Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 23:23, курсовая работа
Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.
Анализ статей специалистов, которые уделили свое внимание изучению данной проблемы. Особенно авторитетно для нас мнение таких авторов как Ефименко В.Н., Крылова Т.А., Грицай А.Г., Кикоть В.Я., Столяренко А.М., Тарусин В.А., Холостова Е.И., Павленок П.Д., Фирсов М.В., Басов Н. и др.
В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике.
Введение 3
Глава 1. Проблемы защиты детей из неблагополучных семей
в современной России. 6
1.1 Неблагополучные семьи и их проблемы. 6
1.2 Государственная социальная политика в интересах детей. 16
Глава 2. Формы и методы деятельности служб по защите
детей, из неблагополучных семей. 26
2.1 Помощь семье и детям в решении возникших трудных
жизненных ситуаций. 26
2.2 Социальная работа с неблагополучной семьей на примере "Центра
психолого-медико-социального сопровождения " администрации Ступинского района. 34
Заключение. 49
Список используемых источников и литературы.
Организация консультаций для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также для родителей из неблагополучных семей.
Оказание медицинской помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении (в т.ч. находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).
Выявление, учет, обследование и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические, психотропные или одурманивающие вещества.
Выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.
Организация развития сети детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.
Организация круглосуточного приема и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до 4 лет.
Подготовка в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние.
Методы работы органов здравоохранения с неблагополучной семьей
Медицинский патронаж;
Анонимные консультации (по графику) ежедневно.
Дни здоровья в микрорайонах (по сезонам) - совместно с советом трех поколений.
Выездные консультационные группы.
Публикации по профилактике заболеваний: психиатрических, венерических, наркотических и др., ориентированные на детей разного возраста, взрослых, с доставкой в неблагополучные семьи через почтовые отделения связи, образовательные учреждения.
Психотерапия.
Гипноз.
Нетрадиционные методы лечения.
Народная медицина.
Обучение уходу за телом, зубами.
Гигиена жилища.
Содержание работы органов службы занятости с неблагополучной семьей
Главная функция: содействие трудовому устройству несовершеннолетних. Участие в профессиональной ориентации несовершеннолетних.
Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.
Методы работы ОВД с неблагополучными семьями
Инспектирование.
Консультирование.
Рейды.
Содержание работы органов культуры, досуга, спорта и туризма с неблагополучными семьями
Главная функция: приобщение несовершеннолетних и их родителей к ценностям отечественной и мировой культуры.
Привлечение несовершеннолетних из неблагополучных семей к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях.
Методы работы органов культуры, досуга, спорта и туризма с неблагополучными семьями
Адресные приглашения (именные пригласительные билеты).
Праздники во дворах (сезонные).
Экскурсии.
Походы.
Обучение народным ремеслам.
К какой бы группе семья ни относилась, она нуждается в помощи, так как семейное неблагополучие - это главная причина увеличения сиротства, беспризорных и безнадзорных детей, детей, совершивших правонарушения и преступления. Поэтому работникам социальной сферы необходимо сосредоточить внимание на своевременной организации комплексной профилактической работы с неблагополучными семьями, а также на раннем выявлении таких семей.
Основной формой поддержки детей из семей группы риска является социально-педагогическая поддержка. Социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей – это совокупность социально-педагогических мер, в зависимости от конкретных проблем неблагополучных семей, по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности, осуществляемые как временная помощь данной семье по разрешению ее проблем, восстановлению активного функционирования и развитию способности самостоятельно предупреждать и преодолевать трудности.
Важной задачей системы социально - педагогической поддержки детства является восстановительный потенциал семьи. Если не работать с семьей, а просто забирать детей в специализированные учреждения, о личность ребенка в данном случае деформируется, подавляется.
Работа с педагогическим коллективом
(консультирование педагогов, участие
в работе Совета профилактики, работа
в составе психолого-медико-
Работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.
Таким образом, проанализировав материал по данной теме, мы пришли к выводу, что работа должна вестись не только с детьми из семей «группы риска» и их родителей, но также с педагогами. В анализируемой литературе это не сказано, но мы считаем, что беседы должны проводиться еще с непосредственным окружением семьи, во-первых, они могут подавать положительный пример внутрисемейных отношений и во-вторых, они лучше других знают, что на самом деле происходит в семье.
Но нужно помнить, что не социальный работник разрешает семейные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает и пытается разрешить свои проблемы. Если же большинство семей будет задумываться над своими проблемами и обращаться за помощью социального работника в специальные службы, то в нашем обществе станет меньше детей, лишенных детства, вынужденных стать взрослыми слишком рано. Ведь дети должны жить счастливо, постоянно ощущать любовь родителей, они ведь не виноваты в ошибках своих родителей. Почему же они должны платить за них и платят? Это ведь не справедливо по отношению к ним.
Социальный работник должен в какой-то мере восстанавливать нарушенную справедливость. Эта работа очень важна как для самих детей, так и для общества в целом. Ведь дети – это будущее страны, а если мы будем оставлять их наедине со своими проблемами, какое же будущее мы получим?
Важно своевременно обнаружить социально-неблагополучную семью, и осуществить работу с ней до тех пор, пока она еще не оказалась слишком критической для ребенка, проживающих в ней.
Под/ред. Николай Басов, -М.: КноРус, 2012.
1. Правовое (юридическое):
1.1. Поведение ребенка и воспитание гражданского долга. Хочу. Можно. Нельзя. Надо.
1.2. Гражданский долг родителей в воспитании детей.
1.3. Авторитет и пример
родителей в усвоении
1.4. Воспитание гражданина. Функции семьи.
1.5. Подготовка к ответственному родительству.
1.6. Почему законом введен
18-летний возраст для
1.7. Половые преступления и закон.
1.8. Хулиганство.
1.9. Наказание за насилие над детьми.
2. Психологическое:
2.1. Социальные факторы развития человека (общение, воспитание, обучение) - пути становления личности.