Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 01:56, курсовая работа
Цель данной работы: изучение проблем составления программы социологического исследования на примере изучения проблемы культуры России на современном этапе развития.
Важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран.
Введение 2
1. Характеристика основных компонентов программы социологического исследования 4
2. Программа прикладного социологического исследования по теме: «Проблемы культуры России на современном этапе» 11
3. Результаты анализа 34
Заключение 43
Список использованной литературы 44
Первые четыре позиции, представленные в Таблице 1, можно отнести к классическим ценностям нормального здорового общества. Однако прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся и студенческой молодежи, о чем свидетельствует распределение ответов по следующим четырем позициям. С одной стороны мы убеждаемся, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи, а с другой, эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план ценности нашего общества.
Приведем и другую шкалу ценностей, ориентированную на выбор предпочитаемых человеческих качеств (см. табл. 2). Здесь также очевидна традиционная иерархия ценностей, что отражает доминирование первых трех позиций.
Следует отметить рост предпочтения добра и терпения, умения дружить и жертвовать ради Друга; устойчивое понижение рейтинга индекса «физическая сила», упавшего вдвое за 6 лет, и повышение рейтинга позиции
«интеллект, образование». Значимыми выглядят индексы «духовная сила, сила характера», «самостоятельность, независимость», «честь, достоинство». Отметим, что значимость параметров «красота» и «физическая сила» несколько снижается с возрастом, школьники отдают им предпочтение в два раза чаще чем студенты. При этом с возрастом вдвое возрастают значение параметров «интеллект» и в четыре раза – «напористость и энергичность.
Вторую группу предпочтений составили позиции 13-16 таблицы 2. Нужно заметить, что рейтинг позиции «свобода и раскрепощенность» резко упал при введении позиции «самостоятельность и независимость». Быстро возвращает свои позиции, постоянно возрастая, «утонченность, чувство прекрасного», снижается рейтинг оказавшегося модным принципа «умение жить красиво», еще в 2005г. занимавшего 7-е место.
Варианты ответов |
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
1. Красота 2. Доброта, терпение 3. Умение дружить, жертвовать ради Друга 4. Духовная сила, сила характера 5.Любовь к детям 6. Интеллект, образование 7. Самостоятельность, независимость 8. Скромность 9. Вежливость и интеллигентность 10. Честь, достоинство 11. Физическая сила 12. Аккуратность и точность 13. Утонченность, понимание прекрасного 14. Умение жить красиво (роскошно) 15. Напористость, энергичность 16. свобода и раскрепощенность |
62 50 47 _ 35 23 _ 29 21 _ 45 25 9 26 9 15 |
53 57 55 _ 37 26 _ 26 33 _ 31 30 12 23 12 18 |
46 58 55 37 37 33 32 21 34 _ 26 28 15 17 9 3 |
54,9 54,1 53 40 30 30 28 27 23 24 23 21 16 13 8 _ |
Таблица 2
Отношение студентов к негативным, девиантным формам поведения
Формы поведения | Индекс (пятичленная шкала от (+2) до (-2)) | Ранг |
Доля тех, кто осуждает (в %) |
Воровство «Дедовщина» Шантаж, вымогательство Наркомания, токсикомания Мошенничество, обман Религиозный фанатизм Решение конфликтов с помощью силы Национализм Мат, сквернословие Злоупотребление алкоголем Азартные игры на деньги (в т.ч. карты) Мистицизм Проституция Курение Свободная сексуальная жизнь |
+1,81 +1,80 +1,80 +1,70 +1,63 +1,36 +1,35 +1,33 +1,18 +0,96 +0,85 +0,84 +0,83 +,079 +0,04 |
I-III I-III I-III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV |
96 96 96 92 91 80 86 83 77 67 60 56 64 56 27 |
Обратим внимание на отношение студентов к различным формам поведения, оцениваемым в обществе как негативные, девиантные, не одобряемые (см. табл. 3). Мы видим, что студенты города толерантны к тем формам поведения, которые распространены в студенческой среде и характеризуют сегодня лицо постсоветского общества вообще: пьянству, свободной сексуальной жизни, курению, азартным играм, проституции, мистицизму.
Максимальное неприятие вызывают те форму девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.
Профессиональное самоопределение студентов
Мотивы выбора |
Весь массив | Направления обучения | |||
технич. | естеств. | экон. | гуман. | ||
1. Желание получить диплом 2. Престиж, авторитет вуза 3. Интерес к профессии 4. Наилучшие
способности именно в 5. Учеба в специализированном классе, техникуме 6. Семейная традиция, желание родителей 7. Совет учителей, специалистов по профориентации 8. Перспектива найти хорошую работу после вуза 9. Стремление продлить беззаботный период жизни 10. Нежелание идти в армию 11. Другие мотивы |
9 32 45 33 15 22 5 30 15 17 |
14 32 31 23 23 20 6 25 19 33 5 |
7 22 56 47 20 26 6 18 13 12 3 |
8 50 38 24 11 18 2 41 14 8 4 |
6 24 60 43 5 26 6 36 14 8 2 |
Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза (см. табл. 4). В пятерке приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей.
Важное
место в мотивации студентов
отводится надежде в
В
число мотивов выбора вуза включен
и такой как «стремление
Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза (см. табл. 5).
В
целом четвертая часть
Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.
Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин – 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать – 16 % студентов.
Виды занятий |
Направление обучения | ||||
технич. |
естеств. |
экон. |
гуман. |
Весь массив | |
1. Работать по специальности в госструктурах 2. Работать по
специальности в коммерческих 3. Работать не
по специальности в 4. Работать не
по специальности в 5. Продолжить образование 6. Заняться научно- 7. Работать преподавателем в школе, вузе 8. Основать свое дело 9. Посвятить себя дому, семье 10. Поехать за границу работать или учиться 11. Другие планы 12. Еще нет планов на будущее. |
18 41 5 14 5 3 2 23 11 17 7 17 |
32 35 3 6 18 13 13 15 19 15 4 9 |
18 55 4 12 14 2 2 28 16 17 5 6 |
31 37 0 3 10 3 3 23 12 14 4 10 |
24 42 3 9 11 5 23 14 16 5 11 |
Политические ориентации студентов
Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.
Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.
Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы.
Досуг студенческой молодежи
Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи – досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться.
Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
Для молодёжной культуры характерны преимущественно развлекательно-реактивная направленность в проведении досуга, приоритет потребительских ориентаций. Исследования, проведенные в 2007г. в Беларуси, показали, что 26% опрошенных молодых людей предпочитают «ничегонеделание», а 32% - рассматривают стремление «оттянуться» как лучший вариант проведения свободного времени. Если мы к тому же примем во внимание, что 57% молодых людей Беларуси предпочитают основную часть свободного времени отводить просмотрам телепередач, то станет ясно, что одним из каналов распространения стандартов культуры студенчества является вестернизация, главным образом американизация, суженных культурных потребностей и интересов под влиянием видеотриллеров и героинь так называемых «мыльных опер».
Информация о работе Социологическое исследование: "Проблемы культуры"