Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 23:23, курсовая работа
Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.
Анализ статей специалистов, которые уделили свое внимание изучению данной проблемы. Особенно авторитетно для нас мнение таких авторов как Ефименко В.Н., Крылова Т.А., Грицай А.Г., Кикоть В.Я., Столяренко А.М., Тарусин В.А., Холостова Е.И., Павленок П.Д., Фирсов М.В., Басов Н. и др.
В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике.
Введение 3
Глава 1. Проблемы защиты детей из неблагополучных семей
в современной России. 6
1.1 Неблагополучные семьи и их проблемы. 6
1.2 Государственная социальная политика в интересах детей. 16
Глава 2. Формы и методы деятельности служб по защите
детей, из неблагополучных семей. 26
2.1 Помощь семье и детям в решении возникших трудных
жизненных ситуаций. 26
2.2 Социальная работа с неблагополучной семьей на примере "Центра
психолого-медико-социального сопровождения " администрации Ступинского района. 34
Заключение. 49
Список используемых источников и литературы.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться “частным делом”... Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико.
В целом, данная тема была актуальна всегда, ведь подрастающее поколение – это будущее любого общества, поэтому очень важно какими они вырастут. А семья всегда играет очень важную роль в социализации личности. Но, если рассматривать именно нашу страну социальная поддержка и защита детей из неблагополучных семей стала необходима и актуальна в 90-е годы и не утрачивает своё значение и в настоящее время. Связано это с тем, что в стране появилось больше неблагополучных семей.
1.1 Неблагополучные семьи
и их проблемы.
А.Г. Грицай в своей статье делит неблагополучные семьи на 2 группы.4 В первую группу входят семьи с открытой формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторая группа охватывает внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.
К какой бы группе семья ни относилась, она нуждается в помощи, так как семейное неблагополучие - это главная причина увеличения сиротства, беспризорных и безнадзорных детей, детей, совершивших правонарушения и преступления. Поэтому работникам социальной сферы необходимо сосредоточить внимание на своевременной организации комплексной профилактической работы с неблагополучными семьями, а также на раннем выявлении таких семей.
Основной формой поддержки детей из семей группы риска является социально-педагогическая поддержка. Социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей – это совокупность социально-педагогических мер, в зависимости от конкретных проблем неблагополучных семей, по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности, осуществляемые как временная помощь данной семье по разрешению ее проблем, восстановлению активного функционирования и развитию способности самостоятельно предупреждать и преодолевать трудности.
Важной задачей системы социально - педагогической поддержки детства является восстановительный потенциал семьи. Если не работать с семьей, а просто забирать детей в специализированные учреждения, о личность ребенка в данном случае деформируется, подавляется.
Социально-педагогическую поддержку можно разделить на три этапа:
Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика. В условиях общеобразовательной школы общение социального педагога с учащимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования;
Работа с педагогическим коллективом
(консультирование педагогов, участие
в работе Совета профилактики, работа
в составе психолого-медико-
Работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.
1) Алкогольная семья, в которой один или оба родителя – алкоголики,с нередким «сексуальным» оскорблением детей;
2) Криминально - аморальная семья, в которых преобадают криминальные факторы риска;
3) Аморально – асоциативная семья, , которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями, семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущими по принципу “цель оправдывает средства”;
4)Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения;
5)Педагогически несостоятельная семья, формирование антиобщественных ориентаций у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.
По данным на октябрь 2013 года в Московской области на учете в органах внутренних дел состоят 15 тыс. подростков, из них 35% проживают в неблагополучных семьях.6
В связи с этим дети из таких семей чаще других попадают в группу риска. «Дети группы риска – та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.».7
Существует множество причин, из-за которых ребенок может попасть в группу риска. Олиференко Л.Я. в своей работе «Социально-педагогическая потдержка детей группы риска» выделяют следующие:8