Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:20, контрольная работа
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три
взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные
социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические
исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или
конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что
позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные
социальные объекты, явления и процессы.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.
|
|Степень осведомленности
наблюдаемых |
|о наблюдении |Инкогнито |
|Регламентированность
|времени проведения
|
|
Каждый вид социологического наблюдения имеет свои достоинства и
недостатки. Задача социолога состоит в том, чтобы выбрать или
модифицировать вид наблюдения, максимально соответствующий природе и
особенностям изучаемого объекта. Так. при помощи неконтролируемого
наблюдения исследуются в основном реальные жизненные ситуации в целях их
описания. Этот вид наблюдения весьма феноменологичен, проводится без
жесткого плана и носит поисковый, разведывательный характер. Он позволяет
лишь "нащупать" проблему, которую впоследствии можно будет подвергнуть
контролируемому наблюдению. Последнее носит более строгий характер и
заключается в контроле, увеличении количества наблюдателей, проведении
серий наблюдений и т. д.
Включенное и не включенное наблюдения различают как наблюдение
"изнутри" и "со стороны". При включенном наблюдении наблюдатель становится
полноправным членом группы, которую он изучает. При этом создаются условия
для фиксации интимных сторон поведения членов социальной группы. Такое
наблюдение требует от наблюдателя высокой квалификации и существенных
жизненных самоограничений, поскольку ему приходится разделять образ жизни
исследуемой группы. Вот почему примеров использования этого вида наблюдения
в практике социологических исследований немного. Кроме того, при включенном
наблюдении может специфически проявляться субъективность наблюдателя; в
результате привыкания к алгоритмам жизни наблюдаемых он начинает их
оправдывать, тем самым теряя объективность.
Так, в результате одного из первых включенных наблюдений за жизнью
бродяг, проведенного американским социологом Дж. Андерсоном, который в
течение многих месяцев скитался с бродягами по стране, были зафиксированы
не только уникальные особенности их образа жизни, но и наметились попытки
оправдать стандарты "бродяжьей жизни". Известны также исследования при
помощи включенного наблюдения жизни "хиппи", иностранных рабочих, люмпенов,
религиозных сект и т. п. В России включенное наблюдение успешно применял В.
Ольшанский при изучении ценностных ориентации молодых рабочих длительное
время работавший слесарем-сборщиком на заводе.
Не включенным называют наблюдение как бы со стороны, когда
исследователь не становится равноправным участником исследуемой группы и не
оказывает влияния на ее поведение. По процедуре оно значительно проще, но
более поверхностно, затрудняет учет мотивов и побуждений, использование
самонаблюдения.
Между тем фиксируемая
лишена привнесенного действия со стороны социолога.
Неструктурированное наблюдение основывается на том, что исследователь
не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса он будет
наблюдать. В этом случае наблюдение осуществляется за объектом в целом,
выясняются его границы, элементы, проблемы и т.д. Оно применяется, как
правило, на первоначальных этапах исследования для "пристрелки" проблем, а
также в монографических исследованиях.
Структурированное наблюдение, в отличие от неструктурированного,
предполагает четкое предварительное определение того, что и как нужно
наблюдать. Оно применяется в основном при описании ситуаций и проверке
рабочих гипотез.
Полевое наблюдение ориентировано на реальные жизненные ситуации, а
лабораторное — на специально созданные условия. Первый вид наблюдения
осуществляется при изучении объекта в естественных условиях и используется
при социологической разведке, а второй позволяет обнаружить качества
обследуемых, не проявляющие в реальной жизни, и фиксируемые лишь при
экспериментальных исследованиях в лабораторных условиях.
Открытым
наблюдением называют такое,
самом факте наблюдения, что может привести к элементам субъективности
результата из-за неестественности их поведения и влияния, оказываемого на
них наблюдателем. Для достоверности оно требует повторных наблюдений со
стороны различных наблюдателей, а также учета времени адаптации обследуемых
к наблюдателю. Такое наблюдение применяется на разведывательных фазах
исследования.
Что
касается наблюдения инкогнито,
включенного тем, что социолог, находясь в исследуемой группе, наблюдает со
стороны (он замаскирован) и не оказывает влияния на ход событий. В
зарубежной социологии существует терминологическое сочетание
"замаскироваться под фонарный столб". Дело в том, что человеку свойственно
не фиксировать привычное, отношение к которому напоминает отношение к
фонарному столбу, не замечаемому во время прогулки. Этот феномен зачастую
используется социологами, "фонарными столбами" для которых являются
привычные людям социальные роли: командированного, стажера, студента на
практике и т. д. Результаты наблюдений в этом случае носят более
естественный характер, но иногда людей приходится приучать к новому
"фонарному
столбу".
Социологическое наблюдение в зависимости от его видов в большей или меньшей
степени поддается программированию. В структуре метода наблюдения принято
выделять такие элементы: 1) установление объекта и предмета наблюдения, его
единиц, а также определение цели и постановка исследовательских задач; 2)
обеспечение доступа к наблюдаемым ситуациям, получение соответствующих
разрешений, завязывание контактов с людьми; 3) выбор способа (вида)
наблюдения и разработка его процедуры; 4) подготовка технического
оборудования и документов (тиражирование карточек наблюдения, протоколов,
инструктаж наблюдателей, подготовка фото- или телекамер и т. д.); 5)
проведение наблюдения, сбор данных, накопление социологической информации;
6) запись результатов наблюдений, которая может выполняться в виде:
кратковременных записей "по горячим следам"; заполнения специальных
карточек (к примеру, для наблюдения за появившимся в группе новичком, а
также за поведением его ближайшего окружения можно использовать модель
карточки наблюдения, представленную в табл. 5); заполнения протоколов
наблюдения, являющихся расширенным вариантом карточек наблюдения; ведение
дневника наблюдения; использование видео-, фото-, кино- и звуковой
аппаратуры; 7) осуществление контроля за наблюдением, предполагающее:
обращение к
документам; проведение повторных наблюдений;
Модель карточки наблюдения[1]
|Новый
| |Реакция учащихся
|элемент
|Реакция |
|ситуации |новичка
|
| | |Сосед по |Сидящие |Сидящие | |
| | |парте |сзади |спереди | |
|Появление |Ведет |Проявляет |А совершенно|В совершенно|Б украдкой |
|на |себя |любопытство,|спокоен, |спокоен, |следит за |
|уроке |спокойно| |Б делает |Г часто |новичком |
|новичка | |пытается |вид, |оглядывается| |
| | |заговорить с|что не | | |
| | |новичком |замечает |на новичка | |
|
| |
|новичка |
| |
обращение к другим подобным исследованиям; 8) составление отчета о
проведении наблюдения, который должен содержать основные положения
программы наблюдения; характеристику времени, места и ситуации; информацию
о способе наблюдения; подробные описания наблюдаемых фактов; интерпретацию
результатов наблюдения.
Таким
образом, в самом общем виде
процедура социологического
предусматривает
такой порядок
1. Определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать и с какой
целью?).
2. Выбор объекта и предмета наблюдения (что наблюдать?).
3. Выбор ситуации наблюдения (в каких условиях наблюдать?).
4. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?).
5. Выбор способа регистрации наблюдаемого события (как вести записи?).
6. Обработка и интерпретация полученной при помощи наблюдения
информации (каков результат?).
Без четкого ответа на все эти вопросы эффективно осуществить
социологическое наблюдение затруднительно. При всей привлекательности
наблюдения как метода сбора социологической информации, его сравнительной
простоте у него, как уже отмечалось, есть немало слабых мест. Прежде всего