Социологические исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Специфика социологического опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Под измерением в социологическом исследовании понимается процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители соответствующих отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами.
Анкета «Молодежь и наркотики»

Оглавление

Задание 1. Интервью как метод получения социологической информации: типы интервью, требование к организации и проведению интервью. 3
Задание 2. Дайте определение следующих понятий: «основная гипотеза», «измерение социальных признаков», «квантификация», «ранговая шкала», «шкала равных интервалов». 9
Задание 3. Разработайте анкету из 15 вопросов различного вида и шкал измерения для исследования отношения молодежи Вашего города (района) к наркомании. 12
Использованная литература 16

Файлы: 1 файл

методы соц. ислед..doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Например, при изучении общественного мнения, измеряя интенсивность свойств, суждений и оценок, можно использовать такие обозначения элементов шкалы:

вполне удовлетворен;

удовлетворен, но не совсем;

больше удовлетворен, чем не удовлетворен;

больше не удовлетворен, чем удовлетворен; скорее не удовлетворен;

полностью не удовлетворен.

Данный ряд упорядочен, каждый элемент шкалы имеет весовое значение по отношению к любому последующему элементу[10].

Шкала равных интервалов. Класс метрических шкал, в отличие от номинальных, устанавливает отношение между пунктами не просто в понятиях больше-меньше, но позволяет фиксировать величину интервала. Шкала интервалов представляет собой полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно избранной величины[11].

Суть метода равных интервалов состоит в следующем: список суждений оценивается экспертами, которые располагают признаки в фиксированное число категорий (обычно равное 7,9 или 11), ранжированных по степени предпочтения. Интервалы между категориями должны быть субъективно равными, т. е. судящему должно казаться, что различия по степени предпочтения между суждениями любых двух смежных категорий равны[12].


Задание 3. Разработайте анкету из 15 вопросов различного вида и шкал измерения для исследования отношения молодежи Вашего города (района) к наркомании.

 

Анкета «Молодежь и наркотики»

 

Инструкция: выберите правильный ответ или несколько и пометьте галочкой.

 

 

1. Знаете ли Вы, что такое наркотики? (выберите один вариант ответа)

1.      да

2.      нет

 

2. От кого и как часто Вы получаете информацию о наркотиках? (выберите один вариант ответа для каждой строки)

 

Никогда

Редко

Часто

Регулярно

1.       От учителей, психологов (в школе, институте), врачей

 

 

 

 

2.       От друзей, в компании

 

 

 

 

3.       От знакомых, употребляющих наркотики

 

 

 

 

4.       Из средств массовой информации

 

 

 

 

5.       Из специальной литературы

 

 

 

 

6.       От родителей

 

 

 

 

 

 

3. Знаете ли Вы где в нашем городе можно купить или достать наркотики? (выберите один вариант ответа)

1.      да, знаю много таких мест

2.      да, знаю одно такое место

3.      нет, не знаю

 

4. Несколько легко, по Вашему мнению, достать наркотики в нашем городе? (выберите один вариант ответа)

1.      очень легко

2.      скорее легко, чем трудно

3.      скорее трудно, чем легко

4.      очень трудно

5.      затрудняюсь ответить

 


5. Как Вы думаете, какое количество твоих знакомых принимают наркотики? (выберите один вариант ответа)

1.      нет таких

2.      1-З человека

3.      4-6 человек

4.      7-10 человек

5.      больше 10 человек

 

6. Какие чувства у Вас вызывают люди, употребляющие наркотики (можно выбрать от 1 до 3  вариантов ответа)

1.      сострадание

2.      жалость

3.      понимание

4.      презрение

5.      отвращение

6.      ненависть

7.      безразличие

 

7. Приходилось ли Вам лично попробовать наркотические или токсические вещества? (выберите один вариант ответа)

1.      да

2.      нет

 

8. Если да, то какие?______________________________________

 

9. Насколько Вы согласны со следующими утверждениями: (выберите один вариант ответа для каждой строки)

 

Полностью согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

Совершенно не согласен

1.       Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения

 

 

 

 

2.       Наркотик делает человека свободным

 

 

 

 

3.       Наркотик избавляет от обыденности жизни

 

 

 

 

4.       Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия

 

 

 

 

5.       Наркоманами становятся только слабые и безвольные

 

 

 

 

 

 


10. Оцените по 5-балльной шкале (где 5 – наиболее высокая оценка, а 1 – самая низкая) опасность употребления следующих видов наркотиков: (выберите один вариант ответа для каждой строки)

 

5

(очень опасно)

4

3

2

1

(совсем не опасно)

Затрудняюсь ответить

1.       Конопля, анаша

 

 

 

 

 

 

2.       Опиаты (опий, ханка, тарен)

 

 

 

 

 

 

3.       Героин

 

 

 

 

 

 

4.       Кокаин

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики, Вы: (выберите один вариант ответа)

1.      немедленно прекратили с ним (с ней) отношения,

2.      продолжали бы дружить, не обращая внимания;

3.      постарались бы помочь излечиться;

4.      попросили бы дать попробовать.

 

12. Что на Ваш  взгляд толкает людей на потребление наркотиков? (можно выбрать от 1 до 3  вариантов ответа)

1.      чтобы придать себе смелость и уверенность;

2.      чтобы легче общаться с другими людьми;

3.      чтобы испытать чувство эйфории;

4.      из любопытства;

5.      чтобы избавиться от депрессии, чувства одиночества, неудовлетворенности

6.      чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;

7.      чтобы показать свою независимость родителям и учителям;

 

13. Нужны ли молодым людям беседы, разъяснения о вреде наркотиков? (выберите один вариант ответа)

1.      Да             

2.      Скорее да, чем нет                           

3.      Скорее нет, чем да             

4.      Нет

5.      Затрудняюсь ответить

 


14. Какие мероприятия по профилактике наркомании проводились в Вашем учебном заведении, и как часто? (выберите один вариант ответа для каждой строки)

 

Никогда

1 раз

Несколько раз

Регулярно

1.       Групповые типа лекций, психотренингов

 

 

 

 

2.       Индивидуальные занятия

 

 

 

 

3.       Распространение брошюр, листовок

 

 

 

 

4.       Встречи с врачами, наркологам

 

 

 

 

5.       Встречи с представителями ОВД

 

 

 

 

 

 

15. Что, на Ваш взгляд, поможет изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков? (можно выбрать от 1 до 3  вариантов ответа)

1.      изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков

2.      введение обязательного принудительного лечения от наркомании

3.      усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи

4.      увеличение числа досуговых учреждений (доступность кружков, секций)

5.      другое_________________________________________________

 

 

Укажите, пожалуйста, ваш возраст_______________ пол_________________

 

 

Спасибо за ответы!


Использованная литература

 

  1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. — М., 1998. – 216 с.
  2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. – М., 1988. – 288 с.
  3. Как провести социологическое исследование. Коллективная монография. Под редакцией Горшкова М.К. и Шереги Ф.Э., 2-е дополненное издание. М.: Политиздат, 1990. – 280 с.
  4. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000. – 430 с.
  5. Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учебно-методическое пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2007. – 320 с.
  6. Лавриненко В.Н. Социология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 407 с.
  7. Панина Н.В. Технология социологического исследования. Киев: Ин-т социологии НАН Украины, 1997. – 177 с.
  8. Рабочая книга социолога. Гл. 7. Измерение в социологическом исследовании // URL: http://christsocio.info/content/view/141/75/
  9. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
  10. Социологический словарь // URL: http://enc-dic.com/sociology/Kvantifikacija-3329.html
  11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с.

 

 

 

 

 



[1] Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– С.70

[2] Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. – М., 1988. – С. 36

[3] Лавриненко В.Н. Социология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С.106

[4] Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учебно-методическое пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2007. – С.92

[5] Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. – М., 1988. – С.88

[6] Рабочая книга социолога // URL: http://christsocio.info/content/view/141/75/

[7] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — С.96

[8] там же. – С.99

[9] Социологический словарь // URL: http://enc-dic.com/sociology/Kvantifikacija-3329.html

[10] Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998. – с. 33

[11] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — С.101

[12] Рабочая книга социолога. Гл. 7. Измерение в социологическом исследовании // URL: http://christsocio.info/content/view/141/75/


Информация о работе Социологические исследования