Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:20, контрольная работа
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три
взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные
социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические
исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или
конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что
позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные
социальные объекты, явления и процессы.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.
|По получаемому
знанию: |
|новизне получаемого
|Новаторские, компиляторские
|знания
|
|типу получаемого
знания|Эмпирические, эмпирико-теоретические,
|
|теоретические
| |Фиксирующие факты, проверяющие гипотезы, |
|роли в науке
сфере |обобщающие,
|
|аналитические, синтезирующие,
|приложения знания |ретроспективные и т. д. Теоретические, |
|
|прикладные,
|
|теоретико-прикладные
|По масштабу объекта | Сплошные, выборочные, локальные, |
|исследования |региональные, отраслевые, общегосударственные, |
|
|международные.
Представленную сущностную классификацию, можно использовать для
характеристики любого социологического исследования. При этом нужно иметь в
виду, что ее
отдельные основания
для того чтобы описать то или иное конкретное исследование, нужно лишь
выделить соответствующие ему элементы по каждому основанию. Например,
социологическое исследование можно охарактеризовать как социально-
экономическое, комплексное, точечное, разведывательное, аналитическое,
коллективное, полевое, информационно обеспеченное, новаторское, прикладное,
обобщающее и
т. д.
2. Общая характеристика программы социологического
исследования
Как уже отмечалось, социологическое исследование — это сложный процесс
познавательной деятельности, в ходе которого социолог (субъект познания)
последовательно осуществляет переход от одних качественных этапов познания
к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к
получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была
специфика конкретного социологического исследования, оно всегда проходит
определенные этапы. В социологии выделяют, как правило, четыре основных
этапа социологического исследования, характеристика которых представлена в
таблице 2. Анализ показывает, что любое социологическое исследование
начинается с разработки его программы, которую можно рассматривать в двух
аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ
научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности
того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа
является определенной методологической моделью исследования, в которой
фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также
способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы,
собственно, и начинается социологическое исследование, то она представляет
собой результат его первоначального этапа.
Таким образом, в процессе разработки программы социологического
исследования создается гносеологическая модель исследования, а также
решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа
социологического исследования должна удовлетворять следующим основным
требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной
полноте, т. е. наличию в ней всех структурных элементов; логичности и
последовательности ее частей и фрагментов; гибкости (она не должна
сковывать творческие возможности социолога); ясности, четкости и понятности
даже для неспециалистов.
Характеристика основных этапов социологического исследования
|Этап
|Содержание
|исследования | | |
|
|Разработка вопросов
|Программирующий|методики и техники |социологического |
|
|социологического
| |Применение методов и техники для |Эмпирическая |
|Информационный |получения массива достоверной и |социологическая |
|
|репрезентативной
|
|информации
|
|Анализ социологической
|Аналитический
|ее обобщение, теоретизация,
| |описание и объяснение фактов, |объекта (явления или |
|
|обоснование тенденций и
|
|закономерностей, выделение
|
|корреляционных и
|
|причинно-следственных связей
|
|Разработка практических
|Практический
|рекомендаций и социальных
|
|технологий
|
|
|
|
Исходя
из того что программа играет
центральную роль в
исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на ее
предназначение и раскрывают ее основное содержание.
1. Методологическая функция заключается в том, что из имеющегося
многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она
определяет ту методологию, которую будет применять социолог.
2. Методическая функция предполагает конкретизацию и обоснование
методов исследования, т. е. получения социологической информации, а также
ее анализа и обработки.
3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня
неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки
программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.
4. Моделирующая
функция состоит в
модели социологического исследования, основных его аспектов, этапов и
процедур.
5. Программирующая функция заключается в разработке программы как
таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского
процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-
исследователя.
6. Нормативная функция указывает на наличие программы, построенной в
соответствии с установленной структурой, как основополагающего требования и
признака научности социологического исследования. Программа задает
нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному
исследованию.
7. Организационная функция предполагает распределение обязанностей
между членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение
труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.
8. Эвристическая функция обеспечивает поиск и получение нового знания,
процесс проникновения в сущность изучаемого объекта, открытие глубинных
пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.
Отсутствие или неполная разработанность программы отличает
спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении
экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется
проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению
корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на
качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные
возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость
социологического
исследования и его результатов
3. Проблемы исследования
Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического,
является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как
правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами
социального процесса. Например, при изучении профессиональной ориентации
учащихся, одним из важнейших характеризующих ее противоречий является
противоречие между профессиональными жизненными планами учащихся и
возможностью их реализации на практике. При этом профессиональные
устремления учащегося могут быть столь нереалистичны или несоизмеримы с его
способностями и возможностями общества, что они заведомо никогда не
воплотятся. В этом случае выпускник школы либо терпит крах, либо
приобретает профессию, которая ему противопоказана, что рано или поздно
приводит его к разочарованию, а также к значительным потерям общества в
целом, и данного индивида в частности. Неоправданно большими оказываются
также общественные затраты как на приобретение выпускниками профессии, к
которой они непригодны, так и на обучение их новым профессиям. Издержки
общества от нерациональных профессиональных перемещений работников огромны,