Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:09, реферат
Целью данного реферата является изучение сущности социологического исследования, его видов и методов.
Введение
Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности, социологического. Социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоянием морально-психологического климата.
Каждое серьезное дело требует тщательной социологической подготовки. И социологические исследования не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и ценность информации, полученной в результате прведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методических и организационных приемов социологического анализа общественных явлений и процессов предшествует глубокое овладение научными правилпми, способными обеспечить высокий научный уровень анализа.
Подготовка социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоритическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инструментарии сбора информации, сформировать исследовательскую группу.
Цель любого социологического исследования — анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Предмет внимания социологов должен отличаться ярко выраженной актуальностью, то есть быть востребован жизнью; социолог призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям - потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты. Любое взаимодействие, скрытое от «внешнего глаза», может при определенных условиях выплеснуться бурно, яростно, перечеркивая все расчеты практиков социального управления.
Вместе с тем проведение социологического исследования — не самоцель. Как бы ни была его роль и широки возможности, оно выступает в качестве лишь одного из средств получения социальной информации.
Социологическое исследование, по-мнению большинства серьезных специалистов-социологов, - это система логически последовательных методологических, методических и оргпнизационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Каждый из этапов социологического исследования — это сложный трудоемкий, требующий специальной подготовки, но вместе с тем разносторонний и увлекательный процесс. Наибольший интерес представляет подробное рассмотрение сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, столь необходимые для обогащения и нормального функционирования науки. И если другие этапы базируются на уже «готовых» данных: разработка программы — на заранее имеющихся, а обработка и анализ — на вновь полученных, то сбор социологической информации нацелен на новые сведения, обобшая и перерабатывая которые, социолог строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события.
При этом качество (достоверность, объективность и т.д.) новой информации зависит прежде всего от того, какими способами, приемами и средствами она была получена. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о методах сбора данных в социологическом исследовании.
Целью данного реферата является изучение сущности социологического исследования, его видов и методов.
1. Сущность и виды социологического исследования
Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.
Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком- люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, метери-одиночки, подростки и т.п.
Предмет исследования — это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоритической точки зрения, то есть то, что подлежит непосредственному изучению.
Для четкого и ясного понимания сущности процесса социологического исследования необходимо разобраться в системе и сущности понятий, которые наиболее часто употребляются в прцессе социологического исследования.
Методология — учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности. Она делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания той или иной науки.
Метод социологического исследования — это способ построения и обоснования системы знания. В социологии в качестве метода выступают и общенаучные теоритические методы, (абстрагирование, сравнительный, типологический, системный и т.д.), и конкретные эмпирические методы (математико-статистические, методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов и другие).
Характеристики социологического исследования:
Социологическое исследование ности научный характер, то есть строится в соответствии с требованиями науки.
Следовательно, оно должно быть объективным, максимально приближенным к истине.
Социологическое исследование носит достоверный характер, то есть его данные не перепроверишь.
Результаты исследования длжны быть репрезентативными — способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.
Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов:
1. Подготовка исследования. Этот этап заключается в обдумывании цели, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации.
2. Сбор первичной социологической информации. Собрание необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).
3. Подготовка собранной информации к обработке и собственно обработка полученной информации.
4. Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов, выработка рекомендаций и предложений заказчика.
По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают теоритические и эмпирические исследования. Особенностью теоритических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление). Основным содержание эмпирических исследований является сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении). Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер, то есть полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.
Также социологи проводят фундаментальные исследования, которые направлены на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоритических гипотез и концепций.
В зависимости от повторяемости исследований выделяют разовые и повторные. Разовые исследования позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент. Повторные — используются для выявления динимаки, изменений в их развитии.
По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологического исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические исследования. С помощью разведывательного исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это «обкатка» инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Это исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди различных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д. Аналитические исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование ности комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.
2. Методы сбора социологической информации
При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации:
опрос;
анализ документов;
наблюдение;
эксперимент.
Опрос — самый распространенный вид исследования в современной социологии, с помощью которого она получает до 90% информации. Опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению 9общественные, коллективные и межличностные отношения, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях).
Существует две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюрование. При анкетировании опрашиваемый (респондент) сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Оно может быть также очным или заочным (почтовый опрос, прессовый- через газету, журнал).
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме оно может быть прямым («лицом к лицу») и опосредованным (по телефону).
В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. В специализированных опросах главный источник информации компетентные лица, чьи профессиональные или теоритические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.
Анализ документов. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитном носителе, на фото- или кинопленке.
По способу фиксирования информации классифицируют:
рукописные и печатные документы;
записи на кино- или фотопленке, на магнитной ленте.
По целевому назначению:
целевые (материалы, которые были избраны самим исследователем);
наличные (материалы, составленные независимо от социолога, ради каких-то других целей). Обычно эти материалы и называют документальной информацией в социологическом исследовании.
По степени персонификации:
личные (карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи);
безличные (статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний).
В зависимости от статуса документального источника:
официальные (правительственные материалы, постановления, заявления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т.д.);