Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:09, реферат
Целью данного реферата является изучение сущности социологического исследования, его видов и методов.
неофициальные (многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений);
материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино.
По источнику информации:
первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий);
вторичные (представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников).
По прямому содержанию:
литературные данные,
исторические и научные архивы,
архивы социологических исследований.
Анализ документов — это метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ стремится проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание.
Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Круг социологических документов, отражающих разоичные стороны общественной жизни, настолько широк, что любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа имеющейся, по интересующей исследователя проблеме, информации.
По фиксации документы бывают:
1. Письменные документы — это материалы архивов, статистическая отчетность, научные публикации; пресса, личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники).
2. Иконографические документы — это произведения изобразительного искусства (картины, гравюры, скульптуры), а также кино, видео и фотодокументы.
3. Фонетические документы — это диски, магнитофонные записи, грампластинки. Они интересны как репродукция прошедших событий.
Документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые бы позволяли извлечь искомую информацию с достаточной надежностью. Эти методы включают все разнообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования. Выделяют два основных типа анализа документации:
Традиционный анализ — это интерпретация содержания документа, его толкование. В его основе лежит механизм понимания текста. Этот анализ позволяет охватить глубинные, скрытые стороны содержания документа. Слабым местом этого метода является субъективность.
Традиционный анализ представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов.
Формализованный анализ — количественный метод анализа документов (контент- анализ). Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным, точным, вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными.
Контент-анализ — это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик текста. Его суть заключается в том, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа, которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания. Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой сруктурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста.
Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем. В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; оно планируется по заранее обдуманной процедуре; все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Классификация наблюдений производится по различным основаниям:
По степени формализованности:
неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное). Исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом.
- контролируемое (стандартизованное, структурное). Исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре.
В зависимости от положения наблюдателя:
соучаствующее (или включенное). Исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри».
стимулирующее (одна из модификаций включенного наблюдения). Исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации «непросматриваемые».
простое наблюдение. Исследователь регистрирует события «со стороны».
В обоих случаях наблюдение может производится открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.
По условиям организации:
полевые (наблюдения в естественных условиях)
лабораторные (в экспериментальной ситуации).
В целом же наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методик, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов.
Эксперимент служит не только методом сбора данных, но и в той или иной степени видоизменяет действительность. Для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями вносятся целенаправленные изменения в изучаемые объекты. Обычно эксперимент используется для проверки на практике теоритических расчетов. Обязательным условием эксперимента является наличие наряду с экспериментальной группой — группы контрольной, где никакие изменения не вносятся.
По специфике поставленной задачи различают:
1. Научно-исследовательский эксперимент. По ходу этого эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе недосказанные.
2. Практический эксперимент — включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются ввиду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования стстемы образования и обучения.
Разделение экспериментов на научно-исследовательские и практические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендациями в той или иной области общественной жизни.
Заключение
Таким образом, проведение социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоритической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.
Регулярно прводимые социологические исследования помогают обеспечить бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистическими данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, о степени удовлетворенности быта, состоянием психологического климата.
Список используемой литературы
1. Авраменко И.М. Природопользование. Белгород, 2007.
2. Арустамов Э.А. Природопользование. М., 2006.
3. Гофмау К.Г. Экономика природопользования. М., 2008.
4. Пахомова Н.В. Экономика природопользования и экологический менеджмент. Спб., 2005.
5. Петров В.В. Экологическое право. М., 2003.
Содержание
Введение......................
1.Лицензирование в природопользовании............
2.Договора в природопользовании............
2.1.Лицензионно-договорные основы природопользования............
Заключение....................
Список используемой литературы....................