Социологическое исследование: "Проблемы культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение проблем составления программы социологического исследования на примере изучения проблемы культуры России на современном этапе развития.

Важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран.

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика основных компонентов программы социологического исследования 4
2. Программа прикладного социологического исследования по теме: «Проблемы культуры России на современном этапе» 11
3. Результаты анализа 34
Заключение 43
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

МК Проблемы культуры соц.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

     Сциентистский взгляд на науку исходит из неявного предположения, что знание не зависит  — в принципе — от личных качеств людей, занятых в этой области. Ни социально-исторические обстоятельства, ни биографические подробности, ни даже преемственность научных школ не объясняют возникновение идеи. Знание (эпистема) выступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятельности, по отношению к которой вненаучные реалии могут в лучшем случае рассматриваться как сопутствующие. Иной подход задан социологией знания. Знание здесь перестает быть «монадой» и выводится из неких «более объективных обстоятельств», будь это «аппетиты» (у британских моралистов XVII в.), социальное положение личности (у О. Конта и К. Маркса), антропологические характеристики (у А. де Гобино). Во всех этих случаях методология науки включает в себя, помимо идей, жизненную историю ученых и описание современной им «общественности», причем предполагается высокая корреляция между внутринаучным и вненаучным измерениями.

 

2. Программа  прикладного социологического  исследования по теме: «Проблемы культуры России на современном этапе»

 

      СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ - одна из основных составляющих социологии, предметом которой является сфера культуры и составляющие ее институты культуры, в которых организуется творческая деятельность людей искусства (театр, кино, литература, музеи, книгоиздание, творческие союзы, профессиональные организации и т.д.), функционируют объекты культуры (произведения искусства, памятники) и осуществляется социальное потребление культурных благ. К.С.И. необходимо рассматривать как одно из основных звеньев в полидисциплинарной структуре современных наук об обществе и культуре наряду с социологией досуга, социологией религии, культурной антропологией, этнологией, социальной философией и др.

      Социологи традиционно разрабатывали проблематику культуры в рамках различных направлений социальной теории. Более чем вековая научная традиция, специфика понятийного аппарата и методов социологии в исследованиях культуры создали значительный объем теоретических и эмпирических знаний К.С.И. Следует отметить, что в социологической теории понятие "культура" трактуется в двух основных значениях: 1) как механизм социальной интеграции и регуляции - Г. Спенсер (см.), М. Вебер (см.), Т. Парсонс (см.); 2) как особая социальная сфера (сфера духовного производства), включающая прежде всего социальный контекст мира искусства (это значение приведено выше в определении). Второе значение является ключевым с точки зрения отраслевого деления социологического знания. В этом подходе базовые теоретические установки К.С.И. были сформулированы в трудах К. Манхейма (см.), Р. Уильямса (см.), Г. Маркузе (см.), Т. Адорно (см.), П. Бурдье (см.) и др. Актуальность К.С.И. обсуловлена также стремительным ростом внимания ученых к проблемам культуры в различных направлениях социологии в 1970-1980-х. Однако несмотря на то, что интерес к различным социологическим аспектам культуры остается стабильно высоким, статус К.С.И. (как и социологии культуры - см.) как дисциплины продолжает быть предметом дискуссий, особенно в американском социологическом сообществе.

      Впервые систематические, как к отдельной  дисциплине, подходы к К.С.И. разрабатываются в ранних работах К. Манхейма: "О специфике культурно-социологического познания" (1924), "Эссе о социологии культуры" (1931). Манхейм характеризовал необходимость К.С.И. в современном обществе исходя из кризиса романтического и просветительского мировоззрений, ставшего стимулом обращения к феномену культуры. В социологическом рассмотрении культуры Мангейм видел стратегию приближения уровня социологических понятий к явлениям культуры, исходя из предпосылки о включенности искусства в жизнь и в конкретно исторические условия общества, что, собственно, и является предметом К.С.И.

      Принципиальной  установкой К.С.И., по Манхейму, является социальная функциональность и общественная обусловленность произведений искусства, а также рассмотрение художественного стиля как социологической категории. Ключевой социальной группой, рассматриваемой в рамках данного подхода, является интеллигенция (см.) как носитель и производитель культуры, занимающая, однако, особое вне/межклассовое социальное положение, и в современном состоянии образующаяся как относительно открытая и демократичная группа, характерными чертами которой следует считать образованность и способность к сопереживанию. Особое значение в К.С.И. имеет анализ исторического становления интеллигенции (в частности, в Европе: от средневековых гильдий и корпораций до духовенства, гуманистов и светских салонов). Именно Манхейм сформулировал идеи и проблематику анализа интеллигенции, ставшие основой К.С.И.

      Весьма  ярким и влиятельным теоретиком К.С.И. следует считать британского  социолога Р. Уильямса (основные работы: "Общество и культура"; "Долгая революция"; "Социология культуры"; см. также Уильямс). Он предложил трехуровневую теоретическую модель культуры: "живая" культура, существующая для данного общества здесь и сейчас; документированная культура, отраженная в сохранившихся произведениях и интерпретациях; культурная традиция, в которой неизбежна постоянная культурная селекция содержания первых двух уровней. В этой модели Уильямс впервые формулирует еще одну ключевую проблему К.С.И. - проблему селективной традиции, социального отбора того, что является культурно-ценным и что таковым не является.

      Как и Мангейм, Уильямс настаивал  на приоритете исторического анализа  в К.С.И. и с этих позиций рассматривал изменения социальной организации  и социального статуса художников: от сакральных героев античности, гильдий, патронажа и академии средневековья до течений, школы кружков и наднациональные форм организации культуры. Большой заслугой Уильямса является создание эмпирической социологии культуры на историческом материале Великобритании. В частности, Уильямс проделал образцовый анализ становления "читающей публики", рассмотрев индустрию публикаций и исторических этапов ее развития от scriptoria до многотиражных изданий, проанализировав социальные препятствия развития читающей публики, описав демографию и социальную инфраструктуру как факторы, способствующие развитию индустрии публикаций.

      Проблематика  К.С.И. рассматривается в критической  теории общества, получившей развитие во Франкфуртской школе социальных исследований (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе). В основных работах этого направления - "Диалектика Просвещения" (см.), "Одномерный человек" (см.), "Социология музыки" - впервые систематически вводится понятие "культурная индустрия", характеризующее динамику социокультурных изменений 20 в. Культуриндустрия - феномен массового общества, изощренный обман масс, масштабное производство и поставка "чувственно данного" для массового потребления (мода, медиа-продукция, шоу-бизнес, бизнес развлечений и т.д). Происходит унификация культуры в контексте тотальности капитала. Возрастает культурное значение и доминирование массовых жанров, требующих медиа-адаптация произведений культуры. В работе Т. Адорно "Социология музыки" формулируются принципы К.С.И. применительно к конкретным областям художественной деятельности. Искусство рассматривается как форма социальной интеграции (см.). Значительное внимание уделяется типологии "слушателей музыки" (аудитории), типов отношения к музыке, а также рассматривается социальная динамика музыкальной жизни, социальная структура творческих коллективов, влияние критики и общественного мнения на творческий процесс.

      Свой  значительный вклад в развитие К.С.И. внес П. Бурдье (см.). В работе "Поле культурного производства" он проанализировал динамику сил и борьбы за диспозиции (габитус - см.) в пространстве литературной и артистической деятельности. Социальные факторы конкуренции, стратификации, неравенства доступа к ресурсам, власти и влиянию определяют структуру поля производства символических благ (культуры) и делают границы искусства (что считать жанром, классикой, авангардом и т.д.) ставкой в борьбе за диспозиции. Бурдье считает, что социальная репрезентация (критика, прославление, присвоение званий) и производство социального дискурса об искусстве политическим/эстетическим эстеблишментом решающим образом определяют социально приемлемую структуру поля культуры.

      Безусловно, одной из основных общих тем К.С.И. следует считать анализ институтов культуры в рамках социальной структуры и институциональной системы общества. Традиционно как культурные институты, рассматривают книги, книгоиздание и библиотеки; искусство и художественные промыслы, музеи, памятники, архивы и другие институциональные аспекты социологического анализа культурной памяти. Необходимо упомянуть еще целый ряд основных тем К.С.И.: социальное значение литературы, театра, живописи, социология кино (актеры и роли, пристрастия зрителя, формирование субкультур вокруг кинопроизведений); фомирование культурных ценностей и проблема оценки/экспертизы произведений; социальное взаимодействие художника и зрителя; социальная стратификация и потребление благ культуры; культура в мире досуга; культурная политика.

      С точки зрения понятия о культуре как механизме социальной интеграции и регуляции, центральное место  в К.С.И. занимает типологизация культур. Выделяются такие виды, как народная культура (культуры социального слоя сельских производителей), ремесленно-буржуазная культуры (культура социального слоя городских производителей), культура элиты (социального слоя производителей и хранителей социального порядка), культура и жизненный стиль среднего класса. Помимо представлений об элитной, народной и массовой культуре, в социологии используется понятие "субкультуры" (см.), которая характеризует стиль и образ жизни определенных социальных групп: молодежная субкультура, национальные субкультуры, субкультура в организациях, корпоративная культура (ценности, символы и ритуалы), городские субкультуры, контркультуры, киберкультура. Любой из типов культур и субкультур характеризуется особенностями языка, ценностей, норм поведения, символикой и идентичностью носителей культуры.

      Эмпирические  программы в рамках К.С.И. ориентированы  преимущественно на анализ институтов культуры и оценку социальных потребностей в сфере культуры. Однако в последние  десятилетия все больший вес приобретают качественные иследования культуры (case study, этнографические описания, биографические интервью), в которых преобладает акцент на субъективных (интерпретативных) и ценностных аспектах культурной жизни.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 

  1. Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект – студенческая молодежь, получающая высшее образование.

Предмет – культура студентов.

Цель  – выяснить содержание и уровень культуры студенчества, и факторы, влияющие на ее формирование.

Задачи:

  1. Выяснить существенные региональные и национальные различия студентов и их влияние на студенческую культуру.
  2. Выяснить особенности поколения и их влияние культуру студентов.
  3. Выяснить влияние имущественного расслоения молодежи на культуру студентов.
  4. Определить как меняются ценностные ориентации студентов за годы обучения в вузе.
  5. Выяснить уровень осмысления студентами своего места в современной социокультурной среде.
  6. Определить место этнокультурной самоидентификации в культуре студентов.
 
  1. Теоретическое уточнение и интерпретация основных понятий
 

      Студенческая  молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей ( от 16 до 28 лет ), получающая среднее или высшее профессиональное образование.

      Культура  студентов – совокупность искусственных порядков, убеждений, созданных студентами для дополнения к общественным, обретенных знаний, образов самопознания, способов организации жизни, досуга, учебной и профессиональной деятельности студентов, а также создаваемых ими ценностей.

      Ценности – 1) Этические идеалы и убеждения. 2) Основные убеждения и цели индивидуума либо общества.

      Ценностные  ориентации – сознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых, выраженный в поведении.

      Досуг – время, свободное от работы, учебы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановление, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий.

      Мотив -  внутреннее побуждение к определенной деятельности. 

  1. Эмпирические  показатели понятии я«КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ»
 

Субъективные  показатели - Ценности и нормы:

  • Моральные нормы
  • Семейные ценности
  • Религиозные ориентации
  • Политические ориентации
  • Смысложизненные ориентации
  • Профессиональное самоопределение
  • Этические, нравственные предпочтения
  • Отношение к девиантным формам поведения
 

Объективные показатели - Уровень культуры:

  • Проведение досуга
  • Встречи с друзьями
  • Интерес к живописи
  • Предпочтения в музыке
  • Занятия физкультурой и спортом
  • Занятия творческой деятельностью
  • Частота посещения театров, кино, музеев...
  • Частота чтения художественной литературы
  • Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте
  • Просмотр культурных, научно-познавательных телепередач

Информация о работе Социологическое исследование: "Проблемы культуры"