Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 23:23, курсовая работа
Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.
Анализ статей специалистов, которые уделили свое внимание изучению данной проблемы. Особенно авторитетно для нас мнение таких авторов как Ефименко В.Н., Крылова Т.А., Грицай А.Г., Кикоть В.Я., Столяренко А.М., Тарусин В.А., Холостова Е.И., Павленок П.Д., Фирсов М.В., Басов Н. и др.
В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике.
Введение 3
Глава 1. Проблемы защиты детей из неблагополучных семей
в современной России. 6
1.1 Неблагополучные семьи и их проблемы. 6
1.2 Государственная социальная политика в интересах детей. 16
Глава 2. Формы и методы деятельности служб по защите
детей, из неблагополучных семей. 26
2.1 Помощь семье и детям в решении возникших трудных
жизненных ситуаций. 26
2.2 Социальная работа с неблагополучной семьей на примере "Центра
психолого-медико-социального сопровождения " администрации Ступинского района. 34
Заключение. 49
Список используемых источников и литературы.
Департамент по делам детей, женщин и семьи России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с детьми из неблагополучных семей, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей.36
В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).
В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.
Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие).37 Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.
Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.
Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна.38
К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи детям, которые дают возможность детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.
Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.
При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.39
Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, так и профессионализмом самих социальных работников.
Социальные проблемы присущи различным категориям населения и обусловлены возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья, жилищными условиями. Население, с которым ведется социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, анализу социальной ситуации клиента в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу.
Благополучие семьи связано с ее системой ценностей, с тем, к чему семья стремится и на какой основе складывается ее образ жизни.
При этом благополучие детей и их счастье во многом зависят от педагогической компетенции их родителей, уровень которой во многих семьях оставляет желать лучшего.
Базовая функция семьи - заложить надежный фундамент личности, обеспечить успешную социализацию детям.
Анализ современного общества и современной семьи показывает, что семьи зачастую не способны создать благоприятные условия для социализации ребенка, а эта неспособность приводит к появлению различных социальных проблем в обществе.
Для того, чтобы семья перестала быть источником и поставщиком проблем необходимо:
- создать условия для раскрытия
потенциала семьи в
- определить и соответствующим
образом подготовить
- ввести систему выявления и
устранения проблем, возникающих
при взаимодействии семьи и
субъектов профилактики
- внедрить систему повышения родительской компетентности.
Главная цель сотрудничества - создание единого образовательного пространства, в котором условия воспитания и образования максимально соответствовали бы потребностям и возможностям ребенка, его родителей и общества.
В связи с изменившимися экономическими, политическими, социальными, экологическими и технологическими условиями жизни множество семей, имеющих несовершеннолетних детей, сегодня можно отнести к категории неблагополучных по ряду признаков (дефекты структуры; дефекты воспитательных позиций родителей; дефекты материально-бытового характера; дефекты социально значимых личностных качеств родителей; дефекты социально значимых качеств детей; дефекты супружеских отношений; дефекты стабильности брака).
Остро стоят вопросы разработки оптимальной и психологически обоснованной системы помощи таким семьям и ребенку.
Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определены функции субъектов по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.41
Однако для того, чтобы эти функции осуществить, необходимо разработать содержание и механизмы взаимодействия субъектов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних с учетом местных условий.
В данной программе систематизирован опыт работы с неблагополучными семьями Ступинского района Московской области, которая проводилась под непосредственным руководством заместителя главы администрации Ступинского района с 2005 по 2012 г.42
Цель программы:
Обеспечить продуктивную социализацию неблагополучных семей в процессе взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задачи программы:
1. Обеспечить защиту интересов
и прав детей из
2. Разработать и внедрить
3. Изменить отрицательно-
Программа построена на принципах:
- непрерывной защиты интересов и прав детей (с учетом прошлого, настоящего и будущего детей и их семей);
- спиралевидного усложнения
- быстрого реагирования (в случаях
угрозы для жизни и
- "гибкого изолирования" от
внешней среды (предполагающего
чрезвычайно деликатный подход
к неблагополучной семье, ее проблемам
и конфиденциальность при
- синергетических эффектов (неблагополучная
семья курируется одновременно 3-5
субъектами профилактики
Ожидаемые изменения в неблагополучной семье:
Способность находить силы и ресурсы для разрешения трудных жизненных ситуаций.
Самопринятие, способность отдавать и принимать любовь.
Уверенность в своих силах.
Разумное использование свободы и прав.
Законопослушное поведение.
Признание в обществе.
Взаимопонимание между детьми и родителями.
Ожидаемые результаты деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Система выявления причин и условий неблагополучия в семье на основе психодиагностики, наблюдений и мероприятий по обмену информацией.
Обеспечение условий для воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних из неблагополучных семей через развитие сети услуг или учреждений для данной категории.