Социологические исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Специфика социологического опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Под измерением в социологическом исследовании понимается процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители соответствующих отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами.
Анкета «Молодежь и наркотики»

Оглавление

Задание 1. Интервью как метод получения социологической информации: типы интервью, требование к организации и проведению интервью. 3
Задание 2. Дайте определение следующих понятий: «основная гипотеза», «измерение социальных признаков», «квантификация», «ранговая шкала», «шкала равных интервалов». 9
Задание 3. Разработайте анкету из 15 вопросов различного вида и шкал измерения для исследования отношения молодежи Вашего города (района) к наркомании. 12
Использованная литература 16

Файлы: 1 файл

методы соц. ислед..doc

— 114.50 Кб (Скачать)


2

 

 

Федеральное агентство связи

 

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

 

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: "Методы, техника и технологии социологического исследования"

                                  

 

 

 

 

 

Выполнил: Шартон Ю.Б.

Группа: ЭДТ-11

Вариант:№10

    

 

 

Проверил: ___________________

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2011 г

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Задание 1. Интервью как метод получения социологической информации: типы интервью, требование к организации и проведению интервью.

Задание 2. Дайте определение следующих понятий: «основная гипотеза», «измерение социальных признаков», «квантификация», «ранговая шкала», «шкала равных интервалов».

Задание 3. Разработайте анкету из 15 вопросов различного вида и шкал измерения для исследования отношения молодежи Вашего города (района) к наркомании.

Использованная литература


Задание 1. Интервью как метод получения социологической информации: типы интервью, требование к организации и проведению интервью.

 

Специфика социологического опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяют две разновидности опроса — анкетный опрос и интервью. При использовании интервью (опрос «лицом к лицу») вопросы по анкете респонденту задает интервьюер,  и он же отмечает в бланке анкеты выбранный респондентом вариант ответа. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками[1].

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, поскольку техника его проведения сложнее, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. Кроме того, с помощью анкеты социолог получает прежде всего «поверхностный» слой мнений, в то время как интервью дает возможность исследовать глубинные мотивы и мнения[2].

Типы интервью можно рассматривать по различным критериям.

По форме и технике опроса:

       стандартизированное (формализованное, структурированное) — самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

       полустандартизированное (полуформализованное, полуструктурированное) — предусматривает менее жесткую структуру действий интервьюера, он уже не обязан строго следовать порядку вопросов, а также может несколько менять их конфигурацию по мере надобности.

       нестандартизированное (свободное) интервью применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования  и отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера (часто вообще не используется вопросник).

По целевому назначению:

       ретроспективное интервью (имеет целью оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий участниками или свидетелями ситуации);

       интроспективное интервью (имеет целью изучить мнения и оценки  людей по поводу текущих событий);

       прожективное интервью (имеет целью выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям или поведение  людей в потенциально возможных ситуациях).

По типу опрашиваемых лиц:

       экспертное интервью (опрос специалистов по анализируемой проблеме);

       интервью простых респондентов;

       интервью ответственных, должностных лиц.

По количеству опрашиваемых респондентов:

       индивидуальное интервью;

       групповое интервью.

По процедуре:

       однократное интервью;

       многократное (панельное) интервью (предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала);

       фокусированное интервью  (сконцентрированное на исследовании определенных аспектов некоего особого события или ситуации, пережитой респондентом);

       глубинное интервью (клиническое, интенсивное) — слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы; длительность глубинного интервью может составлять от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности темы;

       ненаправленное интервью (дает возможность высказаться респондентам по «наболевшим» вопросам, актуальным, злободневным проблемам  дня. В данном случае инициатива  в большей степени принадлежит респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения. Чаще такое интервью является свободным по форме проведения. Задача интервьюера – корректировка темы разговора,  создание условий для полного и свободного высказывания мнения опрашиваемого)[3].

По способу общения социолога и респондента:

       личное интервью (face-to-face) — опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом;

       телефонное интервью (опосредованная форма  общения с респондентом). Данный вид интервью весьма специфичен. Он имеет широкое применение в оперативных социологических исследованиях и отличается краткостью, опросный лист  такого интервью чаще всего формализован и имеет небольшой веер вариантов ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретны, кратки, однозначны, а варианты ответов к ним – исчерпывающие (без дополнений, комментариев и уточнений).

По месту проведения интервью:

       интервью по месту жительства;

       по месту работы (в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций);

       на улице.

По цели исследования:

– разведывательное интервью (при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле);

       контрольное интервью (с целью проверки результатов проведенного интервью, или пилотаж инструментария);

       основное интервью (сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке).

По способу регистрации ответов:

       интервью с записью в опросном листе (информация  регистрируется по «свежим следам», по ходу интервью);

       интервью с записью на магнитофоне (проводится только в случае согласия использования техники со стороны респондента и предполагает дальнейшую работу по интерпретации, содержательному уплотнению записанной беседы);

       интервью с ассистентом (в этой ситуации интервьюер задает вопросы и ведет беседу, а ассистент записывает ее. Нужно помнить, что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль «третьего лица», в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и уровень искренности ответов респондента).

Выбор формы интервью зависит от специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения.

Требования к организации и проведению интервью.

При интервьюировании, как и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность); 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности; 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора[4].

Процедура использования интервью требует осуществления действий в двух направлениях:

1) Создание опросного листа (бланка интервью) на базе программы социологического исследования.

2) Организация и проведение собственно интервью, что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера — с другой.

Учитывая особый статус интервьюера как активного, деятельностного, мобильного лица, проводящего беседу по определенному плану, следует иметь в виду, что именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма зависит качество и надежность получаемой информации. Поэтому в практической социологии немало внимания уделяется организации работы интервьюеров. Организацию работы с интервьюерами условно можно представить в виде неких ключевых пунктов, этапов. К ним относятся: подбор интервьюеров; тренинг; обеспечение документами для полевой работы; организация контроля над текущей работой интервьюеров; подготовка интервьюерами итоговых документов; проверка работы интервьюеров (валидизация).

Проведение интервью требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Интервью может проводиться на дому (по месту жительства) — это наиболее оптимальный вариант, т. к. сама обстановка располагает к более искреннему общению, а респондент чувствует себя более защищенным; по месту работы (что создает определенные трудности, связанные с выбором свободного времени и соответствующего места для беседы: не рекомендуется брать интервью в обеденный перерыв, нельзя отнимать и рабочее время респондента, следовательно дата и время интервью оговариваются с потенциальным респондентом, чтобы выбрать наиболее оптимальный для него период; место проведения интервью должно быть также подготовлено заранее и обеспечивать конфиденциальность и рабочую атмосферу); на улице (это, как правило, блиц-опросы)[5].

 

 

 

 

 

 


Задание 2. Дайте определение следующих понятий: «основная гипотеза», «измерение социальных признаков», «квантификация», «ранговая шкала», «шкала равных интервалов».

 

Основная гипотеза. Гипотеза — главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Гипотеза – это логическое обоснованное предположение о структуре и характере связи социального объекта, о сущности связи, факторах, определяющих эти связи. С методологической точки зрения гипотеза помогает сформулировать круг факторов, необходимых для решения поставленной цели.

В процессе эмпирической проверки гипотезы выделяют основные и неосновные гипотезы. Основные гипотезы отражают основную задачу (цель) социологического исследования, указывают на наиболее существенные связи объекта; обеспечивают установление способов решения основных проблем исследования[6]. Главное внимание при их выдвижении уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу, задаче исследования. Неосновные гипотезы отражают второстепенные задачи социологического исследования.

Измерение социальных признаков. Под измерением в социологическом исследовании понимается процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители соответствующих отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами. Это процедура приписывания чисел значениям изучаемого признака, целью которой является получение числовой модели исследования. Измерением называют также однозначное отображение эмпирической системы с отношениями между ее элементами (составляющими, состояниями, свойствами и т. д.) в числовую систему с соответствующими отношениями между числами. В итоге формируется числовая модель измеряемого объекта, а точнее — некоторых выделенных в качественном анализе его сторон. [7].

Квантификация. Поскольку социолог имеет дело с массовыми процессами, он по необходимости оперирует различными числовыми показателями, выражающими частоты, протяженности и напряженность связи между различными социальными характеристиками. Предпосылка всех операций с количественными выражениями свойств социальных объектов и процессов — первичное измерение качественных признаков или их квантификация[8].

Квантификация  (от лат.Quantum — сколько + Fasere – делать) в социологии имеет 2 значения: 1. Количественная оценка чего-либо. 2. Процедуры измерения и количественного выражения свойств и отношений социальных объектов[9].

Ранговая шкала. Ранговая, или порядковая, шкала устанавливает соотношение между выделенными признаками в соответствии с некоторым общим логическим основанием. Так, перечень профессий можно упорядочить по их сложности, по уровню квалификации, по разрядам и пр. Приписывание определенного значения выделяемого признака в рамках единого основания осуществляется в рамках количественного (а соответственно и качественного) приоритета одного значения над другим.

Информация о работе Социологические исследования