Технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

технология социальной работы.doc

— 734.00 Кб (Скачать)

В России: 1 после  октябрьской революции были разрушены  многочисленные благотворит общества; 2. новое гос-во порождает систему соц. Воспитания; 3. пол. Гос. Обеспечения носило дифференцир. централиз. И регламентир. Характер.;4. период экономии. и полит реформ соц. пом. начинает приобретать гос. Филантропич. Характер.; 5. В 1990 – нач. новый этап СР 23 апреля В 1991 г. гос комитет по соц. вопросам утвердил новую специальность  - соц. раб. Неотъемлемой стороной деятельности учителей, воспитателей в школах; детских домах, специальных учреждениях является социально-педагогическая работа. А.С. Макаренко поставил проблему их мастерства и указал пути и средства его формирования (овладение педагогической техникой). Важнейший элемент мастерства социального работника — определение актуального поля социальной деятельности. В современных условиях особую значимость имеет профилактика безработицы и борьба с нею. 1917г. Совет Народных комиссаров – сообщение «О социальном страховании», « Об увеличении пенсий» , соц.защ.трудящихся от всех форм потери трудоспособности – соц.страх.по безработице за счет нанимателей и государства. 1918-1920Рынок труда ликвидирован, нет др.раб-дат, кроме государства. В связи с этим соц.ст. трансформ.в соц.обеспечение.война исправила направленность СОбесп. – оно стало избир., распр на наиб соц слабозащ слои, +пострадавшие от войны и стих бедствий.

Функции упр  соц обесп вып местные советы депутатов.

Противоречие  сов системы СОбесп- огранич мат поддержки нуждавшихся в ней представителей бывших господствующих классов.

Современные технологии СР с семьей группы риска

Семья — это  основанная на браке и (или) кровном  родстве малая группа, члены которой  объединены совместным проживанием  и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.Существует типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы; семьи одиноких матерей; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи, взявшие детей под опеку (попечительство); студенческие семьи с детьми; семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей; девиантные семьи (это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.) В последние годы возникают новые категории таких семей: семьи безработных; семьи военнослужащих-контрактников; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, месяцами не выплачивающих заработную плату.Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т. д.).Насилие в семье. Если в семье имеет место быть жестокость по отношению к детям, насилие над ребенком, то есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации.К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относится организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Помимо этого необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими. Это социально-психологическое, социально-правовое, педагогическое консультирование.При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением — это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи, введение клиента в объединения или клубы лиц — приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения.. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, — движение «Анонимные алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» и др.СР с  конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем — это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

Тех. соц. работы в образовании.

СР в системе  образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.

Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.

Социальный же работник в основном оказывает помощь людям уже самоопределившимися в жизни. Его главная цель — улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека.

Знание законов  Российской Федерации (ФЗ «Об образовании» (1992 г.), ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» (1996 г.)) о развитии образования помогает социальному работнику успешно исполнять свои функции.

В настоящее  время известны десятки классификаций методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод (компьютер), упражнения, лабораторный и практический метод, познавательные игры, методы программирования обучения, обучающий контроль и ситуационный метод. Каждому из этих методов свойственны различные функции, которые в зависимости от объекта воздействия проявляются в различной степени. Вместе с тем, некоторые методы универсальны, так как применяются во многих областях социального развития индивида.

Важнейшим инструментом повышения эффективности обучения является использование активных методов: метода моделирования, методов модульного обучения, ролевых игр, драматизации, метода конкретной ситуации, методов инцидента, тренировки чувствительности, «метода мозговой атаки» («мозгового штурма»), деловых игр, методов погружения, микропреподавания и многих других.

Эффективная форма  социально-педагогических технологий — создание самоуправляющихся общественных объединений (клубов, ассоциаций, групп самопомощи и взаимопомощи). Обычно такая организация создастся решением собрания инициаторов, которые намечают цели ее деятельности, привлекают сторонников, разрабатывают, обсуждают и утверждают на собрании проект устава клуба.

Методы воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств.

Все методы воспитания можно подразделить на две категории:

1) методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности. К ним относятся поощрения (одобрение, похвала, благодарность или просто пожатие руки) и порицания;

2) методы, побуждающие  и формирующие определенную деятельность, сознание личности. Сюда относятся убеждение (рассказы на нравственно-этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, инструкции, дискуссии, доклады, диспуты. Сильнодействующий метод убеждения — пример) и побуждение.(рекомендации, инструктаж, совет)

Необходимым педагогическим элементом СР является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи. СР в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Педагогическое  содержание СР определяется коррекцией поведения и перевоспитанием  людей. Коррекция – это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата.

Технологи СР в армии

Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе. Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведении воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы, в постоянном окружении одних и тех же людей.

Цели социальной работы в самом общем виде заключаются  в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному общению с другими: внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы.

Одна из важнейших  задач — соблюдение всех прав и  льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу.

Одна из функций  социальной работы в Вооруженных Силах — обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

Одна из важных функций социальной работы — развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

Технологии психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать привлекающее общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Приведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки.

Для смягчения  напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Специфическими  задачами социального работника в Вооруженных Силах являются обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни.

Культурно-досуговая  деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем.

Технологии  социальной работы на селе

Сельский сектор нашей страны, где сегодня проживает 27% населения всегда отличался более низким уровнем социальной жизни, тяжелыми условиями труда и быта. Цель социальной работы на селе — вносить социальные изменения в жизнь человека, его семьи, жизнь общины. Защита социальных прав жителей села становится важнейшей задачей социальной работы. В целом социальная работа на селе организуется в условиях ограниченных ресурсов: ограниченной помощи государственных органов, общественных организаций, частных инвесторов, дефицита квалифицированных кадров социальной сферы, в сложных условиях жизнедеятельности человека и окружающей его социальной среды. Для сельской социальной практики в целом характерно решение следующих типичных проблем: - оказание социально-терапевтической помощи людям в обретении душевного равновесия, нарушенного резким падением жизненного уровня, психологической устойчивости к тяготам современной жизни, в преодолении жизненных проблем. Не менее значимо и такое направление социальной работы, как распространение знаний о выживании человека в экстремальных условиях (при дефиците материальных средств, продуктов питания, при затяжной болезни и других социальных ситуациях; - проблемы алкоголизма;

- помощь пожилым  людям в решении бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических проблем; - обеспечение досуговой занятости детей, подростков, молодежи, взрослого населения;, содействие в поисках новых рабочих мест, переподготовке специалистов; повышение культурно-образовательного уровня сельского населения, формирование здорового образа жизни. Необходимо учитывать: Для сельского жителя окружающая природная среда остаются решающими факторами в организации жизнеобеспечения. Исторический опыт жизнедеятельности сельской, семьи свидетельствует, что во все времена основным средством ее выживания был труд на личном подворье. Приверженность традициям. Роль семьи. Семья на селе — это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями. Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская, сельские женщины проявляют гораздо большую терпимость в браке, чем городские. Дети очень часто занимают первое место в системе семейных предпочтений. Сельские жители, опираясь на сохранившиеся традиции общинной жизни, чаще обращаются за помощью друг к другу, чем к поддержке государственных и общественных структур. Часто без помощи государства и других структур люди сами организуют домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с городскими родственниками. Роль общественного мнения. В пространственно ограниченной сельской среде большое значение имеет общественное мнение. Руководитель вынужден считаться с коллективным мнением. Важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к традициям данной местности, использовать исторический опыт социальной защиты человека и при этом привнести новейшие профессиональные знания в оказание помощи человеку, его семье, общине.В целом социальная работа на селе определяется конкретной социальной ситуацией, с которой сталкивается социальный работник и которая требует своих методов, своих приемов решения, особой формы социального участия.

Информация о работе Технология социальной работы