Социологическое исследование: "Проблемы культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение проблем составления программы социологического исследования на примере изучения проблемы культуры России на современном этапе развития.

Важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран.

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика основных компонентов программы социологического исследования 4
2. Программа прикладного социологического исследования по теме: «Проблемы культуры России на современном этапе» 11
3. Результаты анализа 34
Заключение 43
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

МК Проблемы культуры соц.doc

— 254.00 Кб (Скачать)
 

      Постановка  проблемы

 

      Основным  противоречием в исследуемой  области является противоречие между  культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых – противоречия между понятиями  отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть – «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом. 

      Необходимо  социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.

 

Заключение

 

    Какой же смысл надо вкладывать в понятие  «молодежная культура»? Это прежде всего возрастная ассимиляция, переработка  общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект.

    Вместе  с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организма. Таким образом, молодежная культура носит одновременно временной и вневременной характер, отражая социальный и психологический облик своего времени и общества.

 

Список использованной литературы

 
  1. Халипова  Е.В.Взаимодействие культур в современном мире (Москва).
  2. Белянин А.Б., Табатадзе И.А. Театр в социокультурных процессах современной России (Москва)
  3. Васильев В. В. Ценности в философских учениях Европы Нового Времени (Санкт-Петербург)
  4. Гордиенко Е.С. О необходимости становления социальной культуры в современном обществе (Украина)
  5. Горшкова И.Д. Образовательная программа в пенитенциарной системе: мониторинг и оценка (Москва)
  6. Гофман А.Б. Модернизации, традиции и инновации (Москва)
  7. Грибер Ю.А. Внутреннее пространство живописного полотна (Смоленск)
  8. Гричаникова И А. Проблема духовно-нравственной саморегуляции социальных процессов (Белгород)
  9. Емельянов А.В. Феномен зрелища как атрибут массовой культуры (Ижевск)
  10. Золотухин С.А., Иманбаева С.Т., Шахгулари В.В. Вопросы патриотической социализации и воспитания молодежи Казахстана (Казахстан)
  11. Игнатьева И.Ф. Проблема туризма (социологический аспект) (Санкт-Петербург)
  12. Калинина Е. Г. К  проблеме универсальности и специфичности кросскультурных исследований (Екатеринбург)
  13. Крахер А., Емчура Т. Современная социализация: теоретический аспект (Польша)
  14. Ларин Е.И. К вопросу о типологизации социально-массовых явлений (Ижевск)
  15. Лебедева О.А. Аксиологическая прблематика в отечественной социологии (Пермь)
  16. Ольховиков К.М. Методологический статус социологии духовной жизни (Екатеринбург)
  17. Пинженина М. В. Социокультурные проблемы интеракции поколений (Екатеринбург)
  18. Плебанек О.В. Концепция ментальности (Санкт-Петербург)
  19. Подрез Е.А. Традиционное и инновационное в публичном пространстве города (Москва)
  20. Пучков А.Я. Закат культуры (Екатеринбург)
  21. Разинская В.Д. О некоторых социокультурных тенденциях в российском обществе (Пермь)
  22. Самкова И.А. Представления о свободе как показатель культурной дифференциации социальных групп (Пермь)
  23. Смехнова Г.П. О некоторых проблемах воспитания в современном вузе (Барнаул)
  24. Трофимова Р.А. Главные проблемы библиосоциологии и направления их решения (Барнаул)
  25. Шапко В.Т., Вишневский Ю.Г. Аксиологическое видение культуры П.А. Сорокиным и современные концепции культуры (Екатеринбург)
  26. Бестужев-Лада И.В. Искусство ХХ века: агония или родовые муки? (Три версии) // Alma Mater. - 2008. - N 7. - С.38-40.
  27. Бычков В.В., Бычкова Л.С. ХХ век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. - 2000. - N 2(10). - С.63-76.
  28. Гаккель Л. Русская музыка: итог двадцатого века // Наше наследие. - 2001. - N 56. - С.15-20.
  29. Галинская И.Л. Горизонты культуры на рубеже тысячелетий // Культурология: Дайджест / ИНИОН РАН. - М., 2008. - N 4. - С.7-13.
 

 

     КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

    Адаптация социокультурная – взаимодействие личности (социальной группы) с социальной средой, в ходе которого происходит согласование самооценки и притязаний человека с его реальными возможностями и реалиями социальной среды.

    Армагеддон – в христианстве – место эсхатологической битвы при конце света, в которой будут участвовать «цари всей земли».

    Гипокризия – лицемерие, двуличность, притворство.

    Демократическая культура  – комплекс ценностей, норм и образцов поведения, деятельность политических институтов, обеспечивающих гражданам организованное участие во власти и контроль над ней.

    Инкультурация – процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.

    Инновация – появление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в рамках данной культуры. Инновация может быть результатом внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования. 

    Коммуникация  культурная – процессы социального взаимодействия, в ходе которых происходит обмен информацией. В результате возникают, изменяются различного рода социокультурные объекты.

    Контркультура – форма выражения духовного протеста против современной культуры, знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов и стереотипов массовой культуры, образа жизни, в основе которого лежит установка на респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие.   

    Маргинальность  культурная – возникает в результате изменения нормативно-ценностных систем под воздействием межкультурных контактов, социальных сдвигов и технологических факторов.

    Нормы коммуникативные – принципы обмена действиями и информацией, которым подчиняются представители определенной культуры.

    Общество  информационное – концепция, согласно которой информатика, компьютеры, микроэлектроника определяют и преобразуют всю социальную систему, выступают как средство создания новых социальных, надклассовых и наднациональных структур, изменяющих коренным образом механизм общественного развития.

    Протокультура – «приобретенное» в течение жизни поведение у всех видов животных.

    Субкультура – устойчивая совокупность культурных черт, характерных для определенной социокультурной группы.

    Тоталитарная  культура – комплекс элементов сознания, поведения, функционирования политических институтов, направленный на полный (тотальный) контроль над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.

    Урбанизация – процесс повышения роли городов в развитии общества.

    Функциональный  подход – связан с определением смыслов познавательных, прагматических характеристик культурных явлений.

    Элитарная культура – понятие, сопоставляемое (противопоставляемое) культуре массовой. В основе выделения элитарной культуры лежит ее производство представителями (и в интересах) социальных групп, занимающих ведущее положение в духовной жизни общества, его культурном развитии.   

Информация о работе Социологическое исследование: "Проблемы культуры"