Социологические исследования молодежной преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе проблем молодежной преступности, изучении специфики социологического подхода к исследованию молодежной преступности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие молодежной преступности.
2.Рассмотреть криминологическую характеристику молодежной преступности.
3. Выявить тенденции развития в РФ молодежной преступности.
4. Изучить особенности преступного поведения молодежи.
5. Рассмотреть социологические исследования молодежной преступности

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и общая характеристика молодежной преступности 7
1.1. Понятие молодежной преступности 7
1.2. Формы молодежной преступности 13
Глава 2. Факторы, влияющие на состояние молодежной преступности 17
2.1. Особенности преступного поведения молодежи 17
2.2.Социологический подход к исследованию молодежной преступности, 23
его специфика 23
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 60.87 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

имени П.А. СТОЛЫПИНА

 

Факультет Государственного и муниципального управления

        Направление подготовки 040700.62 Организация работы с молодежью

        Кафедра Социологии и социальной политики

 

КУРСОВОЙ РАБОТА

по дисциплине

«Социология молодежи»

на тему:

«Социологические исследования молодежной преступности»

 

Автор работы:

Студент 2 курса

очной формы обучения

Алешина Татьяна Александровна

Подпись____________________

Руководитель работы:

к.п.н., доцент

Черемных Виктория

Юльевна

Оценка______________________

Подпись_____________________

«____» ___________20____ г.

 

 

Саратов 2015г.

 

Содержание

 

Введение

Молодёжная преступность - это опасное негативное явление. Она является частью организованной преступности. При этом её опасность состоит, в частности, в том, что она является способом существования молодёжной криминальной среды. Её существование - это отражение той особой экономической и социальной ситуации, которая сложилась в России в последние десятилетия.

Познание молодёжной преступности - это не только ключ к разработке наиболее эффективных методов борьбы с ней, но и познание завтрашнего дня всей организованной преступности. В этой связи успешная борьба с молодёжной преступностью не только снизит криминальную напряжённость в стране, но и, по сути, будет является профилактикой организованной преступности завтрашнего дня. Именно этим и объясняется актуальность настоящего исследования, особенностей сути и методов борьбы с молодёжной преступностью.

Актуальность определяется, прежде всего, непосредственной связью, по крайней мере, с двумя крупнейшими проблемами современного общества, социальную значимость которых следует оценивать, как непреходящую. С одной стороны, речь идёт о проблеме молодёжи в той части, которая касается состояния нравственного здоровья молодых людей, их приверженности истинным ценностям, и в первую очередь ценностям права, законности. Общеизвестно, что любое общество именно с молодёжью связывает свою судьбу, долгосрочные перспективы развития, надежды на самые высокие достижения во всех областях или же, напротив, если нравственное здоровье молодёжи существенно подорвано, - умножение трудноразрешимых проблем, новые проблемы и поражения. Поэтому всегда и всюду молодёжь была, контрапунктом социальной политики. Воспитание подрастающего поколения, способность государства и его институтов удержать молодёжь от конфликта с законом, разумно организовать систему криминологической защиты общества от преступности и самой молодёжи - от различного рода криминогенных воздействий, - всё это относится к числу важнейших критериев зрелости общества, мудрости его власти, стабильности и надёжности, перспектив развития страны.

С другой стороны, актуальность прямо связана с анализом криминологической ситуации в целом, с общей картиной процессов преступности в стране. Молодёжная преступность относится к числу наиболее масштабных и опасных криминальных феноменов. Она занимает значительную часть объёма преступности в целом, отличается в большинстве случаев наивысшей интенсивностью роста, негативными структурными изменениями. Молодёжная преступность в решающей степени определяет на долгие годы вперёд тенденции преступности во всей её массе и по большинству конкретных видов преступлений. Чаще всего именно молодые люди совершают наиболее тяжкие и опасные преступления. Из их числа и с их участием формируются наиболее организованные, обладающие криминальным опытом, вооружённые преступные группы, осуществляющие самые дерзкие посягательства.

Проблема криминогенного влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность. Поколение, которое привыкли считать детьми, уже детьми не назовёшь - это молодёжь. Нельзя сказать, что настроения и образ жизни современной молодёжи могут дать обществу надежду на "светлое" будущее.

В России ежегодно совершаются молодежью и подростками преступления. Молодежная преступность в настоящее время активно прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы как в социально-демографическом, так и в территориальном и профессионально-образовательном аспектах.

Итак, борьба с этим негативным социальным явлением важное дело для государства и общества, для которых соблюдение прав и свобод граждан - фундаментальные ценности, положенные в основу их организации и деятельности.

Одним из направлений этой борьбы является выявление, раскрытие и расследование конкретных преступлений, которые в своей массе составляют рассматриваемый вид преступности.

Борьба с молодёжной преступностью, конечно же, не сводится только к деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, составляющих это негативное социальное явление. Она многогранна и должна включать в себя целый комплекс мероприятий, предотвращающих криминализацию молодёжи. Причём, эти мероприятия не должны сводиться только к мерам уголовно-правового воздействия, а включать в себя действия, относящиеся к иным сферам деятельности государства и общества.

Как показывает практика, в данном направлении правоохранительной деятельности приходится сталкиваться со значительными трудностями, которые во многом обусловлены особенностями преступлений, составляющих молодёжную организованную преступность.

Предмет исследования – социологические исследования молодежной преступности.

Объект исследования – молодежная преступность.

Цель работы заключается в анализе проблем молодежной преступности, изучении специфики социологического подхода к исследованию молодежной преступности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие молодежной  преступности.

2.Рассмотреть криминологическую характеристику молодежной преступности.

3. Выявить тенденции развития  в РФ молодежной преступности.

4. Изучить особенности  преступного поведения молодежи.

5. Рассмотреть социологические  исследования молодежной преступности.

Значимость работы состоит в обобщении теоретических взглядов психологов по данной проблеме, в описании коррекционной работы по профилактике агрессивного поведения, в выявлении факторов, формирующих агрессивное поведение подростков.

При написании курсовой были использованы различные источники: федеральные законы, постановления законодательных органов регионов, публикации ученых и практиков, интернет-ресурсы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. 

Глава 1. Понятие и общая характеристика молодежной преступности

1.1. Понятие  молодежной преступности

 

Преступность среди молодежи всегда вызывает повышенный интерес и тревогу. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного законодательства свидетельствует о существенных недостатках условий, обеспечивающих успешную социализацию молодежи, ее интеграцию в общественную и экономическую жизнь страны.

Молодежная преступность – специфический, но весьма точный индикатор состояния и тенденций развития мотивационных и ценностных структур поведения значительных социальных групп, показатель их реакции на социально экономические трансформации. Распространенность преступлений среди лиц молодежной возрастной группы, их качественные характеристики с определенными коррективами могут расцениваться как прогностические для всей преступности.1

Одним из основных критериев отграничения молодежной преступности от иных проявлений преступности является возраст лиц, которые оказываются вовлеченными в преступную деятельность. На данный критерий указывает упоминание в ее названии того, что она «молодежная». Но при этом само определение возраста в конкретном количестве лет жизни, как это имеет место в случае использования термина «несовершеннолетний», сталкивается с некоторыми трудностями.2 В социологической, психологической и криминологической литературе нет единообразного понимания того, что такое молодежь и какими временными границами определяется данный возраст. Чаще употребляемое определение молодежи, это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к исполнению социальных ролей взрослых.

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет - подростки. Это  возраст продолжения полового  созревания, параллельно которому  происходит становление других  биологических систем организма. Для этого возраста характерны  максимальные диспропорции в  уровне и темпах физиологического  и психологического развития. Это  в основном учащиеся средних  школ и профессиональных учебных  заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или  государства.

2. 17-19 лет - юношество. Биологически  это период завершения физического  созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной  деятельности или выбора и  осуществления качественно новой  профессиональной учебы. Начинается  разделение жизненных путей юношей  и девушек, что в последующем  приводит к более глубокой  экономической, политической и культурной  дифференциации среди них. В этом  возрасте начинается процесс  социализации - происходит приобретение  почти всей полноты гражданских  прав, а вместе с тем расширяется  диапазон общественно-политических  ролей и связанных с ними  интересов и ответственности.

3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь  взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде  всего составляют студенты и  молодые люди, завершающие основную  профессиональную подготовку, вступающие  в производственную деятельность  и создающие собственные семьи.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе  личного опыта производственной  и семейной жизни, а также участия  молодежи в политических отношениях  завершается процесс формирования  зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.3

Как отмечает Саймон Фрис «понятие «молодежь» описывает аспекты социальной позиции людей, которые влияют на их биологический возраст».4 Понимая это, многие ученые склонны считать, что молодость определяется процессом социализации, который переживает всякая личность в один из ранних периодов своей жизни. Так, отмечают, что «в качестве основного критерия выделения молодежи как социальной общности обычно избирается период первичной социализации».5 О том, что такое социализация, И.С. Кон пишет: «Слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».6

Изначально социализация была предметом исследования социологии. В ней она рассматривалась как сложный процесс, включающий в себя «и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы».7 В настоящее время уже стало аксиомой то, что «социализация - достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения».8 

 Однако следует отметить, что процесс социализации является непрерывным и не ограничивается каким-либо возрастом. Более того, «процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте».9 Причем данный взгляд на продолжительность социализации, не ограничивающий этот процесс рамками детства, отрочества и юности, получил широкое распространение в науке сравнительно недавно. До этого распространенным было мнение о том, что данный процесс протекает лишь на ранних этапах жизни человека.

Названные особенности процесса социализации, характерные для молодежи, были приняты в качестве основного критерия при определении возрастных границ молодости. Возрастом, до которого продолжается молодость, называют 30 лет.

В криминологии не сложилось четкого представления о том, какими возрастными рамками следует ограничивать молодость. Так, Каневский Л.Л. писал: «Когда мы говорим о правонарушениях молодежи, мы имеем в виду две группы лиц: прежде всего несовершеннолетние в возрасте 14 - 17 лет и молодые взрослые в возрасте 18 - 25 лет».10 Однако имеется также и иной взгляд на верхний предел молодежного возраста. Определение верхнего предела молодости 30 годами основано на нормативных документах. Так, в Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»11 отмечено, что государственная молодежная политика проводится в отношении граждан и иных лиц в возрасте от 14 до 30 лет. Вполне очевидно, что подобное упоминание о том, на кого распространяется молодежная политика, является прямым указанием на то, кого следует считать молодежью. Следовательно, можно говорить о нормативно определенном возрасте, при котором любой человек считается относящимся к молодежи, а именно - возрасте с 14 до 30 лет. Понятно в связи с этим, что всякое исследование криминологических и криминалистических проблем преступности также должно исходить из того, что молодежь - это лица в возрасте с 14 до 30 лет.

Подход к молодежи как к поколению, имеющему свое собственное "лицо", и самостоятельному объекту научного изучения предопределяет и подход к пониманию социальной сущности молодежного криминального поведения.

Информация о работе Социологические исследования молодежной преступности