Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология".
Факторы, влияющие на процесс дезадаптации подростков: наследственность (психофизическая, социальная, социокульгурная), психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания), социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества), социальная деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения,
Задачами учр-ий для дез(а)ых детей и подростков яв.: профилактика безнадзорности, бродяжничества, дез(а); психолого-мед. помощи детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстрем. ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыездное положение; форм-ие у детей и подростков (+)го опыта с. поведения, навыков общения и взаимодей-я с окруж-ми людьми; выполнение попечительских функций по отн-ю к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к сущ-ю; психол-ая и педагог-ая поддержка, способ-щая ликвидации кризисных состояний личности; содей-е возвращению в семью; обесп-е возможности получить образ-е; забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства. Осн. цель дея-ти таких учр-ий — соц.защита и поддержка нужд-хся в этом детей, их реаб-ция и помощь в жизненном определении. Создание специализ-го учр-я для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстреннуюпомощь. Спец-ты учр-ий выделяют 3 осн. этапа в р-е с детьми: диагнос-ая р-а; реаб-ная программа, к-ая основана на данных, полученных после всесторонней диагностики; постреаб-ная защита ребенка. Осн. напр-ями дея-ти соц-реаб-ного центра яв.: профилактика безнадзорности несоверш-их, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка; обесп-е несоверш-им временного проживания на полном гос-ом обесп-ии до определения осущ-ия совместно с органами опеки и попеч-ва оптимальных форм жизнеустр-ва; обесп-е доступной и своевременной квалифиц-ой соц., правовой, психолого-медико-педагог-ой помощи детям, имеющим различные формы дез(а), на основе инд-ых программ соц.реаб-ции, вкл-щих профес-но-трудовой, учебно-познавательный, социокул-ый, физкультурно-оздоровительный и тд. Самым сложным напр-ем дея-ти с.учр-я яв. р-а с семьей дез(а)ого ребенка. Поскольку соц.реаб. вкл. в себя решение семейных проблем детей и подростков, должна проводиться работа. с конф-ыми аномальными семьями, консул-ие родителей, их с.патронаж, терапия отклоняющегося поведения. Ведется р-а по избавлению от вредных привычек без лекарств.
Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию, — организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили oт своего окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.
Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере
Реальное достижение поставленных целей в организационных системах в значительной степени зависит от поддержки или высокого уровня и качества процессов принятия и исполнения решений.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:
Уяснение проблемы: а)сбор информации;б)анализ полученной информации;в)выяснение актуальности;г)выяснение, определение условий при которых эта проблема будет решена.
Составление плана
решения:а)разработка альтернативных
вариантов решения;б)
Выполнение решения:а)доведение решений до конкретных исполнителей;б)разработка мер поощрений и наказаний;в)контроль за выполнением решений.
В процессе подготовки решений достаточно часто используют принцип коллективности. С этой целью для работы по изучению возникающих проблем и подготовки необходимых проектов решений привлекаются отдельные специалисты или из них создаются временные коллективы. Коллективная работа над решением позволяет создать обстановку беспристрастности, выявить многообразие подходов в реализации определенных задач и целей, найти лучший из них.
Методы:
Методы – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема:
Декомпозиция. Представление сложной проблем, как совокупности простых вопросов.
Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
Экспертные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не прийдут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.
Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
Линейное программирование.
Имитационное моделирование.
Метод теории вероятности.
Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
Известно, что профессия — это готовность к выполнению социально-целесообразной деятельности, изменяющей социальный мир человека и максимально мобилизующей потенциал каждого человека для решения сложнейших проблем, адекватной реакции на изменения в обществе и личной жизни. Содержание профессиональной деятельности социального работника определено ее функциями, выполняемыми в соответствии с законами, подзаконными актами и, конечно, в соответствии с разделением труда в сфере социальной защиты населения, в целом социальной сферы общества в широком ее понимании. Профессиональный труд социального работника состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих личностных, функциональных и материализованных, вещных компонентов. Профессионализм в социальной работе — это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов. Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него: профессионального призвания; глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях; духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе -человеком; профессионального мастерства; объективно-критического отношения к своей деятельности профессиональных знаний и профессиональных умений; способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации; профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности. Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системы социальной работы и профессионального мастерства. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования. Профессионально-личностное становление и развитие специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, получение профильного образования, формирования профессионального мастерства и развитие духовно-нравственных качеств, а также навыков саморегуляции и самосовершенствования. Профессионализм в социальной работе предполагает наличие профессионального призвания специалиста. Профессиональное мастерство как составная часть профессионализма в социальной работе представляет собой совокупность следующих качеств специалиста, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения: высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку и обучение, обладающего устойчивыми навыками в области работы с разными категориями населения, умело и эффективно применяющего на практике современные технологии в области социальной работы; высокая компетентность и соответствие действий требованиям государственных стандартов в области социального обслуживания; максимальное использование знаний и умений в области социальной работы в сочетании с индивидуальными способностями; надежность и ответственность, адекватная реакция на социально-экономические изменения в обществе; умелое использование достижений социальных наук и социальных технологий для гармонизации отношений в социуме; умение завоевывать доверие клиентов и коллег, отзывчивость, влияние на людей, рефлексивный подход к клиенту и его проблемам. Профессиональное мастерство социального работника неразрывно связано с уровнем развитости его духовно-нравственных качеств
Проблемы периодизации СР в России
Историческое прошлое СР – это не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальности.
Основные проблемы периодизации истории СР связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятия, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику познания.
Основными этапами помощи и взаимопомощи в России будут являться:
1. Архаический период. Родоплеменные формы помощи и взаимопомощи у славян до 10-го века
Присуща сакрализация процесса взаимопомощи- мифология, культ героя, милостыня, подаяние натуральными продуктами, общественное перезахоронение. Эти традиции выступали в качестве сохранения мирских отношений, единого общинного пространства. «Институт старцев» (появляется не сразу) , сложились понятия «тот свет» и «этот свет», «старость», «молодость».Заботу о стариках на себя брала община, если не могла взять семья. Помощь сиротам- мирская помощь, общинная. Появляется институт вдов. Совместное использование рабочего скота.
2. Период княжеской
и церковно-монастырской
Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» во главе союзов ставились князь и княжая дружина. Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь.
Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования языческих представлений Древней Руси, принятия общей религии. В 988 г. христианство в православном варианте признается официальной государственной религией. С принятием христианства появилась и особая организация — церковь. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.
3. Период церковно-
Для этого времени характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся; монастырская система помощи, государственная система защиты (она вырастает из традиций княжеского нищепитательства и нище-любия, как определенных форм княжьего права) и первые светские проявления благотворительности.
Массовые бедствия заставляют искать новые организационные формы поддержки, новые формы общественной самопомощи. С развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты и наряда», т. е. появляется то передаточное звено между «волей князя» и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся. Можно сказать, что намечаются тенденции к образованию государственных реципрокных институтов. Их задача — поддерживать определенный вид связи.
4. Период государственного призрения со второй половины 17 в. до второй половины 19 в.
Оформляется административная система помощи нуждающимся, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством.
5. Период общественного и частного призрения с конца 19 в. до начала 20 в.
В первой четверти XX в. создается специальное ведомство — Министерство государственного призрения (оно объединяет и частную благотворительность и общественное призрение).
Создана гибкая,дифференцированная система гос-но-общ-го призрения. Попытки гос-ва охватить все слои населения. Призрение превратилось для общест-сти в добровольно-обязательное попечение под присмотром гос-ва. Набирает силу частная и общественная благотворительность. Ее представители занимаются различными видами помощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусства и культуры.
6. Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.
Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.
Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. — Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 12 января 1918 г. — Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества. Организуются распределители для нищих, в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища, дети — в детские дома, безработные — в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы — в специальные трудовые коммуны».