двумя  сторонами : работник(и) – работодатель (собственник средств производства). Такое двустороннее партнёрство впоследствии получило название “бипартизм”. Затем структура субъектов-партнёров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшее трёхстороннее партнёрство стали называть “трипартизмом”.

Модель  трёхсторонего соглашения была закреплена в Конвенции Международной организации  труда (МОТ) под номером 144. По этой Конвенции  государство также становится социальным партнёром и подписывает общенациональное партнёрское соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей. [10, c.287]

Данные  модели взаимоотношенийисторон отражают, во-первых, вывод социального партнёрства  из сферы политики и противоборства политических сил. Во-вторых, возможность предпринимателей, работодателей и наёмных работников через систему социального партнёрства на всех уровнях решать все трудовые, социально-экономические вопросы. В-третьих, право государства компетентно вмешиваться в решение этих вопросов, когда:

А) рынок  перестаёт действовать как регулирующий механизм;

Б) есть угроза нанесения ущерба государственным  интересам;

В) конфликтующие  стороны не могут разработать  компромиссное решение.

Наконец, субъектная структура социального  партнёрства усложнилась ещё больше – было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что принцип трипартизма должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, а также на уровне предприятия. Это ведёт к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнёры должны учитывать содержание отраслевого договора, а при принятии отраслевого договора следцет учитывать позиции, закреплённые в общенациональном договоре о социальном партнёрстве.

Вторая  структурная часть партнёрства – объекты партнёрских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнёрство в целом, т.е. как особая система, включает в себя и определённую структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнёрство. Выше отмечалось, что поначалу объектом были только тарифы заработной платы. Затем объетами становились условия труда, занатость, безработица, социальная защита.

Предметом социального партнёрства на современном  этапе являются:

  1. размер и механизм оплаты труда;
  2. воспроизводство трудовых ресурсов;
  3. защита трудовых прав граждан;
  4. условия и охрана труда, экологическая безопасность;
  5. продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпуска;
  6. занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  7. социальная защита наиболее уязвимых слоёв трудоспособного населения, малообеспеченных граждан;
  8. организация взаимоотношений между представителями нанимателей и трудящихся и др. [1, с.24]

Ещё одним, третьим элементом системы социального  партнёрства на современном этапе  следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной долговременной его направленности, т.е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики её достижения.

Четвёртый структурный элемент системных  партнёрских отношений представляет их механизм. Эта составляющая настолько важна и специфична, что требует особого рассмотрения.

Наконец, пятым элементом современной  системы социального  партнёрства  следует признать культуру и этичность поведения партнёров. Под этим понимается взаимная уважительность партнёров, их честность, доверие, высокая ответственность, без чего невозможна реализация истинно партнёрских отношений в обществе. А без них в современном мире, где достаточно много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, стране трудно обеспечить свою устойчивость и независимость.

Все названные  элементы социального партнёрства  в отдельности не могут обеспечить выполнения его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели  социального партнёрства – социального согласия и мира в обществе.

Под механизмом социального  партнёрства, как элементом его системы в целом, понимается совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнёрского взаимодействия сторон. Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

Главным элементом (инструментом) рассматриваемого механизма является переговорный процесс между сторонами-партнёрами. Этот стержневой инструмент настолько важен, что остальные, по сути, обслуживают его, обеспечивая эффект его функционирования. [6, c.345]

Следующим элементом механизма социального  партнёрства служат процедуры (технологии) выявления и согласования позиций партнёров (например, создание и работа специальных комиссий по изучению и нахождению “контактных” точек в интересах и позициях партнёров).

Ещё одним  важным элементом следует считать  экспертную работу по анализу и оценке предлагаемых положений в общийй договор партнёров.

В социальном партнёрстве большая роль принадлежит  созданию соответствующих законов  и других нормативных документов, которые призваны фиксировать юридические  рамки партнёрства. Это – ещё  один важный элемент механизма партнёрства.

В рассматриваемом  механизме социального партнёрства должен быть контрольный элемент, т.е. орган, главной функцией которого является отслеживание выполнения согласованного и принятого договора партнёров, выявление его нарушений и нарушителей.

Наконец, в этом механизме для обеспечения его эффективности должен найти место орган, выполняющий функцию арбитора.

Таким образом, главным методом обеспечения  согласия субъектов социального  партнёрства является консенсус, достигаемый  в процессе переговоров. Тогда наполняемость  социального партнёрства может содержать следующие составляющие:

  • возможность использования переговоров для разрешения существующих разногласий;
  • согласованность отдельных направлений развития социально-экономической политики, особенно в части распределения доходов;
  • реализацию мер по обеспечению гарантированной защиты интересов субъектов социального взаимодействия, согласование критериев и показателей социальной справедливости;
  • утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и других сферах общественного труда;
  • участие наёмных работников в управлении. [4, с.305]

Глубинной особенностью социального партнёрства, тем, ради чего оно возникло и развивается, является разрешение социальных противоречий. Такие противоречия между основными  субъектами, особенно в экономике, не будучи разрешёнными или хотя бы смягчёнными, способны затормозить, прервать и даже остановить социально-экономическое развитие. Более того, вызвать социальное напряжение, социальный конфликт или противостояние в опасных формах. [7, c.201]

С учётом вышесказанного социальное партнёрство должно определяться на основе этой главной сущностной своей особенности, своей “изюминки”. При таком подходе социальное партнёрство – это система социальных отношений между партнёрами, обеспечивающая разрешение (смягчение) противоречий, и оптимально возможную сбалансированность их действий на основе равноправного взаимного учёта их интересов в переговорно-договорном процессе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формы и модели трёхстороннего сотрудничества в  сфере труда
 

2.1 Классификация моделей социального партнёрства 

Налаживание консенсуса и согласия по основным социально-экономическим вопросам в интересах всего общества отвечает потребностям всего мирового сообщества. Поэтому идеи социального партнёрства  и социального компромисса как общности устремлений широких масс трудящихся к консенсусу, как согласие на сосуществование определённых процедур, механизмов взаимодействия по урегулированию конфликтов и существующих проблем поддерживаются в широком международном плане. Процессы социального партнёрства, призванного согласовывать интересы работодателей и работополучателей, выходят на общеевропейский наднациональный уровень и проявляются в деятельности многих международных организаций, таких, как: социально-экономический комитет Европейских сообществ, Международная организация труда, Европейская конференция профсоюзов, Европейское бюро союза потребителей, Европейский союз конфедерации промышленников и работодателей, Постоянная конференция торговых палат, комитеты европейских предприятий. [4, c.298]

Эффективность системы трёхстороннего сотрудничества на принципах социального партнёрства  определется процессами её развития и формирования в рамках национальных систем, имеющих свою специфику, обусловленную  историческими, национальными и  культурно-историческими особенностями. Поэтому изучение зарубежного опыта социального партнёрства, его осмысление и выявление путей адаптации имеют принципиальное значение для науки и практики развития любого государства. [4, с.306]

В мировой  практике известны несколько моделей и типов социального партнёрства, которые классифицируются по различным признакам и основаниям:

- по  роли и месту властных структур, органов государственного управления  в системе социального партнёрства;

- по  механизму правового регулирования договорного процесса;

- по  уровню участия работников в  управлении предприятием, организацией;

- по  характеру взаимодействия профсоюзов  с институтами государственной  власти, местного самоуправления;

- по  специфике взаимоотношений профсоюзов  и объединений работодателей, предпринимателей;

- по  политической ориентации системы  социального партнёрства (социал-демократическая,  консервативная, социалистическая  и др.)

В разных странах Запада процесс формирования двустороннего партнёрства, а затем  и трипартизма протекал по-разному, со своими особенностями. Тем не менее исследователи этих процессов выявили ряд общих черт.

На основе выработки соответствующих критериев  проводится классификация социального  партнёрства, сформировавшегося в  зарубежных странах.

Так, по характеру правового регулирования социально-трудовых отношений можно выделить три основные модели социального партнёрства. Первая модель сформировалась на севере Европы – в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. Она характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. Кроме того, в этой модели считается важным трёхуровневость партнёрства: уровень общенациональный, затем отраслевой и, наконец, уровень предприятия.

В Бельгии, к примеру, на высоком общенациональном уровне существует Национальный совет по труду. В него входит равное число участников от каждого из трёх партнёров. Государство берёт на себя ещё и законодательную функцию. На втором, отраслевом уровне создаются “паритетные комиссии”. На уровне же предприятия вопросы решаются на двусторонней основе: предприниматели – профсоюзы.

Информация о работе Теоретические основы социального партнёрства