Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология".
Разработка и реализация программы правового просвещения семьи, разъясняющей права семьи и ее членов на государственную поддержку, в том числе в сфере труда, здравоохранения, образования, соц обеспечения и соц обслуживания. В целях кадрового обеспечения разработка и реализация гос семейной политики осуществление в необходимых количествах подготовки и переподготовки научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей: социальных работников, педагогов, юристов, демографов, медиков, психологов, социологов и других. Разработка спец учебных программ, обеспечение их научной и методической литературой, справочными пособиями.
Женщина и занятость: социальные аспекты
В Конституции РФ (1993 г.), в статье 37, записано: "Труд свободен: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду — выбирать род деятельности и профессии". Каждый имеет право на труд.
Современный рынок в РФ выявил резко выраженную направленность изменения структуры занятости на рынке труда: сокращение женщин во всех отраслях экономики, их доли на рабочих местах, требующих высокого профессионального мастерства и знаний, особенно в сфере интеллектуального труда. Гендерные стереотипы в России при рассмотрении возможности занятия женщинами лидирующих позиций в управлении предприятием достаточно сильны, однако, условия рынка привели к их смягчению. Это выразилось в том, что число женщин, занимающих лидирующие позиции в фирмах, за последние 5 лет неуклонно растет. Однако пока этот рост неравномерен от региона к региону и имеет отраслевую специфику. Мужчины чаще, чем женщины, используют власть, которую дает им положение или формальный авторитет. Женщины-руководители считают, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общие цели рабочего коллектива. Психологически женщина больше склонна заниматься ежедневным доказательством своего "права на лидерство", по сравнению с мужчиной. Женщины как социальная категория сравнялись с мужчинами – это подтверждается действующим законодательством, которое не делает никаких различий между полами в сфере бизнеса и предпринимательской деятельности. Более того, в высшем законодательном акте страны – Конституции – прямо закреплено, что никто не может подвергаться какой бы то ни либо дискриминации по половому признаку (ст 19). Роль женщины и в обществе в целом с каждым годом возрастает. Их права, ранее имевшие лишь декларативный характер, в настоящее время превратились в реальную основу для реализации любых возможностей как в сфере бизнеса, так и в других отраслях общественных взаимоотношений. Женщина в бизнесе имеет ряд объективных преимуществ перед мужчинами, и что отдельные отрасли предпринимательства словно специально созданы для женщин. К таковым относится и сфера услуг (парикмахерские салоны и салоны красоты, например), вообще любые коммерческие предприятия, требующие внимания к каждой детали, с небольшим или средним численным составом персонала. Вопрос успеха в коммерческой деятельности, прежде всего, зависит не от пола (возраста, национальности, языковой или религиозной принадлежности), а от качества имеющихся профессиональных навыков, опыта, объективных финансовых и стратегических возможностей. Если женщина обладает необходимыми знаниями, целеустремленностью, настойчивостью и упорством, а также финансовыми и стратегическими возможностями – то никакой мужчина, никакие социальные предрассудки не смогут помешать ей достичь вершины в сфере предпринимательства. Главными препятствиями являются:- традиционный стереотип о вторичной ценности деловой карьеры женщины -Идеологический стереотип, сложившийся в СМИ -Социально-экономические факторы, такие как экономическая нестабильность в стране, отсутствие поддержки со стороны государства, отсутствие необходимых гарантий со стороны государства -Статусные характеристики-недостаточно высокий материальный статус-недостаток средств и сбережений, маленькие дети и необходимость ухода за другими членами семьи. -Социально-психологические помехи-законопослушность, недостаток жесткости.
Основной диагностический и практический инструментарий, находящийся на рабочем столе социального работника:Опросники: анкеты и бланки интервью. Описание сферы применения опросников. Инструкции по методике проведения опросов.Бланки социально-педагогического наблюдения.Виды наблюдения: степень включенности наблюдателя. Сфера применения наблюдения: при автоматических действиях, при высокой напряженности действий.Виды документов: текстовые, иконографические, вербальные. Виды анализа документов: традиционный (качественный) и контент-анализ (количественный). Сфера применения метода анализа документов в практике социального педагога. Рекомендации по методике анализа документов в социально-педагогической работе.Социометрические опросники для изучения социальных процессов и явлений в группе.Обоснование сферы применения социометрических опросов. Рекомендации по применению социометрических опросов как метода сбора социально-педагогической информации. Основные правила социометрии - социометрические индексы.
Международные принципы и стандарты этики социальной работы.Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.
В этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые, при всем их разнообразии, продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда.
Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений.
В июле 1994 в г.Коломбо
(Шри-Ланка) общее собрание Международной
федерации СРков приняло докуме
В Декларации провозглашены принципы: 1)каждый чел уникален, что требует внимания к нему с позиции нравственности, 2)каждый чел имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вносить свой вклад в повышение благосостояния общества, 3) СРки привержены принципам социальной справедливости,4)СР основана на отказе от дискриминации. Она осущ-ся независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, языка, половой ориентации, 5) и др.
В Международных этических стандартах выделены 5 групп: 1) стандарты этического поведения ( стремитесь понять уникальность каждого чела и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемой ему помощи; не переоценивайте свои личные и профессиональные возможности; всемерно используйте знания, умения и методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем). 2)взаимоотношения с клиентами (ставьте на 1 место обязанности по отношению к своим клиентам, но в рамках уважения к этическим установкам других людей; отстаивайте права клиента на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность, на ответственное использование информации; цените и уважайте личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиентов). 3)взаимоотношения с агентами и орг-циями (работайте в тесном сотрудничестве с теми агентствами и орг-циями, чья социальная политика, методы и практика направлены на оказание компетентной помощи клиентам и поддержку профессиональной СР; с полной ответственностью относитесь к уставным целям и задачам орг-ции). 4) взаимоотношения с коллегами (относитесь с уважением к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов; защищайте коллег от несправедливых нападок; доводите до сведения соответствующих органов любые ущемления интересов клиентов или нарушения норм этики). 5) отношение к профессии (отстаивайте ценности, знания и методологию профессии; вносите вклад в их популяризацию и совершенствование; давайте конструктивную критику профессии, ее теорий, методов и практики).
Методы
планирования и организации
В рамках деятельности социального работника немалую роль играет профессиональная готовность к научно-исследовательской работе.
ИД - тщательное, систематическое научное изучение, проводимое в конкретной области знания.
В ИД выделяют познавательную направленность, активное отношение к миру, через которое происходит процесс самоизменения, саморазвития человека, преодоления им трудностей.
Специалисту по СР исследовательская деятельность обеспечит не только саморазвитие и самосовершенствование, но и будет способствовать эффективному формированию профессионально значимых качеств его личности.
Исследовательский компонент играет существенную роль в процессе становления специалиста по СР. Правомерен вывод о том, что в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по СР предоставляется оптимальная возможность сформировать готовность студентов к исследовательской деятельности.
С точки зрения теории деятельности, в период приобщения обучающихся к исследовательской работе происходит формирование определенных исследовательских умений. В профессиональной деятельности соц. работника к числу исследовательских умений относятся следующие: умение анализировать и оценивать состояние реально существующих социальных явлений, конкретных профессиональных ситуаций; выделять и формулировать исследовательскую задачу; проектировать результаты работы; работать с разнообразными источниками информации (документами, законодательными нормативными актами, научной литературой, методическими разработками и др.); проводить экспериментальные исследования, обрабатывать полученные данные, анализировать и обобщать их; проектировать саморазвитие, осуществлять сотрудничество по исследовательской деятельности.
ИД в СР – это деятельность, базирующаяся на общепринятой научной методологии, имеющая своей целью получение нового научного знания, предназначенного для совершенствования деятельности и профессиональных качеств специалиста на основе применения специальных средств научного познания.
ИД - специфическое отражение национальной и общемировой культуры, обеспечивающей развитие ее субъекта, его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.п.
В условиях динамичного развития в мире профессиональной социальной работы специалист социальной сферы (это касается не только социальных работников, но и социологов, социальных психологов, педагогов и др.) должен постоянно обращаться к мировому опыту, вычленять из него все то прогрессивное, что создается в профессиональном сообществе на уровне теории и практики социальной работы. Выявленные знания он должен соответствующим образом адаптировать к национальной и региональной действительности, традициям социальной поддержки своей страны (региона), подобрать для этого адекватный инструментарий практической реализации новых подходов к социальной работе и способы ее внедрения в практику.
Представители профессии «социальная работа» посредством исследовательской деятельности влияют на обеспечение роста благосостояния населения всех стран, снижения социальной напряженности в мире, гармонизацию отношений человека с обществом и окружающей социально-экономической действительностью.
Поскольку исследовательская деятельность в социальной работе весьма разнообразна по объектам и средствам, это предполагает постоянную опору специалиста на широкий спектр теоретико-методологических оснований, каждый из которых вскрывает изучаемую социальным работником проблему в специфическом и свойственном ему ключе. Так, в настоящее время выделяют три доминирующие по степени влияния научные дисциплины (социологию, психологию, педагогику) создающих теоретико-методологический базис социолого-ориентированных, психолого-ориентированных и комплексно-ориентированных теорий социальной работы. Интеграция содержания дисциплин учебного плана, таким образом, обусловлена необходимостью формирования у будущего специалиста системного научного мышления, которое бы являлось гносеологическим фундаментом в поиске оптимальных вариантов социального реагирования на многообразие социальных проблем.
Объект,предмет и категории теории соц. работы.
О теории социальной работы можно говорить в широком и узком смысле. В широком плане теория социальной работы - это система взглядов и представлений по объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. В более узком смысле – это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения. Поиск путей разрешения материальных, социальных и духовных проблем человека, их системный и комплексный характер, важность целостного подхода к удовлетворению потребностей и интересов человека диктуют необходимость объединения усилий представителей различных областей научного знания, широкого развития междисциплинарных связей и исследований с применением не только специально-научных, но и общенаучных методов. Именно к такой системе научных знаний может быть отнесена теория социальной работы в узком смысле. Теория социальной работы характеризуется наличием в ней всех структурных элементов, свидетельствующих о сформированности ее как науки: наличие объекта и предмета исследования; наличие и сформированность понятий, соответствующих предмету исследования; система принципов. Социальные явления, процессы и отношения являются объектом научного внимания не только теории социальной работы, но и многих других наук, таких, как философия, история, социология. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, которая составляет предмет данной науки. Так, предметом исследования теории социальной работы как науки являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группе. Структурообразующим элементом любой науки выступают специфические категории, т.е. наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства и особенности предмета науки. Категории являются незаменимым средством исследования. В теории социальной работы выделяют: 1)категории, не являющиеся специфическими для теории, т.к. обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (соц.отношения, соц.дея-сть, социализация.). 2)категории, которые служат прежде всего категориями СР, но и используются др.науками (психосоц.работа, соц.реабилитация, соц.благополучие). 3)категории, относящиеся собственно к СР (соц.страхование, соц.работник, соц.биография). по мере дальнейшего развития теории и практики СР система ее категорий расширяется и уточняется. Таким образом, Теория социальной работы — это наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях, защите ее прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую ее социальную среду.
Основные источники финансирования и принципы экономической деятельности социальных служб
Функции финансирования: распределение, стимулирование, контроль. Реализация в соц. сфере осуществляется на основе принципов:- принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня соц. защиты и финансирование соц. фондов – означает max. возможную степень использования основных мероприятий экон-х реформ (ипотека, приватизация)- принцип соц. реагирования – пересмотр соц нормативов, выделение денеж. ср-в в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением прожит. min и т.д .-принцип дифференцированного подхода при определении стоимости ассигнований и соц. помощи в зависимости от региона и местности. -принцип самостоятельности местных властей; -преимущество соц. сферы при распределении дополнит-х бюджетных доходов и курс на опережение соц. расходов по сравнению с др. видами затрат. Правовой основой соц работы стал закон «об основах соц обслуживания населения» в соответствии с этим законом соц службы финансируются : 1) нормативных отчислений из бюджетов соответственного уровня в размере не менее 2-х % расходной части бюджета; 2) поступление из фондов социальной поддержки населения за счет выделений части средств на цели соц поддержки семьи детей; 3) средств федерального бюджета на выполнение уставных задач; 4) финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различных уровней на реализацию региональных и местных программ ; 5) дополнительных средств из регион-го и местного бюджетов на обеспечение целевых меропрятий по соответствию доходов росту стоимости жизни; 6) от доходов платных услуг и от хоз. деятельности учреждения ;7)средств от приватизации гос. собственности а также от спец. источников (доходы от баров , аптек ,магазинов); 8) от благотворительных пожертвований и взносов. Негос-ые.фонды - формируются за счет : 1) взносы учредителей и благотворительных организаций; 2) членские взносы 3) благотворительные пожертвования предоставляемые гражданами и юрид. лицами в денежнежной и нтуральной форме 4) поступление от деятельности по привлечению ресурсов (ярмарки, конкурсы, лотереи); 5) доходов от предпринимательской деятельности; 7) поступленя от бюджетов всех уровней внебюджетных фондов; 8) доходов от хоз деятельности обществ; 9) труда добровольцев; 10) иных источников не запрещенных законом. Финансирование мероприятий по соц защите населения осуществляется из различных источников:I. Государственный бюджет, в том числе: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.); муниципальные бюджеты. II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования; фонд занятости; республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения. III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.)