Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология".
Особым видом социальной экспертизы является судебно-психиатрическая. В ходе ее проведения решается вопрос вменяемости и невменяемости лица. Проводят ее высококвалифицированные специалисты, как правило, медики.
Медико-социальная экспертиза занимает особое место в практике социальной работы. На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагают следующие задачи: -определение группы инвалидности, ее причин, сроков,времени наступления инвалидности, потребности инвалидов в различных видах социальной защиты; -разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; -контроль за реализацией мер социальной защиты, включая меры реабилитации, и оценка их эффективности; -оказание содействия инвалидам в получении необходимых мер социальной защиты, включая реабилитацию; -изучение состояния, динамики инвалидности населения и факторов, приводящих к инвалидности;
При проведении социальной экспертизы применяются различные группы методов. Экспертиза управленческих решений (программ, проектов, указов, постановлений) требует проведения научного анализа документов, поступающих на экспертизу, исследования реальных процессов в обществе, относящихся к данным решениям. Затем целесообразно использовать метод сопоставления, что позволяет подготовить более содержательное экспертное заключение. Если, производство социальной экспертизы по определенным параметрам общественного развития приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе, то важной задачей экспертов становится периодическое сравнивание новых результатов с данными более ранних экспертиз. В данном случае эксперты будут работать в режиме мониторинга.
При проведении
социально-психологической
Разнообразные методы применяются и в ходе медико-социальной экспертизы. Их использование определяется характером экспертизы и ее направленностью (специально-медицинская, функционально-диагностическая, профориентационная, реабилитационная и др.).
Таким образом, социальная экспертиза является одной из важнейших технологических процедур практической социономии, средством решения целого ряда жизненно необходимых социальных вопросов и проблем.
Теоретические парадигмы СР
Под парадигмой понимаются системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период в той или иной стране. Для парадигмы помощи характерно:
• доктрина помощи;
• организационные формы;
• субъект — субъекты помощи в их культурно-исторической индивидуальности;
• объект помощи.
В западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиентом выступает как индивид и отдельная группа, которым отдается преимущество, так и сообщество и община, которые рассматриваются в логике субъектности.
В основе философии помощи отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинному коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости. Индивидуальность здесь проявляется через общинность, и коллективность становится базовым принципом помощи. В этом можно увидеть специфические социогенетические корни отечественной модели помощи и милосердия.
В основе мировоззренческой доктрины помощи и в отечественной и в западной моделях лежали принципы и идеи христианства.
В западной модели процесс помощи рефлексируется как духовное преображение, которое «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к «воскрешению» и «возрождению» и превращало грешника-нарушителя в достойного члена общины». В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причем характерно, что общественные отношения, общественные идеалы выступают в качестве нормы. А отсюда стремление к формированию социально необходимого поведения, которое воспитывается и рефлексируется в христианской парадигме мышления Запада.
Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Русская Православная Церковь в течение тысячелетия формировала национальное сознание, национальный духовный опыт.
Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. Аналогичная тенденция наблюдается и в России. Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития, то в России развитие профессии носило прерывистый характер. Даже ее современный, профессиональный этап характеризуется тем, что специалисты «рекрутируются» из других профессий и служб, и их становление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта и имплицитных профессиональных представлений.
Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техника групповой и терапевтической работы легла в основу ее методики.
Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления — социальное обеспечение и социальная работа — в России предстают в единстве, включая в себя просвещение, образование, медицину, социальную политику. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли свое развитие все вышеназванные процессы. Этим и объясняется та разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.
Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи. Многие идеи и законы, особенно в период Петровских реформ, были декларированы , когда еще не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной «абсолютной идеей», видение и «осязание» которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи.
Парадигма – строго научная обоснованная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существ-е черты действ-сти. В нач.20 в.она рассматр-ся как общ.помощь.
Основными этапами помощи и взаимопомощи в России будут являться:
1. Архаический период. Родоплеменные формы помощи и взаимопомощи у славян до 10-го века
Период язычества. Была заложена традиция заботы о слабых и немощных.Происходит оформление групповых форм помощи.
2. Период княжеской
и церковно-монастырской
Ведущую роль играет
церковь и приход,монастыри.
3. Период церковно-
Светские подходы
помощи и поддержки нуждающимся.Появл-
4. Период государственного призрения со второй половины 17 в. до второй половины 19 в.
Складыв-ся административная система помощи, борьба с нищенством
5. Период общественного и частного призрения с конца 19 в. до начала 20 в.
Создана гибкая,дифференцированная система гос-но-общ-го призрения. Попытки гос-ва охватить все слои населения. Призрение превратилось для общест-сти в добровольно-обязательное попечение под присмотром гос-ва. Большое кол-во благотворит.учреждений.
6. Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.
Появл-ся институт гос.соц.обеспечения, врачебная помощь,выдача пособий и пенсий.Создание пенсионных фондов, система соц.страхования. Врачебно-трудовая экспертиза(ВТЭК)-научная парадигма гос.регулирования соц.поддержки нуждающимся.
7. Период социальной работы с начала 90-х по настоящее время.
Осн.формы дея-сти: матер.помощь,помощь на дому, обслуж. в условиях стационара,полустационара, врем.приют,дневное пребывание,ночное пребывание и т.д.
Суть и содержание профессиональной компетентности специалистов социальной работы.
Большое внимание уделяется таким качествам социального работника, как ценностные ориентации, практические умения и этические качества. Ядром системы ценностей социального работника являются профессиональные ценности, которые реализуются в процессе практического действия в системе «человек — человек» и выражаются в уважении клиента как человека и индивида, признании самоценности каждого клиента, адекватности реакции на эксклюзии, происходящие в обществе, общине. Профессиональная социальная работа должна выражаться в эффективной помощи людям по достижению экономической независимости, созданию самообеспечения и повышению своей квалификации. Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культурологического и иного характера. Содержание профессиональной деятельности социального работника определено ее функциями, выполняемыми в соответствии с законами, подзаконными актами и, конечно, в соответствии с разделением труда в сфере социальной защиты населения, в целом социальной сферы общества в широком ее понимании. Профессиональный труд социального работника состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих личностных, функциональных и материализованных компонентов. Можно выделить группы социальных работников, занятых преимущественно управленческим трудом (менеджеры социальны-служб и органов соцзащиты), контактной социальной работой в рамках основных видов социального обслуживания (социально-экономические, социально-медицинские, социально-педагогические социально-психологические, социально-правовые и социально-бытовые услуги), профилактической и превентивной профилактической работой и т.д.Исходя из изложенного можно сделать вывод, что профессионализм в социальной работе — это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов. Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него: профессионального призвания; глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях; духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком; профессионального мастерства; объективно-критического отношения к своей деятельности профессиональных знаний и профессиональных умений; способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации; профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности .Специалисты социальных служб имеют высшее и среднее профессиональное образование — профильное и непрофильное. Неспециалисты, т.е. вспомогательный обслуживающий персонал, следует подразделить на три группы: квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицированные работники. Все они, как показывает практика, имеют различный уровень профессиональной квалификации, профессиональной подготовки, и профессионального мастерства. Профессиональное мастерство как составная часть профессионализма в социальной работе представляет собой совокупность следующих качеств специалиста, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения: высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку и обучение, обладающего устойчивыми навыками в области работы с разными категориями населения, умело и эффективно применяющего на практике современные технологии в области социальной работы; высокая компетентность и соответствие действий требованиям государственных стандартов в области социального обслуживания; максимальное использование знаний и умений в области социальной работы в сочетании с индивидуальными способностями; надежность и ответственность, адекватная реакция на социально-экономические изменения в обществе; умелое использование достижений социальных наук и социальных технологий для гармонизации отношений в социуме; умение завоевывать доверие клиентов и коллег, отзывчивость, влияние на людей, рефлексивный подход к клиенту и его проблемам.
СР как феномен современного мира
СР наз-ся дея-сть,направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней,не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях жить.
Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного изучения социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.
Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет в трех направлениях. Во-первых, определяется место теории социальной работы в процессе развитие таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической парадигмы социальной работы как специфического объекта исследования, и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.
Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира происходил в двух направлениях. Первое касалось усиления значимости в системе психологического объяснения поведения, бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминирования познавательных ориентации.
Второе направление было связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы и социальной практики.
Становление научных основ социальной работы во всем мире идет в условиях постоянных дискуссий. И одним из наиболее активно обсуждаемых является вопрос о предмете социальной работы как науки, статусе социальной работы как области практической деятельности и объеме основных знаний и умений как учебной дисциплины.
Следует подчеркнуть, что социальная работа как область общественной практики и общественного познания развивается под влиянием различных факторов: становления системы социальной защиты населения, развития учреждений социального обслуживания, взаимодействия государственных и общественных формирований социальной помощи и поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, усиления социального напряжения в обществе в целом, формирования государственной социальной политики.
Теория социальной работы представляет собой особое выражение процесса функционирования и развития сложной системы социального развития, где каждый компонент структуры может выступать и причиной и следствием характера социальных процессов одновременно. Предмет исследования социальной работы как науки — социальные отношения и взаимосвязи разных уровней — является отражением этой сложной полицентрической системы, основными компонентами которой становятся люди с их биосоциальной природой, как носители разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей и интересов, обладающие разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, различающиеся психологией и степенью активности участия в социальных процессах.