Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология".
В современной России практически нет достаточно глубоких исследований о роли и значении управленческих технологий в области социальной защиты населения, хотя в настоящий момент они крайне необходимы. Поэтому имеющийся богатый теоретический и эмпирический материал в области социального управления должен быть направлен на развитие технологий социальной защиты и социального обслуживания населения. Организационно-управленческие недостатки не могут быть полностью компенсированы ни экономическими, ни социальными, ни психологическими средствами.
Управление — явление социальное. Любое общество нуждается в управлении людьми, социальными группами, в корректировании их поведения, и это является необходимым условием нормального функционирования общества. На определенном этапе общественного развития в связи с возникновением кооперации и разделения труда неизбежно возникает особая отрасль деятельности — управленческая.
Управление в обществе - это воздействие на социальное поведение, на трудовую (социальную) деятельность не только отдельного человека, коллектива людей, но и на общество в целом. Управление социальными процессами в обществе всегда целенаправленно и предполагает достижение осознанных целей и задач с помощью соответствующих средств и методов, определенная совокупность которых и может быть названа технологиями.
Принципы, структура, функции и методы управления в системе СР на общефедеральном и региональном уровнях
Управление социальной работой — это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения, выполнения.
Функции управления — это разнообразные виды работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом. Функции подразделяют на два вида — общие (основные) и конкретные (специализированные, специальные). В настоящее время общие функции следующие: прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное), организация (имеет несколько смысловых значений), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.
Конкретные функции с разной степенью дробности (что находит отражение в их формулировках) отражают потребности (текущие и перспективные) процесса управления данным объектом, его частью или элементом.
Структура выражает внутреннее строение процесса, явления, системы.
Применительно к системам понятием «организационная структура» обозначают внутреннее строение субъекта и объекта деятельности.
Основными разновидностями организационных структур управления (ОСУ) являются линейная, линейно-функциональная, структура по продукту (изделию) и матричная.
Методы управления — это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе информации; выбранные из возможных вариантов.
В процессе управления социальной работой используются разнообразные методы
1. Организационно-
2. Экономические.
3. Социальные.
4. Социально-психологические.
5. Психологические.
Социальные методы
управления связаны со способами достижения
социальных целей общества не только экономическими,
организационно-
Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др.
Под экономическими методами понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.
Организационно-
— прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
— установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;
— разработка и
внедрение рекомендаций по организации
и совершенствованию тех или иных процессов,
подвергаемых организационно-
— контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.
Основной формой
реализации и применения организационно-
Проблемы эффективности в социальной работеCР наз-ся дея-сть,направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней,не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях жить.Под эффективностью понимается следствие, результат какого-нибудь действия. Эффективность – сложный феномен, она складывается из цели, результата, затрат, условий дея-сти. Результат означает конечный итог, завершающий собой что-либо. Учитывая специфику СР как определённого вида дея-сти, результат её должен быть в оказании помощи, поддержки, в защите всех людей и особенно слабых слоёв населения.Эффективность может быть как положительной, так и отрицательной. Рассмотрим эффективность СР в 3 её видах: как науки, как учебной дисциплины и как специфического вида практической дея-сти.Эффективность СР как науки может быть выражена в уровне знаний, степени приобретённых умений, создании новых технологий, овладении инновационными подходами, в степени усвоения достижений отечественной и зарубежной науки, в освоении закономерностей, принципов и методов СР.Эффективность СР как учебной дисциплины может быть выражена как целостное представление выпускников о СР, её основных направлениях, инструментарии, технологиях и организации, научение этим методам. В данном случае эффективность – это степень выполнения требований Гос-ного стандарта по образованию в области СР.Эффективность СР как практической дея-сти отражает степень изученности и удовлетворённости соц-х потребностей различных категорий людей, нуждающихся в помощи, соц.поддержки, степень их соц.защищённости.Эффективность СР зависит от технологии, применяемой различными службами, отдельными профессиональными и непрофессиональными работниками, лицами, участвующими в благотворительных и других акциях.Определение критериев эффективности СР имеет важное значение как для научной, так и для практической деятельности социальных служб. В первом случае они служат важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, во втором — являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в социальном обслуживании, адекватных реальным потребностям и нуждам различных категорий населения, а потому могут выступать в качестве стандартов социального обслуживания, системы нормативов.В разработке проблем эффективности руководствовались общей задачей — при оптимальных затратах материальных, финансовых средств и организационных усилий достичь наибольших практических результатов в разрешении социальных проблем слабо защищенных, наиболее уязвимых слоев населения. При этом всякая действующая организация выявляет возникающие в процессе ее функционирования проблемы и разрешает их. В этом смысле гарантированная высокая эффективность деятельности социальных органов и социальных учреждений, включающей наблюдения, углубленный анализ и корректирующие действия, способствует самоусовершенствованию организации.В исследовании проблем эффективности социальной работы важнейшее место занимает вопрос о сущности критериев и показателей эффективности. Критерий -отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления, объекта либо субъекта. Но критериями могут быть не всякие признаки состояния, в данном случае социальной работы, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Прежде всего они должны быть объективны, отражать не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки, необходимы и достаточны, быть мерилом оценки результатов деятельности, содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы.Каждый критерий может включать группу качественных и количественных показателей, раскрывающих его содержание и свидетельствующих об уровне достижения целей, то есть более дробных характеристик, необходимых для практического проведения анализа состояния и оценки социальной работы.Таким образом, систему критериев и показателей оценки эффективности социальной работы можно рассматривать как совокупность упорядоченных, органично связанных характеристик (признаков) и процедур (методик), позволяющих адекватно оценить состояние социальной работы и выявить резервы ее развития.
Проблемы научной организации труда в СРТруд — деятельность человека, в процессе которой он с помощью орудий труда воздействует на природу (включая человека, общество как часть природы) с целью создания предметов, условий, услуг, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей.
Напомним, что труд сыграл решающую роль в формировании и развитии человека. Процесс труда включает в себя три компонента: собственно труд (целесообразная деятельность), предметы труда (на что направлен труд) и средства труда.
Сегодня в человеческом обществе существуют различные виды труда: ручной, механизированный и автоматизированный; простой и сложный; умственный и физический; промышленный (индустриальный) и сельскохозяйственный; управленческий (организаторский) и исполнительский.
СР является примером сочетания специфического вида профессиональной деятельности в современных условиях с компонентами непрофессиональной деятельности.
СР - специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Прежде всего СР следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, СР имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования СР является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом СР как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.
Как наука теория и методика социальной работы в нашей стране находится на стадии становления. Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний — теории, методов и методики. В этой связи следует отметить, что особенность теории и методики социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства не может состояться социальный работник как специалист.
Поскольку характер
социальной работы полифункциональный, то и деятельность
социального работника многообразна.
Это и диагностическая, и прогностическая,
предупредительно-
По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д., она тяготеет к психологии, социологии и медицине.
Социальная работа применяет принципы социально-философского познания к анализу конкретной проблемы социальной сферы (социальных групп, общностей, личности, социальных институтов и т.д.).
В отличие от конкретных социальных наук она рассматривает проблемы с точки зрения как их специфических признаков, так и интегративных свойств. Социальная работа включает в себя предварительный сбор информации, системный анализ об объекте, выдвижение гипотез, сопоставление фактов, построение моделей развития.
Проблемы технологизации процессов социальной работы.
Комплексность проблем СР, сложность объектов и субъектов соц.преобразований, необходимость при ограниченном объеме ресурсов получить максимальный эф-ый результат – все это требует технологизации СР, а специфика этого вида дея-ти предопределяет хар-р тех техно-ий, которыми оперирует СР. Следует предположить, что в СР не сущ-ет изолированных техн-ий; всякое дей-е, направленное на получение желаемого результата, может произв-ся только при наличии согласованного ансамбля техн-ий, при чем, учитывая междисциплионарный хар-р СР, здесь будут использ-ся и техн-ии смежных наук и областей практ-ой дея-ти (психологич, медиц, соц-правовые, техно-ии осущ-я связей с общест-ью), и специфич. техно-ии, принадлежащие соц.работе(диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация). Технологизация СР позволяет рационально разделить ее виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, дей-я и результаты которых скооперированы и синхронизированы. Т.о., проблема разделяется на несколько более простых подпроблем, каждая из к-х м.б. решена более или менее стандартными методами. Хар-кой технол-го процесса можно назвать устойчивую, повторяющуюся, последовательную во времени смену содержания дея-ти с единым замыслом. Основу технол-го процесса сост-ет алгоритм дей-й (т.е.операций). Важным компонентом содер-ия технол-го процесса яв. тж инструментарий. Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содер-е технол-го процесса. В самом общем виде в технол-ом процессе можно выделить 4 осн-х процедурных этапа: 1.Формул-ие цели воздей-я. 2.Выработка и выбор способов воздей-я. 3.Орг-я воздей-я. 4.Оценка и анализ результатов воздей-я. Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременном корректировании действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.