Социологическое иследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:20, контрольная работа

Краткое описание

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три
взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные
социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические
исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или
конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что
позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные
социальные объекты, явления и процессы.

Оглавление

1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

|По получаемому  знанию: |                                                 |

|новизне получаемого    |Новаторские, компиляторские                      |

|знания                 |                                                 |

|типу получаемого  знания|Эмпирические, эмпирико-теоретические,            |

|                       |теоретические                                    |

|                       |Фиксирующие факты, проверяющие гипотезы,         |

|роли в науке  сфере     |обобщающие,                                      |

|                       |аналитические, синтезирующие, прогностические,   |

|приложения знания      |ретроспективные и т. д. Теоретические,           |

|                       |прикладные,                                      |

|                       |теоретико-прикладные                             |

|По масштабу  объекта    | Сплошные, выборочные, локальные,                |

|исследования           |региональные, отраслевые, общегосударственные,   |

|                       |международные.          

Представленную   сущностную   классификацию,    можно    использовать    для

характеристики  любого социологического исследования. При этом нужно иметь в

виду, что ее отдельные основания практически  не зависят  друг  от  друга.  А

для того чтобы  описать то  или  иное  конкретное  исследование,  нужно  лишь

выделить  соответствующие  ему  элементы  по  каждому  основанию.  Например,

социологическое   исследование   можно   охарактеризовать   как   социально-

экономическое,  комплексное,  точечное,   разведывательное,   аналитическое,

коллективное, полевое, информационно обеспеченное, новаторское,  прикладное,

обобщающее и  т. д. 

       2. Общая характеристика программы социологического исследования 
 

Как уже отмечалось,  социологическое  исследование  —  это  сложный  процесс

познавательной  деятельности, в ходе  которого  социолог  (субъект  познания)

последовательно осуществляет переход от одних качественных  этапов  познания

к  другим,  от  непонимания  сущности  исследуемого  социального  объекта  к

получению  необходимых  и  достоверных  знаний  о  нем.  Какой  бы  ни  была

специфика конкретного  социологического  исследования,  оно  всегда  проходит

определенные  этапы. В социологии  выделяют,  как  правило,  четыре  основных

этапа социологического исследования, характеристика которых  представлена  в

таблице  2.  Анализ  показывает,  что  любое  социологическое   исследование

начинается с разработки его программы, которую можно  рассматривать  в  двух

аспектах.  С  одной  стороны,  она  представляет  собой  основной   документ

научного поиска, по которому можно судить о степени  научной  обоснованности

того или иного  социологического исследования. А с другой стороны,  программа

является  определенной  методологической  моделью  исследования,  в  которой

фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования,  а  также

способы  их  достижения.  Кроме  того,  поскольку  с  разработки  программы,

собственно, и  начинается социологическое исследование, то  она  представляет

собой результат  его первоначального этапа.

    Таким   образом,  в  процессе  разработки   программы   социологического

исследования  создается  гносеологическая  модель  исследования,   а   также

решаются вопросы  его  методологии,  методики  и  техники.  Любая  программа

социологического  исследования  должна  удовлетворять   следующим   основным

требованиям:    теоретико-методологической    обоснованности;    структурной

полноте, т. е. наличию  в  ней  всех  структурных  элементов;  логичности  и

последовательности  ее  частей  и  фрагментов;  гибкости  (она   не   должна

сковывать творческие возможности социолога); ясности, четкости и  понятности

даже для неспециалистов.

                                                                   Таблица 2

Характеристика  основных этапов социологического исследования

|Этап           |Содержание                        |Результат             |

|исследования   |                                  |                      |

|               |Разработка вопросов методологии,  |Программа             |

|Программирующий|методики  и техники                |социологического      |

|               |социологического исследования     |исследования          |

|               |Применение методов и техники  для  |Эмпирическая          |

|Информационный |получения  массива достоверной и   |социологическая       |

|               |репрезентативной социологической  |информация            |

|               |информации                        |                      |

|               |Анализ социологической информации,|Описание  и объяснение |

|Аналитический  |ее обобщение, теоретизация,       |изучаемого социального|

|               |описание и объяснение фактов,     |объекта (явления или |

|               |обоснование тенденций и           |процесса)             |

|               |закономерностей, выделение        |                      |

|               |корреляционных и                  |                      |

|               |причинно-следственных связей      |                      |

|               |Разработка практических           |Модель практического  |

|Практический   |рекомендаций и социальных         |преобразования        |

|               |технологий                        |изученного социального|

|               |                                  |объекта(явления или   |

|               |                                  |процесса)             | 

    Исходя  из того что программа играет  центральную роль в  социологическом

исследовании,  важно  сформулировать  функции,  которые  указывают   на   ее

предназначение  и раскрывают ее основное содержание.

    1. Методологическая  функция  заключается  в   том,  что  из  имеющегося

многообразия  концептуальных  подходов  и  аспектов  видения   объекта   она

определяет ту методологию, которую будет применять  социолог.

    2.  Методическая  функция  предполагает  конкретизацию  и   обоснование

методов исследования, т. е. получения социологической  информации,  а  также

ее анализа  и обработки.

    3.    Гносеологическая    функция    обеспечивает    снижение    уровня

неопределенности  в  понимании   исследуемого   объекта   после   разработки

программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.

    4. Моделирующая  функция состоит  в  представлении   объекта  как  особой

модели  социологического  исследования,  основных  его  аспектов,  этапов  и

процедур.

    5. Программирующая   функция  заключается  в   разработке  программы  как

таковой,  представляющей  собой  специфическую   модель   исследовательского

процесса,  которая  оптимизирует  и  упорядочивает  деятельность  социолога-

исследователя.

    6. Нормативная  функция указывает на наличие   программы,  построенной  в

соответствии  с установленной структурой, как  основополагающего требования  и

признака   научности   социологического   исследования.   Программа   задает

нормативные требования социологической  науки  по  отношению  к  конкретному

исследованию.

    7.  Организационная  функция   предполагает  распределение   обязанностей

между  членами  исследовательского  коллектива,  разделение  и  упорядочение

труда каждого  социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.

    8. Эвристическая  функция обеспечивает поиск и получение нового  знания,

процесс проникновения  в  сущность  изучаемого  объекта,  открытие  глубинных

пластов, а также  переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.

    Отсутствие   или   неполная    разработанность    программы    отличает

спекулятивные  и  недобросовестные  исследования.  Поэтому  при   проведении

экспертизы качества социологического исследования особое внимание  уделяется

проверке научной  состоятельности  его  программы.  Невнимание  к  построению

корректной и полной в научном плане  программы  существенно  сказывается  на

качестве  проводимого  исследования,   значительно   сужает   познавательные

возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную  значимость

социологического  исследования и его результатов 

                          3. Проблемы исследования 

Исходным пунктом  всякого  исследования,  в  том  числе  и  социологического,

является проблемная ситуация, складывающаяся  в  реальной  жизни.  Она,  как

правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо  элементами

социального процесса. Например,  при  изучении  профессиональной  ориентации

учащихся,  одним  из  важнейших  характеризующих  ее  противоречий  является

противоречие  между  профессиональными   жизненными   планами   учащихся   и

возможностью  их  реализации  на   практике.   При   этом   профессиональные

устремления учащегося  могут быть столь нереалистичны  или несоизмеримы с  его

способностями  и  возможностями  общества,  что  они  заведомо  никогда   не

воплотятся.  В этом  случае  выпускник школы либо   терпит   крах,   либо

приобретает профессию, которая ему  противопоказана,  что  рано  или  поздно

приводит его  к разочарованию, а также  к  значительным  потерям  общества  в

целом, и данного  индивида в  частности.  Неоправданно  большими  оказываются

также общественные затраты как на  приобретение  выпускниками  профессии,  к

которой они  непригодны, так и на  обучение  их  новым  профессиям.  Издержки

общества от нерациональных профессиональных перемещений  работников  огромны,

Информация о работе Социологическое иследование