Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:18, контрольная работа
Заметный вклад в развитие социологии внес немецкий мыслитель Макс Вебер (1864— 1920). Обучался в Гейдельбергском университете юриспруденции, политической экономии, экономической истории, политике. С 1884 - профессор того же университета. В 1898 душевное расстройство вынуждает отказаться от преподавания, но он продолжает много писать и исследовать. В 1910 г. он основал Немецкое социологическое общество. Преподавательскую и научную деятельность он совмещал с практической политикой – выполнял различные официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке проекта Веймарской конституции. Принимал участие в работе ряда международных конгрессов социальных наук, издавал журнал «Архив социальной науки и социальной политики». Умер Макс Вебер 14 июня 1920 года в Германии.
I. Введение
1. Краткие биографические сведения
2. Идейно – теоретические предпосылки становления социологии Вебера
II. 1. «Понимающая социология» как метод социального познания
1.1. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук
1.2. Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания
1.3. Концепция идеальных типов
2. Тория рациональности Вебера
2.1. Анализ общества по характеру действий его членов
2.2. Бюрократия и границы рационального
2.3. Иррациональная рациональность
III. Заключение
1. Философское значение идей Макса Вебера
2. Актуальность веберовских идей в России
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ
АЛТАЙСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Дисциплина: СОЦИОЛОГИЯ
Тема: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
М.ВЕБЕРА
Выполнила студентка (5331/1-1)
Г
Проверил: Семилет Т.А.
Оценка:
Подпись:
БАРНАУЛ 2011
Содержание
I. Введение
1. Краткие биографические сведения
2. Идейно – теоретические предпосылки становления социологии Вебера
II. 1. «Понимающая социология» как метод социального познания
1.1. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук
1.2. Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания
1.3. Концепция идеальных типов
2. Тория рациональности Вебера
2.1. Анализ общества по характеру действий его членов
2.2. Бюрократия и границы рационального
2.3. Иррациональная рациональность
III. Заключение
2.
Актуальность веберовских
идей в России
I. Ввведение
1. Краткие биографические сведения
Заметный вклад в развитие социологии внес немецкий мыслитель Макс Вебер (1864— 1920). Обучался в Гейдельбергском университете юриспруденции, политической экономии, экономической истории, политике. С 1884 - профессор того же университета. В 1898 душевное расстройство вынуждает отказаться от преподавания, но он продолжает много писать и исследовать. В 1910 г. он основал Немецкое социологическое общество. Преподавательскую и научную деятельность он совмещал с практической политикой – выполнял различные официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке проекта Веймарской конституции. Принимал участие в работе ряда международных конгрессов социальных наук, издавал журнал «Архив социальной науки и социальной политики». Умер Макс Вебер 14 июня 1920 года в Германии.
Учение Макса Вебера относится главным образом к политэкономии и истории социологии. Однако связь идей Макса Вебера с философией и их влияние на философию XX в. столь велики, что представляется необходимым хотя бы кратко рассказать о жизни и сочинениях М. Вебера и его идеях.
В своих трудах он развил многие идеи неокантианства, однако его воззрения не сводились к этим идеям. М.Вебер принял от этого направления идею о ценностном подходе. Под влиянием неокантианских взглядов М.Вебер приходит к выводу: в культурологических науках интерес представляет то, что частное отличает от общего, в естественных науках - что общего у одного частного с другим. М.Вебер считал, что основа наук о духе - понимание может быть поставлена на службу объяснению. На философско-социологические взгляды Вебера оказали влияние выдающиеся мыслители разных направлений. Вебер известен исследованиями по истории европейской культуры.
М.Вебер считал, что социальная философия, которую он характеризовал как теоретическую социологию, должна изучать, прежде всего, поведение и деятельность людей, будь то отдельный человек или группа. Отсюда основные положения его социально-философских воззрений укладываются в созданную им теорию социального действия. По Веберу, социальная философия призвана исследовать взаимоотношения всех сфер человеческой деятельности - экономической, правовой, нравственной, религиозной и др. Общество предстает как взаимодействие личностей и социальных групп на основе согласования их интересов, языка, религии, морали.
М.Вебер вырабатывал связь между религиозным убеждением и духом капитализма. Этот дух капитализма - прежде всего, дух этики профессионализма. Смысл этой этики - в призыве служить некоторому делу, где призвание выше личностного. М.Вебер считал, что религия содействовала утверждению рационализма. Это убеждение противоречит взглядам Маркса и Ницше. Религия трактуется как иррациональное у Маркса, Ницше подвергает критике всякие моральные принципы.
С другой стороны, М.Вебер признавал противоречие между капиталистическим рационализмом и стремлением христианской этики к людскому братству на земле. Примером этого может стать Нагорная проповедь Христа. Но М.Вебер считал, что невозможно управлять миром, руководствуясь этой этикой. Несмотря на это, М. Вебер тепло относился к взглядам Л.Н.Толстого, который пытался преодолеть рационализм мира. М.Вебер считал его примером человеколюбия и братства. Но в мире жесткой конкуренции очень трудно снять напряженность между экономическими требованиями эффективности и справедливым распределением. Такая напряженность в обществе существовала всегда и с ней приходится жить. Таким образом, религиозная этика была катализатором аскетического духа капитализма, но впоследствии развитие капитализма шло своим самостоятельным путем.
Сам Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Объективность социально-научного и социально-политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия», «Хозяйственная этика мировых религий», "Социология религии», «Политика как призвание и профессия», «Наука как профессия», «Аграрная история древнего мира», «О буржуазной демократии в России», «К истории торговых обществ в средние века».
В основе методологии Вебера, опирающейся на неокантианскую гносеологию, - разграничение опытного знания и ценностей. Веберу присущ широкий культурологический подход к общественным проблемам.
Актуальность изучения социологических взглядов Макса Вебера представляет существенный интерес. Прежде всего, потому, что его труды в значительной мере определили направления развития социально-научного знания, разработал теорию "социальных типов".
Не игнорируя другие формы познания социальной действительности, Вебер предпочитал ее научный анализ. Это касается, прежде всего, экономических и политических явлений и процессов. Он исходил из того, что «признаком научного познания является объективная значимость его выводов, т.е. истина». С позиции истины, считает Вебер, мировоззрение человека связано с «интересами своего класса».
Как
видно, Макс Вебер касался в своих
трудах широкого круга проблем социальной
философии. Нынешнее возрождение интереса
к его учению происходит потому,
что он высказал глубокие суждения
о решении сложных социальных проблем,
которые волнуют нас сегодня.
2. Идейно-теоретические предпосылки становления социологии Вебера
Социологическая концепция Вебера тесно связана с другими социологическими системами, характерными для прошлого века. В то время ведущие позиции занимал структурный функционализм позитивистского толка, отстаивающий необходимость распространения рационализма на познание социальных явлений, на исследование их самих с помощью методов, характерных для естественных наук. Исторические события рассматривались независимо от намерений людей, а сами индивиды – как соучастники заранее предопределенных событий.
Не принял Вебер и использование естественнонаучных подходов для анализа общества, подчеркивая то, что в отличие от неизбежных связей между явлениями неживой природы, в обществе действуют качественно иные причинные связи и для их познания нужна другая методология. При этом Веберу импонировала идея рационализма, которая обрела иное содержание и стала центральной в его взгляде на историю и будущее человеческих обществ.
Определенное влияние на социологические воззрения Вебера оказала марксистская социология, в частности, ряд соображений К. Маркса об обществе как арене противоборствующих социальных групп, где каждая имеет свои экономические интересы, свои ценностные ориентации, соответствующие социально-экономическому положению и определенным взглядам на окружающий мир. Но при этом им была дана позитивная критика материалистического понимания истории, в которой социолог показал значимость идеальных факторов – религиозных, идейно-нравственных ориентиров для поведения людей и высказался за то, чтобы социология раскрывала всю сложную систему причинных связей социальной реальности, существующей не только объективно, но и создающейся субъективно благодаря мыслям и действиям индивидов.
Наконец, следует отметить влияние философской школы неокантнианства, представители которой проводили радикальное различие, с одной стороны, между внешним миром, который мы познаем, и познающим сознанием, а с другой – между ценностью и ее оценкой.
Социология
по Веберу - наука, которая занимается
социальными действиями, толкуя и понимая
эти действия. Таким образом, социальные
действия - это предмет изучения. Толкование,
понимание метод, благодаря которому причинно
объясняются явления. Тем самым понимание
является средством объяснения. На первый
взгляд все очень просто. Социология образует
типовые понятия и ищет общие правила
совершающегося, противоположно исторической
науке, которая стремится объяснить только
частные события. В этом смысле социология
- генеризирующая науку, история - индивидуализирующая.
Итак, существует две пары понятий важные
для объяснения предмета социологии. Понимать
и объяснять. Генеризировать и индивидуализировать.
Эти понятия друг другу не противоречат,
но дополняют.
II. 1. «Понимающая социология» как метод социального познания
1.1. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук
Макс Вебер одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и социальными науками: если задача первых состоит в открытии детерминистских законов, то задача вторых – дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны.
По Веберу, отличие естественных наук от наук социальных, прежде всего, состоит в том, что они по-разному трактуют причинность. Причинность в социальных науках означает вероятность, что событие произойдет или что одно событие зависимо от другого. В этой связи, по Веберу, человеческое общество не есть нечто «исторически неизбежное», а результат «множества возможностей».
Важно отметить тот факт, что понимающая социология Макса Вебера стала родоначальницей целой традиции в социологическом мышлении, которую можно назвать традицией понимающей социологии.
Принципиальное
же отличие социальных наук от естественных,
по Веберу, заключается в способности
первых дать понимание социальным явлениям,
так или иначе имеющих отношение к мысли,
к рациональности. «Социологическое объяснение,
- писал он, - ставит своей целью именно
рациональное толкование». Естественные
науки просто не имеют дела с пониманием
поведения физических тел, ибо в их движении
мысль отсутствует. Вместе с тем, социальные
науки, имея свою специфику, обладают общими
качествами, характерными для наук вообще.
Так, социология является научной дисциплиной
благодаря тому факту, что люди действуют
рационально, по крайней мере, значительную
часть времени и это позволяет осуществлять
типизацию их поведения, систематизацию
собственно социальных фактов.
1.2. Социальные действия: смысл, типизация и методы понимания
М. Вебер разработал концепцию и методику "понимающей социологии". Интересами его научной деятельности являются теория и методы познания, понятие и мотивы социального действия, вопросы социального отношения, типы социального поведения и многое другое. Помимо этого Вебер представляет собой достаточно редкий тип исследователя, стремящегося примирить два противоположных мира рационального и эмоционального, соотнеся их при этом на уровне науки.