Социологическое исследование: "Проблемы культуры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение проблем составления программы социологического исследования на примере изучения проблемы культуры России на современном этапе развития.

Важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран.

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика основных компонентов программы социологического исследования 4
2. Программа прикладного социологического исследования по теме: «Проблемы культуры России на современном этапе» 11
3. Результаты анализа 34
Заключение 43
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

МК Проблемы культуры соц.doc

— 254.00 Кб (Скачать)
 
 

      Первые  четыре позиции, представленные в Таблице 1, можно отнести к классическим ценностям нормального здорового общества. Однако прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся и студенческой молодежи, о чем свидетельствует распределение ответов по следующим четырем позициям. С одной стороны мы убеждаемся, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи, а с другой, эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план ценности нашего общества.

      Приведем  и другую шкалу ценностей, ориентированную  на выбор предпочитаемых человеческих качеств (см. табл. 2). Здесь также очевидна традиционная иерархия ценностей, что отражает доминирование первых трех позиций.

      Следует отметить рост предпочтения добра и  терпения, умения дружить и жертвовать ради Друга; устойчивое понижение рейтинга индекса «физическая сила», упавшего вдвое за 6 лет, и повышение рейтинга позиции

      «интеллект, образование». Значимыми выглядят индексы  «духовная сила, сила характера», «самостоятельность, независимость», «честь, достоинство». Отметим, что значимость параметров «красота» и «физическая сила» несколько снижается с возрастом, школьники отдают им предпочтение в два раза чаще чем студенты. При этом с возрастом вдвое возрастают значение параметров «интеллект» и в четыре раза – «напористость и энергичность. 

      Вторую  группу предпочтений составили позиции 13-16 таблицы 2. Нужно заметить, что  рейтинг позиции «свобода и раскрепощенность»  резко упал при введении позиции  «самостоятельность и независимость». Быстро возвращает свои позиции, постоянно  возрастая, «утонченность, чувство прекрасного», снижается рейтинг оказавшегося модным принципа «умение жить красиво», еще в 2005г. занимавшего 7-е место.

   

Варианты  ответов

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
 
1. Красота

2. Доброта,  терпение

3. Умение  дружить, жертвовать ради Друга

4. Духовная  сила, сила характера

5.Любовь  к детям

6. Интеллект,  образование

7. Самостоятельность,  независимость

8. Скромность

9. Вежливость  и интеллигентность

10. Честь,  достоинство

11. Физическая  сила

12. Аккуратность  и точность

13. Утонченность, понимание прекрасного

14. Умение  жить красиво (роскошно)

15. Напористость, энергичность

16. свобода  и раскрепощенность 

 
62

50

47

_

35

23

_

29

21

_

45

25

9

26

9

15

 
53

57

55

_

37

26

_

26

33

_

31

30

12

23

12

18

 
46

58

55

37

37

33

32

21

34

_

26

28

15

17

9

3

 
54,9

54,1

53

40

30

30

28

27

23

24

23

21

16

13

8

_

    Таблица 2

 

Отношение студентов к негативным, девиантным формам поведения

Таблица 3
Формы поведения Индекс (пятичленная  шкала от (+2) до (-2))
Ранг
Доля  тех, кто осуждает (в %)
 
Воровство

«Дедовщина»

Шантаж, вымогательство

Наркомания, токсикомания

Мошенничество, обман

Религиозный фанатизм

Решение конфликтов с помощью силы

Национализм

Мат, сквернословие

Злоупотребление алкоголем

Азартные игры на деньги (в т.ч. карты)

Мистицизм

Проституция

Курение

Свободная сексуальная жизнь

 
+1,81

+1,80

+1,80

+1,70

+1,63

+1,36

+1,35

 

+1,33

+1,18

+0,96

+0,85

 

+0,84

+0,83

+,079

+0,04

 
I-III

I-III

I-III

IV

V

VI

VII

 

VIII

IX

X

XI

 

XII

XIII

XIV

XV

 
96

96

96

92

91

80

86

 

83

77

67

60

 

56

64

56

27

 

Обратим внимание на отношение студентов к различным формам поведения, оцениваемым в обществе как негативные, девиантные, не одобряемые (см. табл. 3). Мы видим, что студенты города толерантны к тем формам поведения, которые распространены в студенческой среде и характеризуют сегодня лицо постсоветского общества вообще: пьянству, свободной сексуальной жизни, курению, азартным играм, проституции, мистицизму.

Максимальное  неприятие вызывают те форму девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.

 

Профессиональное  самоопределение студентов

 

                                                                                              Таблица 4

 
Мотивы  выбора
Весь  массив Направления обучения
технич. естеств. экон. гуман.
 
1. Желание получить диплом

2. Престиж, авторитет  вуза

3. Интерес к  профессии

4. Наилучшие  способности именно в                                          этой области

5. Учеба в  специализированном классе,   техникуме

6. Семейная традиция, желание родителей

7. Совет учителей, специалистов по профориентации

8. Перспектива  найти хорошую работу после  вуза

9. Стремление  продлить беззаботный период  жизни

10. Нежелание  идти в армию

11. Другие мотивы

 
9

32

45

33

 

15

22

5

30

15

17

 
14

32

31

23

 

23

20

6

25

19

33

5

 
7

22

56

47

 

20

26

6

18

13

12

3

 
8

50

38

24

 

11

18

2

41

14

8

4

 
6

24

60

43

 

5

26

6

36

14

8

2

 

      Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза (см. табл. 4). В пятерке приоритетных мотивов  – интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей.

      Важное  место в мотивации студентов  отводится надежде в перспективе  найти хорошую работу. Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.

      В число мотивов выбора вуза включен  и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех  вузах, где интерес к профессии  и желание реализовать свои способности  наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.

      Профессиональное  самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза (см. табл. 5).

      В целом четвертая часть студентов  планирует работать в государственном  секторе; 42 % - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.

      Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской  деятельностью.

      Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин – 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать – 16 % студентов.

                                                                                                                         Таблица 5

 
Виды  занятий
Направление обучения
 
технич.
 
естеств.
 
экон.
 
гуман.
Весь  массив
 
1. Работать по специальности в госструктурах

2. Работать по  специальности в коммерческих    структурах

3. Работать не  по специальности в госструктурах

4. Работать не  по специальности в коммерческих  структурах

5. Продолжить  образование

6. Заняться научно-исследовательской работой

7. Работать преподавателем  в школе, вузе

8. Основать свое  дело

9. Посвятить  себя дому, семье

10. Поехать за  границу работать или учиться

11. Другие планы

12. Еще нет  планов на будущее. 

 
18

41

 

5

14

 

5

3

2

23

11

17

7

17

 
32

35

 

3

6

 

18

13

13

15

19

15

4

9

 
18

55

 

4

12

 

14

2

2

28

16

17

5

6

 
31

37

 

0

3

 

10

3

3

23

12

14

4

10

 
24

42

 

3

9

 

11

 

5

23

14

16

5

11

 
 

      Политические  ориентации студентов

 

      Политика  не является приоритетной сферой интересов  и потребностей современных студентов. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.

      Основная  форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.

      Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы.

        

      Досуг студенческой молодежи

 

      Самые доступные социальные площадки для  конкретных дел молодежи – досуг, где можно проявить собственную  самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться.

      Досуг – это не только общение, но и  своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и  в зрелом возрасте считает себя свободным  от обязательств.

      Для молодёжной культуры характерны преимущественно  развлекательно-реактивная направленность в проведении досуга, приоритет потребительских  ориентаций. Исследования, проведенные  в 2007г. в Беларуси, показали, что 26% опрошенных молодых людей предпочитают «ничегонеделание», а 32% - рассматривают стремление «оттянуться» как лучший вариант проведения свободного времени. Если мы к тому же примем во внимание, что 57% молодых людей Беларуси предпочитают основную часть свободного времени отводить просмотрам телепередач, то станет ясно, что одним из каналов распространения стандартов культуры студенчества является вестернизация, главным образом американизация, суженных культурных потребностей и интересов под влиянием видеотриллеров и героинь так называемых «мыльных опер».

Информация о работе Социологическое исследование: "Проблемы культуры"