Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:20, контрольная работа
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три
взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные
социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические
исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или
конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что
позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные
социальные объекты, явления и процессы.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский
государственный университет
Номер группы:
УППО12
Наименование
специальности:
Управление персоналом
Студент:
Пехтелева Кристина
Олеговна
Номер зачетной
книжки (студенческого билета): 112110
Учебная дисциплина:
Социология
Кафедра:
Номер варианта
контрольной работы:
10
Дата регистрации
институтом: «
»
2012 г.
Дата регистрации кафедрой: « » 2012г.
Проверил:
2012 год
Введение.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика
программы социологического
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.
Введение.
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три
взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные
социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические
исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или
конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что
позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные
социальные объекты, явления и процессы.
Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов,
ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности
социологического. Однако не всякое исследование в области социологии
является собственно социологическим. Их важно различать потому, что сегодня
часто приходится встречаться с произвольным толкованием такого
исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той
или иной обществоведческой проблемы (особенно если при этом используются
опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием.
Последнее, по мнению российского социолога Э. Тадевосяна, должно опираться
на использование специфических для социологии конкретных научных методов,
приемов и процедур при изучении социальных фактов и эмпирического
материала. Вместе с тем неправомерно сводить социологическое исследование
только к сбору первичных эмпирических данных, к социологическому
обследованию, поскольку это всего лишь один из этапов, хотя и очень важный,
социологического исследования.
В
широком смысле
систематической познавательной деятельности, направленной на исследование
социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой
информации и
выявления закономерностей
методов и процедур, принятых в социологии.
В
более узком смысле
систему логически последовательных методологических, методических и
организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить
точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или
процессе.
Иными словами, социологическое исследование — это специфическая
разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"),
рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и
опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной
информации, которые приняты в социологии.
При этом любое социологическое исследование предполагает несколько
этапов. Первый, или этап подготовки, состоит в обдумывании целей,
составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения
исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической
информации. Второй этап предусматривает сбор первичной социологической
информации — собранных необобщенных сведений в различных формах (записей
исследователей, выписок из документов, отдельных ответов опрашиваемых, и т.
д.). Третий этап заключается в подготовке собранной в ходе социологического
исследования (анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа и
других способов) информации к обработке, составлении программы обработки и
собственно обработке полученной информации на ЭВМ. И, наконец, четвертый,
или заключительный этап — это анализ обработанной информации, подготовка
научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов и
выработка рекомендаций и предложений для заказчика или иного субъекта
управления, выступившего инициатором проведения социологического
исследования.
Как известно, типология — это научный метод, основу которого составляет
расчленение объектов, явлений или процессов и их группирование по общности
каких-либо признаков. Необходимость определения типов социологического
исследования диктуется, прежде всего, тем, что уже в самом начале его
проведения перед социологом возникают вопросы относительно выделения
общего, особенного или неповторимого в исследовании социальных объектов,
явлений или процессов общественной жизни. Если ему удается обоснованно
идентифицировать свое исследование с имеющимися видами, то это позволяет
более эффективно использовать уже накопленный другими исследователями опыт
при организации и проведении конкретно-социологического исследования.
Социологические исследования подразделяются по многим основаниям, и
поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Так,
по характеру добываемого социологического знания различают исследования
теоретические и эмпирические (конкретные). Для теоретических
социологических исследований решающее значение имеет глубокое обобщение
накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре
эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического
материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения,
опроса, анализа документов, данных статистики и других способов получения
информации) и его первичная обработка, включая и начальный уровень
обобщения. Однако было бы ошибкой разрывать, а тем более противопоставлять
эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Это две
стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно
взаимодействующие, дополняющие друг друга и взаимообогащающиеся.
В зависимости от того, проводятся они однократно или многократно,
социологические исследования подразделяются на разовые и повторные. Первые
позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-
либо социального объекта, явления или процесса в данный момент. Вторые
используются для выявления динамики, изменений в их развитии. Количество
повторных социологических исследований и временные интервалы между ними
определяются их целями и содержанием. Разновидностью повторного
социологического исследования является панельное, когда один и тот же
социальный объект изучается по идентичной программе и методике через
определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность
установить тенденции его развития. Наиболее наглядный пример панельного
социологического исследования — периодические переписи населения.
По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глубине
анализа социального явления или процесса социологические исследования
подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические.
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование наиболее
простое; с его помощью можно решать весьма ограниченные задачи. По сути,
это "обкатка" инструментария, т. е. методических документов: анкет, бланков-
интервью, опросных листов, карточек наблюдения или карточек изучения
документов. Программа такого исследования, как и сам инструментарий,
упрощена. Обследуемые совокупности сравнительно невелики: от 20 до 100
человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое
изучение той или иной проблемы. В ходе его проведения уточняются цели и
задачи, гипотезы и предметная сфера, вопросы и их формулировка. Особенно
важно такое исследование проводить тогда, когда проблема изучена
недостаточно или вообще ставится впервые. С помощью разведывательного
исследования получают оперативную социологическую информацию об изучаемом
социальном объекте, явлении или процессе.
Описательное исследование — более сложный социологический анализ. С его
помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное
представление об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Обычно
это исследование проводится тогда, когда объектом анализа является