Совершенствование форм и методов социальной защиты несовершеннолетних детей из неблагополучных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.
Анализ статей специалистов, которые уделили свое внимание изучению данной проблемы. Особенно авторитетно для нас мнение таких авторов как Ефименко В.Н., Крылова Т.А., Грицай А.Г., Кикоть В.Я., Столяренко А.М., Тарусин В.А., Холостова Е.И., Павленок П.Д., Фирсов М.В., Басов Н. и др.
В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблемы защиты детей из неблагополучных семей
в современной России. 6
1.1 Неблагополучные семьи и их проблемы. 6
1.2 Государственная социальная политика в интересах детей. 16
Глава 2. Формы и методы деятельности служб по защите
детей, из неблагополучных семей. 26
2.1 Помощь семье и детям в решении возникших трудных
жизненных ситуаций. 26
2.2 Социальная работа с неблагополучной семьей на примере "Центра
психолого-медико-социального сопровождения " администрации Ступинского района. 34
Заключение. 49
Список используемых источников и литературы.

Файлы: 1 файл

формы и методы с.з.детей 2014.docx

— 126.91 Кб (Скачать)

В работе с конфликтными семьями, в которых отношения супругов хронически осложнены и находятся на грани распада, учитель, социальный работник, психолог, социальный педагог должны выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо, внимательно выслушать обе стороны, попытаться по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов прежде всего на основе интересов ребенка.

Педагогически несостоятельные семьи нуждаются, в первую очередь, в помощи психолога, который должен помочь родителям проанализировать возникшую ситуацию, корректировать взаимоотношения родителей с ребенком. Но исправлять педагогические ошибки родителей весьма трудно, так как они имеют затяжной характер. Психологические службы помогают разрешить конфликтную ситуацию в семье, понять психологические особенности ребенка.

Одной из основных проблем современной семьи является низкий уровень педагогической грамотности. Родители не знают основ воспитания. Для решения проблемы низкой педагогической грамотности, а также обучению детей навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности специалисты   проводятся профилактические беседы, которые способствуют укреплению и развитию семейных традиций. Социальная инфраструктура района позволяет вовлечь различные категории несовершеннолетних, а именно: учащихся образовательных учреждений, учреждений начального – профессионального образования, подростков, посещающих учреждения дополнительного образования и территориальные клубы по месту жительства, подростков, состоящих на учете в ОДН, подростков, осужденных к условной мере наказания, и другие категории несовершеннолетних в реабилитационную работу.  Приоритет отдается семьям с затянувшимся кризисом (в силу материальных, поведенческих и других причин), а так же семьям, оказавшимся в данной ситуации в силу непредвиденных обстоятельств.  
Социальная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации  строится в двух направлениях:34  
- индивидуально-профилактическая и реабилитационная работа; 
- информационно-просветительская работа. 
Индивидуально-профилактическая и реабилитационная работа. 
Специалистами разрабатываются программы индивидуально - профилактической работы с каждой семьей. Данные программы реализуется специалистами по социальной работе и узкими специалистами (психолог, юрист, социальный педагог). Программы включают в себя социальный патронаж, рейды по месту проживания, консультации психолога, социального педагога и юриста, направленные на восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи, восстановление социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы, содействие в трудоустройстве, содействие в получении путевки в дошкольное образовательное учреждение, содействие в лечении от алкогольной зависимости. 
Специалисты по социальной работе  считают мотивацию семей и несовершеннолетних одной из важных задач в процессе работы. Только мотивированные семьи находят те внутренние ресурсы, без которых невозможны какие-либо изменения. Только при внутренней мотивации семьи, социальные работники   будут эффективны в работе по поиску внешних необходимых ресурсов.

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.35

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, находятся  учреждения социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.

Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.

Департамент по делам детей, женщин и семьи России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с детьми из неблагополучных семей, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей.36

В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие).37  Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна.38

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи детям, которые дают возможность детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.39

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, так и профессионализмом самих социальных работников.

Социальные проблемы присущи различным категориям населения и обусловлены возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья, жилищными условиями. Население, с которым ведется социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, анализу социальной ситуации клиента в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу.

 

2.2 Социальная работа с неблагополучной семьей на примере "Центра психолого-медико-социального сопровождения " администрации Ступинского района.40

 

Благополучие семьи связано с ее системой ценностей, с тем, к чему семья стремится и на какой основе складывается ее образ жизни.

При этом благополучие детей и их счастье во многом зависят от педагогической компетенции их родителей, уровень которой во многих семьях оставляет желать лучшего.

Базовая функция семьи - заложить надежный фундамент личности, обеспечить успешную социализацию детям.

Анализ современного общества и современной семьи показывает, что семьи зачастую не способны создать благоприятные условия для социализации ребенка, а эта неспособность приводит к появлению различных социальных проблем в обществе.

Для того, чтобы семья перестала быть источником и поставщиком проблем необходимо:

- создать условия для раскрытия  потенциала семьи в воспитательно-образовательном  процессе;

- определить и соответствующим  образом подготовить ответственных (кураторов) по работе с неблагополучной  семьей для каждого субъекта  профилактики беспризорности и  безнадзорности несовершеннолетних;

- ввести систему выявления и  устранения проблем, возникающих  при взаимодействии семьи и  субъектов профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних;

- внедрить систему повышения  родительской компетентности.

Главная цель сотрудничества - создание единого образовательного пространства, в котором условия воспитания и образования максимально соответствовали бы потребностям и возможностям ребенка, его родителей и общества.

В связи с изменившимися экономическими, политическими, социальными, экологическими и технологическими условиями жизни множество семей, имеющих несовершеннолетних детей, сегодня можно отнести к категории неблагополучных по ряду признаков (дефекты структуры; дефекты воспитательных позиций родителей; дефекты материально-бытового характера; дефекты социально значимых личностных качеств родителей; дефекты социально значимых качеств детей; дефекты супружеских отношений; дефекты стабильности брака).

Остро стоят вопросы разработки оптимальной и психологически обоснованной системы помощи таким семьям и ребенку.

Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определены функции субъектов по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.41

Однако для того, чтобы эти функции осуществить, необходимо разработать содержание и механизмы взаимодействия субъектов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних с учетом местных условий.

В данной программе систематизирован опыт работы с неблагополучными семьями Ступинского района Московской области, которая проводилась под непосредственным руководством заместителя главы администрации Ступинского района с 2005 по 2012 г.42

Цель программы:

Обеспечить продуктивную социализацию неблагополучных семей в процессе взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи программы:

1. Обеспечить защиту интересов  и прав детей из неблагополучных  семей через своевременное выявление  и устранение причин неблагополучия.

2. Разработать и внедрить механизм  взаимодействия субъектов профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних по оказанию  помощи неблагополучной семье.

3. Изменить отрицательно-безразличное  отношение неблагополучной семьи  к себе, ребенку, обществу на положительно-активное.

Программа построена на принципах:

- непрерывной защиты интересов  и прав детей (с учетом прошлого, настоящего и будущего детей  и их семей);

- спиралевидного усложнения степени  вмешательства (с учетом степени  тяжести неблагополучия);

- быстрого реагирования (в случаях  угрозы для жизни и благополучия  несовершеннолетних допускается  немедленное вмешательство);

- "гибкого изолирования" от  внешней среды (предполагающего  чрезвычайно деликатный подход  к неблагополучной семье, ее проблемам  и конфиденциальность при решении  проблем);

- синергетических эффектов (неблагополучная  семья курируется одновременно 3-5 субъектами профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, каждый из которых помогает  выполнить основные функции с  максимальной эффективностью).

Ожидаемые изменения в неблагополучной семье:

Способность находить силы и ресурсы для разрешения трудных жизненных ситуаций.

Самопринятие, способность отдавать и принимать любовь.

Уверенность в своих силах.

Разумное использование свободы и прав.

Законопослушное поведение.

Признание в обществе.

Взаимопонимание между детьми и родителями.

Ожидаемые результаты деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Система выявления причин и условий неблагополучия в семье на основе психодиагностики, наблюдений и мероприятий по обмену информацией.

Обеспечение условий для воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних из неблагополучных семей через развитие сети услуг или учреждений для данной категории.

Информация о работе Совершенствование форм и методов социальной защиты несовершеннолетних детей из неблагополучных семей