Социологическое исследование: "Проблемы культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение проблем составления программы социологического исследования на примере изучения проблемы культуры России на современном этапе развития.

Важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран.

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика основных компонентов программы социологического исследования 4
2. Программа прикладного социологического исследования по теме: «Проблемы культуры России на современном этапе» 11
3. Результаты анализа 34
Заключение 43
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

МК Проблемы культуры соц.doc

— 254.00 Кб (Скачать)
 
  1. Предварительный системный анализ предмета исследования
 

Структурный анализ 

      Типология культур:

      Элитарная культура – культура, ориентированная на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они хотят расцениваться как лучшая часть общества, его элита. Включает искусство, классическую музыку и литературу.

      Народная  культура – создаваемая анонимными творцами, как и элитарная культура предназначена для определенной публики, но принадлежала бедным. Включает сказки, фольклор, песни, мифы, танцы, предания.

      Массовая  культура – культура связанная с появлением массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, магнитофонов), имеет самую широкую аудиторию. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Пример массовой культуры – современная эстрадная музыка.

      Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.     

      Функциональный  анализ

      Общие факторы:

    1. Социально-экономическая и политическая обстановка в стране
    2. Государственная политика в области культуры, досуга и спорта

      Специфические факторы:

  1. Объективные факторы

      а) пол

      б) возраст

      в) уровень получаемого образования

      г) специальность, факультет

      д) социальное положение

      е) семейное положение

      ж) место жительства (территориальное  положение)

      з) курс

      и) уровень культуры родителей

      к) материальное положение

  1. Субъективные факторы

      а) ценностные ориентации

      б) жизненные потребности и интересы

         

  1. Гипотезы
 
      
  1. Культурные  ценности студентов отличаются от культурных ценностей взрослых.
  2. Уровень культуры студентов крупных городов выше, чем уровень культуры студентов небольших городов, провинций.
  3. Традиционные ценностные ориентации студентов полностью уступили место ценностям западного общества.
  4. Профессиональное образование воспринимается студентами как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека.
  5. Большинство студентов полагают, что высшее образование не является залогом жизненного успеха.
  6. Чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше культурный уровень студента.
  7. Студенты гуманитарного факультета более высокой культурной информированностью. 
 

Процедурный раздел программы: 

      Исследование  имеет пилотажный характер и проводится для проверки качества инструмента  исследования. Требование репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдается, но в выборку должны войти представители всех основных групп, которые должны участвовать в массовом исследовании: представители студенческой молодежи, получающие высшее образование.

      Методом сбора информации является анкетный опрос. Анкета, разработанная в соответствии с программой, включает в себя следующие  смысловые блоки:

  • Социально-демографический
  • Проведение досуга
  • Культурная информированность
  • Отношение к художественной культуре
  • Отношение к политике
  • Отношение к учебе
  • Ценностные ориентации

      Результаты  будут обрабатываться на компьютере.

      При анализе результатов будут использоваться следующие методы:

  1. Вычисление частот и частностей
  2. Ранжирование
  3. Вычисление величин средней тенденции
  4. Укрупнение группировок
  5. Анализ двухмерных зависимостей между высшим образованием и жизненным успехом, между возрастом и ценностями, между территориальным положением и уровнем культуры, между уровнем материальной обеспеченности и уровнем культуры, между направлением обучения (факультет) и уровнем культурной информированности.

АНКЕТА 

Уважаемый респондент!

Вам представлена анкета на тему: «Культура  студентов». Целью анкеты является выяснить уровень культуры студентов .  Вам предлагается ответить на представленные вопросы. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам важно мнение каждого из вас.

Анкета  анонимная, т.е. свое имя писать не нужно.  

Правила заполнения анкеты:

Обведите  кружком или подчеркните  тот ответ, который  вы считаете более  совпадает с Вашем  мнением. Обведите кружком, подчеркните или  впишите ответ  в отведенном месте.

Заранее благодарны за работу.

Раздел 1. Несколько слов о  себе

1. На каком факультете вы учитесь?_________________________________________________________

2. На каком  курсе вы учитесь?______________________________________________________________

3. Ваш возраст?

    1. до 20 лет
    2. до 25 лет
    3. до 30 лет
    4. до 35 лет

4. Ваш пол?

1)  мужской

           2)  женский

5. Вы поступили  в институт?

    1. сразу после окончания школы, училища, техникума
    2. после работы, службы в армии

6. В данный  момент Вы получаете:

  1. первое высшее образование
  2. второе высшее образование
  3. иное, поясните _________________________________________________________________

 7. Где вы  проживаете в настоящее время?

1)  имею отдельную  квартиру

2)  живу с  родителями, у родственников

3)  снимаю  квартиру, комнату

4)  живу в  общежитии

8. Образование  Ваших родителей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В какой  местности Вы проживаете?

  1. в крупном городе
  2. в небольшом городе
  3. в пригороде
  4. в сельской местности

10. Ваше семейное  положение?

  1. холост (незамужем)
  2. женат ( замужем)
  3. вдовец (вдова)
  4. разведен (разведена)

11. Есть ли  у Вас дети?

  1. да
  2. нет

Раздел 2. Как Вы проводите  свой досуг 

12. Каковы Ваши  любимые занятия в свободное  время? (можно отметить несколько  ответов)

  1. посещение театров (оперы, балета, драмы и т.п.)
  2. посещение картинных галерей, выставок картин, скульптур, графики, художественной фотографии
  3. посещение кино (просмотр кинофильмов по телевидению)
  4. посещение спортивных зрелищ
  5. посещение танцевальных клубов, дискотек
  6. хождение в гости
  7. посещение баров, ресторанов
  8. азартные игры, посещение казино
  9. занятия в спортивных секциях

10) чтение книг, журналов, газет

11) коллекционирование  книг, картин, марок, значков и  т.п.

12) разведение  рыб, птиц, собак

13) ничего неделание, пассивный отдых

14) какие-то еще,  укажите________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

13. Если Вы  занимаетесь физкультурой и спортом,  то в каких формах?

  1. делаете зарядку
  2. регулярно ходите на лыжах, катаетесь на коньках, совершаете пешие прогулки и т.п.
  3. участвуете в соревнованиях
  4. занимаетесь в спортивной секции
  5. занимаетесь туризмом, альпинизмом
  6. не занимаетесь ни физкультурой, ни спортом

14. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

  1. редко (по праздникам, особым случаям)
  2. примерно 1-2 раза в месяц
  3. примерно 1 раз в неделю
  4. 2-3 раза в неделю и чаще
  5. ежедневно или почти каждый день
  6. не употребляю совсем

15. С кем Вы  обычно употребляете спиртные  напитки?

  1. с друзьями
  2. с товарищами по учебе
  3. с родными
  4. с любимым человеком
  5. в одиночку

16. Как часто  вы встречаетесь со своими  друзьями?

  1. постоянно, каждый день в институте
  2. постоянно, каждый день после занятий
  3. постоянно, каждый день на занятиях и после них
  4. довольно регулярно – несколько раз в неделю
  5. довольно регулярно по выходным дням
  6. редко, по праздникам, дням рождения и т.д.
  7. редко, от случая к случаю

17. Где Вы чаще  всего встречаетесь с друзьями?

  1. у себя дома
  2. дома у друзей
  3. в кафе, баре, на дискотеке
  4. в институте
  5. на улице, во дворе
  6. в театре, кино, на концертах
  7. на спортивных мероприятиях
  8. где-то в другом месте. Напишите, где _________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Раздел 3. Ваша культурная информированность

18. Сколько книг  художественной литературы Вы  прочитываете за месяц?

  1. регулярно свыше 10 книг
  2. регулярно более 5 книг
  3. регулярно более 2 книг
  4. регулярно 1-2 книги
  5. нерегулярно 1-2 книги (иногда не каждый месяц)
  6. не читаете совсем

19. Какого характера литературу (кроме учебников) вы читаете?

      (можно отметить все подходящие  варианты, а один – главный  подчеркнуть)

Информация о работе Социологическое исследование: "Проблемы культуры"