Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:20, контрольная работа
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три
взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные
социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические
исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или
конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что
позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные
социальные объекты, явления и процессы.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.
Анализ показывает, что дальнейшее развитие социологической науки в
Украине в значительной мере будет зависеть от политической и экономической
ситуации в стране, положения и роли науки в обществе, а также кадровой и
финансовой политики государства. В ближайшем будущем отечественная
социология (как и мировая) более четко определит свой предмет, отличный от
предметов других наук, а также более предметно займется собственным делом,
не подменяя другие науки, и, кроме того, институциализируется не только
организационно, но и концептуально, методологически.
В этой связи в ближайшей перспективе следует ожидать проявления и
другой тенденции в отечественной социологии — переориентации с традиционных
связей с другими науками по объекту на связи по методу, т. е. освоения
принципов, подходов и методов, разработанных в других научных дисциплинах,
таких как синергетика, теория развития, теория систем, теория деятельности,
теория организации, теория информации и др.
От последней тенденции в той или иной мере будет зависеть разработка
методологических и методических подходов как в теоретической, так и в
прикладной социологии, в которой останутся актуальными методологические
проблемы "перевода" социологических категорий с теоретического уровня на
эмпирический, а также трансформация социологических концепций, моделей и
методов с целью более эффективного их применения в области социальных
технологий.
Что
касается методов и методики
социологических исследований,
недалеком будущем от отечественных социологов следует ожидать роста усилий,
связанных с поиском получения надежных данных, а также создания широких
сетей интервьюеров, что позволит проводить социологические исследования в
мониторинговом режиме. Более широко будут применяться качественные методы
анализа социологических данных, а также компьютерный контент-анализ и
ассистируемое компьютером интервью. Кроме того, в начале третьего
тысячелетия следует ожидать создания мощных сетей телефонного интервью.
Наряду с исследованиями по всеукраинским (общенациональным) выборкам
все большее распространение получат региональные исследования, т. е.
исследования по выборкам, представительным для регионов Украины. Вместе с
анкетными опросами значительно чаще будут использоваться так называемые
гибкие методы сбора эмпирических данных: углубленные интервью,
фокусированные беседы и т. п. Можно также ожидать более широкого
распространения поисковых (без жестких гипотез) и специальных
методологических и методических исследований. При этом не менее
эффективными как для прикладной, так и для теоретической социологии могут
оказаться локальные, оперативные и компактные эмпирические исследования
различных сторон реформирования общественной жизни (естественно, при
достаточно высоком уровне их научной организации и проведения).
Несомненный интерес будет по-прежнему представлять этическая сторона
как социологической науки, так и практической деятельности отечественных
социологов.
Тестовое
задание.
2.1. - Г
2.2. - А
2.3. - Б
2.4. - Г
2.5. 1)-Г, 2) –А, 3) –Б, 4) - В
2.6. - Б
2.7. 1)-Б, 2) –Г, 3) –А, 4) - В
2.8.- А
2.9. - Б
2.10. - В
Литература:
1. Ю. П. Сурмин Н.В. Туленков "Методология и методы социологических
исследований"
2. Г.
В. Щекин "Система
3. Н. П. Лукашевич Н. В. Туленков "Социология"
-----------------------
[1] Модель карточки наблюдения, которое осуществляет учитель на уроке
литературы (А, Б,
В, Г— ученики класса).
-----------------------