Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология".
Появл-ся институт гос.соц.обеспечения, врачебная помощь,выдача пособий и пенсий.Создание пенсионных фондов, система соц.страхования. Врачебно-трудовая экспертиза(ВТЭК)-научная парадигма гос.регулирования соц.поддержки нуждающимся.
7. Период социальной
работы с начала 90-х по настоящее
время. Осн.формы дея-сти: мате
Проблемы мотивации в социальной работе.
Мотив – повод к какому-либо действию. Мотивация – структура, система мотивов дея-сти и поведения субъекта По данным ООН (1995), цель подготовки социальных работников состоит в содействии социальному развитию и повышению качества преподавания во всем мире, обучению и привитию навыков практической социальной работы, оказании социальных услуг и разработке политики в области социального обеспечения. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм. Любой человек соотносит реальность, будь то предметы, явления или поступки и действия, со своим собственным духовным миром. Социальный работник всегда воспринимает свою деятельность с точки зрения не только общечеловеческих или профессиональных ценностей, но и исходя из собственной системы ценностей, собственных понятий о морали и нравственности. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага клиента, решение его проблем. Цель деятельности всегда является идеальным образом будущего реального результата. Однако следует отметить, что социальная работа в настоящее время привлекает не только людей, делом жизни которых стало оказание помощи нуждающимся. В силу различных внешних причин в социальную работу приходят люди, стремящиеся реализовать собственные интересы, а не оказать помощь людям. Такая деятельность также возможна, но она, как правило менее эффективна, поскольку внешняя мотивация, например, удобный по времени режим работы, размер заработной платы, а также какие-либо другие внешние блага, значительно слабее мотивации внутренней. Это особенно справедливо в отношении социальной работы, где необыкновенно важна внутренняя мотивация, т. е. внутренние побуждения к деятельности. В качестве мотивов, как правило, чаще всего рассматривается содержание выполняемой работы, процесс трудовой деятельности и ее конечный результат. Если социальный работник как личность чувствует потребность быть нужным людям, если он готов защитить слабого, если он радуется благополучию своего клиента и гордится его успехами, то можно говорить, что положительная мотивация имеет место. Поэтому чувство общности с клиентом, ответственности за его судьбу, потребность быть полезным и творить добро — желаемые мотивы поведения и деятельности социального работника, которые должны развиваться в ходе его обучения и практической деятельности. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика социальной работы изучает поведение специалиста относительно ценностных ориентации, оценивает его мотивы и результаты его действий с точки зрения добра и зла. Этика наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе.
Проблемы
внедрения результатов
Социологическое исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование?
Специалисту по СР исследовательская деятельность обеспечивает не только саморазвитие и самосовершенствование, но и будет способствовать эффективному формированию профессионально значимых качеств его личности.
ИД в СР – это деятельность, базирующаяся на общепринятой научной методологии, имеющая своей целью получение нового научного знания, предназначенного для совершенствования деятельности и профессиональных качеств специалиста на основе применения специальных средств научного познания.
В условиях динамичного развития в мире профессиональной социальной работы специалист социальной сферы (это касается не только социальных работников, но и социологов, социальных психологов, педагогов и др.) должен постоянно обращаться к мировому опыту, вычленять из него все то прогрессивное, что создается в профессиональном сообществе на уровне теории и практики социальной работы. Выявленные знания он должен соответствующим образом адаптировать к национальной и региональной действительности, традициям социальной поддержки своей страны (региона), подобрать для этого адекватный инструментарий практической реализации новых подходов к социальной работе и способы ее внедрения в практику.
Педагогические основы социальной работы.
Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.
Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего использовать и оказывать помощь. Социальная педагогика дает направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Глубокие достаточно гибкие социальные знания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности.
Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи. Личностно-деятельностный подход в социально-педагогической работе предполагает формирование социальных чувств, благоприятствующих учебе, труду, общению.
Социальная работа
в конечном итоге должна подвести
личность к самовоспитанию, дать ей
возможность реального
Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата. Что касается перевоспитания, то в нем нуждается сравнительно небольшое число членов здорового коллектива. Формирование здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом социальной работы. Таким путем добиваются совпадения формального и реального лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощь в группе.
Особенности тех. соц. профилактики.
В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д. Однако подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики, должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.
Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.
Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.
Методы профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье.
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие — непосредственно перед возникновением проблемы.
Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.
Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная уровень его доходов, или заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная его видов и причин возникновения.
В построении общей программы оптимизирующих мероприятий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется ее проведение (микро-, макроуровень и т.д.), в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития негативных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план).
В самом общем
смысле под профилактикой
Существует множество способов улучшения или нормализации состояния человека. К их числу относятся и такие традиционные для наук о трудовой деятельности приемы, как оптимизация режимов труда и отдыха, тренировка и профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических условий и так называемые эзотерические способы, например, методики изменения состояний сознания, взятые из раз личных философско-религиозных учений — йоги, дзен-буд-дизма, суфизма и т.д.
Существуют различные классификации и направления в психопрофилактике. В целом методы психопрофилактики можно (с некоторой долей условности) классифицировать по двум основными категориям: внешним и внутренним.
К группе внешних способов оптимизации функционального состояния относятся рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), нормализация режима питания, фармакотерапия, функциональная музыка и цветомузыкальные воздействия, а также вербальные воздействия одного человека на другого (убеждение, приказ, внушение, гипноз).
К группе внутренних способов относятся: самовнушение, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция, аутогенная тренировка, гимнастика и самомассаж, педагогическая психотерапия, групповой тренинг и т.д.
Важным аспектом работы социального работника является консультирование. Основная цель психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру.
Особенности социальной диагностики в процессе социальной работы.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи. Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи. Постановка социального диагноза - это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние).
Принципы диагностики: Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными. Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.