Совершенствование форм и методов социальной защиты несовершеннолетних детей из неблагополучных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.
Анализ статей специалистов, которые уделили свое внимание изучению данной проблемы. Особенно авторитетно для нас мнение таких авторов как Ефименко В.Н., Крылова Т.А., Грицай А.Г., Кикоть В.Я., Столяренко А.М., Тарусин В.А., Холостова Е.И., Павленок П.Д., Фирсов М.В., Басов Н. и др.
В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблемы защиты детей из неблагополучных семей
в современной России. 6
1.1 Неблагополучные семьи и их проблемы. 6
1.2 Государственная социальная политика в интересах детей. 16
Глава 2. Формы и методы деятельности служб по защите
детей, из неблагополучных семей. 26
2.1 Помощь семье и детям в решении возникших трудных
жизненных ситуаций. 26
2.2 Социальная работа с неблагополучной семьей на примере "Центра
психолого-медико-социального сопровождения " администрации Ступинского района. 34
Заключение. 49
Список используемых источников и литературы.

Файлы: 1 файл

формы и методы с.з.детей 2014.docx

— 126.91 Кб (Скачать)

Организация консультаций для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также для родителей из неблагополучных семей.

Оказание медицинской помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении (в т.ч. находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

Выявление, учет, обследование и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические, психотропные или одурманивающие вещества.

Выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

Организация развития сети детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.

Организация круглосуточного приема и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до 4 лет.

Подготовка в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние.

Методы работы органов здравоохранения с неблагополучной семьей

Медицинский патронаж;

Анонимные консультации (по графику) ежедневно.

Дни здоровья в микрорайонах (по сезонам) - совместно с советом трех поколений.

Выездные консультационные группы.

Публикации по профилактике заболеваний: психиатрических, венерических, наркотических и др., ориентированные на детей разного возраста, взрослых, с доставкой в неблагополучные семьи через почтовые отделения связи, образовательные учреждения.

Психотерапия.

Гипноз.

Нетрадиционные методы лечения.

Народная медицина.

Обучение уходу за телом, зубами.

Гигиена жилища.

Содержание работы органов службы занятости с неблагополучной семьей

Главная функция: содействие трудовому устройству несовершеннолетних. Участие в профессиональной ориентации несовершеннолетних.

Методы работы органов службы занятости с неблагополучной семьей

Встречи с передовиками и лучшими специалистами различных профессий в микрорайонах.

Рекомендации по изучению литературы соответствующего способностям профиля.

Диагностика способностей (совместно с психологическими службами) детей и родителей из неблагополучных семей.

Разработка целевых программ раскрытия творческих способностей и построения карьеры для несовершеннолетних из неблагополучных семей, детей-сирот.

Разработка и защита бизнес-проектов (семейный бизнес, индивидуальное и групповое проектирование).

Содержание работы органов внутренних дел (ОВД) с неблагополучными семьями

Главная функция: предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

Информирование заинтересованных органов и учреждений о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.

Осуществление мер, противодействующих участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

Методы работы ОВД с неблагополучными семьями

Инспектирование.

Консультирование.

Рейды.

Содержание работы органов культуры, досуга, спорта и туризма с неблагополучными семьями

Главная функция: приобщение несовершеннолетних и их родителей к ценностям отечественной и мировой культуры.

Привлечение несовершеннолетних из неблагополучных семей к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях.

Методы работы органов культуры, досуга, спорта и туризма с неблагополучными семьями

Адресные приглашения (именные пригласительные билеты).

Праздники во дворах (сезонные).

Экскурсии.

Походы.

Обучение народным ремеслам.

 

 

 

 

 

                                             Заключение.

 

К какой бы группе семья ни относилась, она нуждается в помощи, так как семейное неблагополучие - это главная причина увеличения сиротства, беспризорных и безнадзорных детей, детей, совершивших правонарушения и преступления. Поэтому работникам социальной сферы необходимо сосредоточить внимание на своевременной организации комплексной профилактической работы с неблагополучными семьями, а также на раннем выявлении таких семей.

Основной формой поддержки детей из семей группы риска является социально-педагогическая поддержка. Социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей – это совокупность социально-педагогических мер, в зависимости от конкретных проблем неблагополучных семей, по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности, осуществляемые как временная помощь данной семье по разрешению ее проблем, восстановлению активного функционирования и развитию способности самостоятельно предупреждать и преодолевать трудности.

Важной задачей системы социально - педагогической поддержки детства является восстановительный потенциал семьи. Если не работать с семьей, а просто забирать детей в специализированные учреждения, о личность ребенка в данном случае деформируется, подавляется.

Работа с педагогическим коллективом (консультирование педагогов, участие в работе Совета профилактики, работа в составе психолого-медико-педагогической комиссии и т. п.). Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности по отношению к ребенку (подростку), обучение технологиям конструктивного взаимодействия;

Работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.

Таким образом, проанализировав материал по данной теме, мы пришли к выводу, что работа должна вестись не только с детьми из семей «группы риска» и их родителей, но также с педагогами. В анализируемой литературе это не сказано, но мы считаем, что беседы должны проводиться еще с непосредственным окружением семьи, во-первых, они могут подавать положительный пример внутрисемейных отношений и во-вторых, они лучше других знают, что на самом деле происходит в семье.

Но нужно помнить, что не социальный работник разрешает семейные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает и пытается разрешить свои проблемы. Если же большинство семей будет задумываться над своими проблемами и обращаться за помощью социального работника в специальные службы, то в нашем обществе станет меньше детей, лишенных детства, вынужденных стать взрослыми слишком рано. Ведь дети должны жить счастливо, постоянно ощущать любовь родителей, они ведь не виноваты в ошибках своих родителей. Почему же они должны платить за них и платят? Это ведь не справедливо по отношению к ним.

Социальный работник должен в какой-то мере восстанавливать нарушенную справедливость. Эта работа очень важна как для самих детей, так и для общества в целом. Ведь дети – это будущее страны, а если мы будем оставлять их наедине со своими проблемами, какое же будущее мы получим?

Важно своевременно обнаружить социально-неблагополучную семью, и осуществить работу с ней до тех пор, пока она еще не оказалась слишком критической для ребенка, проживающих в ней.

На основе  анализа, произведенного в работе  можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям из неблагополучных семей:

1. Оказание    помощи    этой    категории    детей     может    осуществляться    как    в    учреждениях    интернаторного типа,  так    и    в    условиях    семьи. При    этом    приоритетность    отдается   воспитанию     таких   детей   в    семье.

2. Использование «командного  подхода», который    предполагает  профессиональный, системный    подход   к    социальной     работе    с   семьей    в   целом, что весьма эффективно.

3. Широкое    распространение  в  последнее время получило использование концепции  «самопомощи»  при работе с этой  категорией    людей.

4. Многочисленные исследования  содействуют все более широкому  использованию индивидуальных реабилитационно - коррекционных программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это  будет содействовать более эффективному оказанию помощи.

5. Система социализации  должна охватывать все сферы  жизнедеятельности. При этом особое  внимание уделяется социальной  и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение  для развития у ребенка  навыков независимой самостоятельной жизни.

6. Особое значение, по  моему мнению, имеет изменение  общественного мнения в отношении  детей из неблагополучных семей. Это должно являться первостепенной  задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу  не уделяется должного внимания.

7. Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечение  полноценного образования для  детей. Особую роль в этом играет  интегрированное обучение, которое  закреплено законодательством. Оно  способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений  в семье.

В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей из неблагополучных семей, требуют целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что  главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их Семейном кодексе.

Цель выполнена, задачи решены, гипотеза подтверждена, на основе деятельности " Центра психолого-медико-социального сопровождения " администрации  Ступинского района-     социальная  защита несовершеннолетних детей из неблагополучных семей и социальная работа с их семьей, способствует их реабилитации и  успешной адаптации в обществе.

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 . Список используемых источников и литературы.

 

  1. Конституция Российской федерации, Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1994.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка.
  3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10. 12.1995 г. № 195-ФЗ // law.rambler.
  4. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1. 06. 1992 г. № 118 // law.rambler.
  5. Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 6. 09. 1993 г. № 371 // law.rambler.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. « Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей) от 14.09. 1995 г. № 942 // law.rambler.
  7. Указ Президента Российской Федерации. «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 05. 1996 г. № 658 // law.rambler.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации от 02.01.2000г. № 32-ФЗ // law.rambler.
  9. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М., 2001.
  10. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(№159-ФЗ от21.12.96 г.).
  11. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (№ 17-ФЗ от 08.02.98 г.).
  12. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями 2013г.)Система ГАРАНТ:  http://base.garant.ru/12116087/#ixzz33Dgmx1hS
  13. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999г.
  14. Федеральный закона от24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
  15. Постановление "О специалисте по охране прав детей районной Управы г. Москвы" №692-ПП.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. N 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».
  17. Постановление «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002г.» bookmeta.com›…ispolneniem…organov…beznadzornosti
  18. Семейное законодательство. – М:. Юридическая литература, 2001.
  19. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Закон РФ. 26.07.98.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы»;
  21. Федеральная целевая программа «Социального обслуживания семьи и детей на 1998 – 2000 годы»http://base.garant.ru/70291746/1/
  22. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
  23. Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2009 г. №986 «Об Уполномоченном  при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» knowledge.allbest.ru›Государство.
  24. Государственная программа «Россия без сирот». Программа рассчитана на 2013-2020г., подпрограмма;  «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства». http://forumyuristov.ru/showthread.php?t=53966.
  25. Альперович В.Д. «Социальная работа».-М.:Феникс, 1999.
  26. Беличева С. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. –М.: Социальное здоровье России, 2004.
  27. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства.- М.,2005.
  28. Выготский Л.С. Собрание сочинений. –М.; книга по требованию, 2012.
  29. Грицай  А. Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей./ Журнал: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009,№ 3.
  30. Гулина М. Словарь-справочник по социальной работе. –СПб.: Питер, 2008.
  31. Дементьева Н., Старовойтова Л. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы. –М.: Академия, 2013.
  32. Дементьева И.Ф.«Негативные факторы воспитания детей в неполной семье» Жур. Социс № 11, 2011.
  33. Дети в трудной жизненной ситуации: Новые подходы к решению проблем / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М., 2010.
  34. Мусина-Мазнова Г., Потапова И., Коробкова О., Сорокина И., Тарасова И. Инновационные методы практики социальной работы. –М.: Дашков и Ко,  2014.
  35. Николаева Е. Психология семьи.-СПб: Питер, 2013. 
  36. Олиференко, Л.Я.,  Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – Москва : Академия, 2008.
  37. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие. 2-е издание / Под ред. А.Н. Савинава, Т.Ф. Зарембо.- М.: Академия, 2004.
  38. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите правребенка: Сборник-справочник // Сост. Н.П. Иванова, Е.И. Рыбинский. - М., 2008.
  39. Павленок П. Д., Руднева М.Я., Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения.-М.:Инфра-М, 2011.
  40. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы.-М:Инфра-М, 2014.
  41. Поддубная Т.Н. Управление социальной защиты детства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  42. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М., 2002 г.
  43. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2013.
  44. Сатир В. «Как построить себя и свою семью» - М.: Педагогика - Пресс, 1992.
  45. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям / под ред. Е.И. Холостовой - М.,Феникс,  1997.
  46. Социальная работа с различными группами населения.

           Под/ред. Николай Басов, -М.: КноРус, 2012.

  1. Фирсов М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы - М.: Юрайт,2012.
  2. Фирсов М.В. «История социальной работы» - М.:  КноРус, 2012.
  3. Фурманов И., Фурманова Н. Психология депривированного ребенка.: Владос-Пресс, КДУ. 2013.
  4. Холостова Е.И., Кононова Е., Вдовина М. Теория социальной работы. –М.: Юрайт, 2014.
  5. Холостова Е.И., Прохорова О.В. Правовое обеспечение социальной работы.-М.: Дашков и Ко, 2013.
  6. Холостова Е.И. Социальная работа. История, теория и практика. –М.: Юрайт, 2012.
  7. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. –М.: Дашков и Ко,2010.
  8. Буянов М.И. ребенок из неблагополучной семьи записки детского психолога. http://jrfmjx.fo.ru/wiki/88730/159064, дата обращения 03.2014.
  9. http://www.nashi-deti.ru/
  10. http://forumyuristov.ru/showthread.php?t=53966
  11. Интернет-портал Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. http://www.fond-detyam.ru/.
  12. Интернет-портал общественной организации «Прикосновение» http://www.patronatinfo.ru/main/patronat/analize.
  13. Сайт МВД, mvdrus.ru , 2013.
  14. lotoshino.org›vlast/opeka…Социальное сиротство.doc, дата обращения 2014.
  15. club-cristall.ru›…и_судебной_психиатрии…Сербского, 2013.
  16. Центр психолого- медико социального сопровождения  Ступинского  муниципального  района. stupino.stinline.ru›otrasli…CentrPMSS/CentrPMSS…

 

                                                                                                 Приложение

Области и тематика консультирования родителей детей 3-17 лет из неблагополучных семей

1. Правовое (юридическое):

1.1. Поведение ребенка и  воспитание гражданского долга. Хочу. Можно. Нельзя. Надо.

1.2. Гражданский долг родителей  в воспитании детей.

1.3. Авторитет и пример  родителей в усвоении этических  норм ребенком.

1.4. Воспитание гражданина. Функции семьи.

1.5. Подготовка к ответственному родительству.

1.6. Почему законом введен 18-летний возраст для вступления  в брак.

1.7. Половые преступления  и закон.

1.8. Хулиганство.

1.9. Наказание за насилие  над детьми.

2. Психологическое:

2.1. Социальные факторы  развития человека (общение, воспитание, обучение) - пути становления личности.

Информация о работе Совершенствование форм и методов социальной защиты несовершеннолетних детей из неблагополучных семей