Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 23:23, курсовая работа
Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.
Анализ статей специалистов, которые уделили свое внимание изучению данной проблемы. Особенно авторитетно для нас мнение таких авторов как Ефименко В.Н., Крылова Т.А., Грицай А.Г., Кикоть В.Я., Столяренко А.М., Тарусин В.А., Холостова Е.И., Павленок П.Д., Фирсов М.В., Басов Н. и др.
В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике.
Введение 3
Глава 1. Проблемы защиты детей из неблагополучных семей
в современной России. 6
1.1 Неблагополучные семьи и их проблемы. 6
1.2 Государственная социальная политика в интересах детей. 16
Глава 2. Формы и методы деятельности служб по защите
детей, из неблагополучных семей. 26
2.1 Помощь семье и детям в решении возникших трудных
жизненных ситуаций. 26
2.2 Социальная работа с неблагополучной семьей на примере "Центра
психолого-медико-социального сопровождения " администрации Ступинского района. 34
Заключение. 49
Список используемых источников и литературы.
1.2 Государственная социальная политика в интересах детей.
Правовое положение несовершеннолетних в России, а также органов, уполномоченных государством на их защиту, в последние годы стало еще более подробно регламентировано, однако ситуация с реализацией несовершеннолетними их прав не улучшилась. Основополагающим правом ребенка, закрепленным как на международном, так и на национальном уровне, является его право на защиту (ст. 45 Конституции РФ). Это право, как и другие права, закрепленные в Конституции РФ, является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ).16 При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.
В развитие Конституционного положения право несовершеннолетнего на защиту закрепляется в ст. 56 СК РФ. Помимо общего положения о праве ребенка на защиту своих прав и интересов, статья закрепляет принципиальное положение о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих) и право самостоятельно обращаться за защитой. Более того, этой же статьей предусмотрена обязанность должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обязан при получении таких сведений принять необходимые меры по защите ребенка. При том, что в Семейном кодексе закреплено право ребенка на самостоятельное обращение в суд начиная с 14-летнего возраста, законодательство не предусматривает механизма обращения ребенка в административные и судебные органы. Между тем, отсутствие данного механизма препятствует реализации и защите прав несовершеннолетнего в случаях отсутствия у него законных представителей или при конфликте с ними. Определенные надежды в этом отношении возлагались на новый Гражданско-процессуальный кодекс, однако данная возможность в нем также не предусмотрена.17 Судебный порядок защиты прав несовершеннолетних в России имеет ряд особенностей. В первую очередь это связано с тем, что по понятным причинам дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной - усиленной защите. Кроме того, на протяжении длительного времени дети воспринимались исключительно в качестве объекта, а не субъекта прав. Это наложило свой отпечаток как на нормативную базу, определяющую правовое положение детей, так и на правосознание рядовых граждан и должностных лиц. Так, несмотря на то, что, согласно ст. 57 СК РФ, учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, практика показывает, что органы опеки и попечительства, а также суд далеко не всегда учитывают мнение ребенка, ссылаясь на его легкую внушаемость.18 Это связано с тем, что общество после долгих лет отношения к ребенку исключительно как к объекту прав и обязанностей родителей еще не готово воспринять ребенка как субъекта права. Ст. 121 СК РФ закрепляет участие органов опеки и попечительства в защите наиболее в этом нуждающейся категории - детей, оставшихся без попечения родителей. Именно на органы опеки возложена обязанность выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирать формы устройства этих детей, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. При этом в Семейном кодексе особо введен запрет на выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, другими юридическими и физическими лицами. Устанавливая эту норму, законодатель, вероятно, руководствовался необходимостью сохранить централизацию учета детей, оставшихся без родительского попечения, и их устройства. Однако представляется ошибочным распространять этот запрет и на деятельность по выявлению детей, лишившихся родительского попечения.
Помимо разноплановой деятельности органов опеки и попечительства, защищать детей должны: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, прокуратура, Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ. На сегодняшний день институт уполномоченного по правам ребенка введен в 11 субъектах РФ.19 Функции уполномоченного по правам ребенка заключаются в том, чтобы обеспечивать государственную защиту прав, свобод и законных интересов ребенка. Предполагается, что главное внимание уполномоченный сосредоточит на защите интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также тех детей и подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации .20Однако в связи с тем, что Госдума до сих пор не разработала и не утвердила минимальные государственные стандарты уровня жизни детей, коими должен руководствоваться в своей работе уполномоченный, а полномочия его ограничены действиями рекомендательного характера, создание этого института не сможет реально повлиять на гарантирование прав ребенка.
Нарушения прав детей. На протяжении нескольких лет основными проблемами в этой области были нарушения прав несовершеннолетних на образование, на семейное воспитание, на защиту от домашнего насилия. Все эти проблемы тесно связаны с правом ребенка на защиту, которое также постоянно нарушается.21
При наличии системы органов защиты несовершеннолетних в последнее время все больше появляется информации о нарушении прав ребенка именно государственными органами. В ряде случаев - намеренно, в ряде - без злого умысла должностные лица не выполняют своих обязанностей.
Данные Российской академии образования свидетельствуют: 60% детей (в российском масштабе это более 10 млн. человек), которые заканчивают начальную школу, едва умеют читать. Проведенные в разных регионах России прокурорские проверки выявили, что в середине 90-х годов школы придумали множество изощренных и внешне законных способов избавляться от отстающих детей. У этих россиян после окончания нескольких классов школы почти нет шансов на продолжение образования.
Одной из наиболее уязвимых категорий детей являются дети, лишенные родительского попечения и находящиеся под опекой государства. Эти дети лишены защиты, т. к. они не имеют фактической возможности обжаловать действия своих воспитателей, и доказать их вину. В настоящее время в средствах массовой информации открыто говорится о том, что детей необходимо защищать не только от криминальных, социально опасных элементов общества, но и от родителей и лиц, их заменяющих. Родители подвергают детей физическому и психологическому насилию, заставляют их работать.
Официальные данные по сексуальному насилию в России в отношении детей не отражают реального масштаба проблемы. По официальной информации, более тысячи детей за год подвергаются сексуальному насилию. В действительности подобных фактов в десятки раз больше.22