Социологическое иследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:20, контрольная работа

Краткое описание

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три
взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные
социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические
исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или
конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что
позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные
социальные объекты, явления и процессы.

Оглавление

1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

сравнительно  большая  совокупность,  отличающаяся  различными  свойствами  и

характеристиками (например, трудовой  коллектив  крупного  предприятия,  где

работают люди разных  профессий,  пола,  возраста,  имеющие  различный  стаж

работы, и т.  д.).  Выделение  в  структуре  объекта  изучения  относительно

однородных групп (например,  по  уровню  образования,  возрасту,  профессии)

позволяет оценить  и сравнить интересующие социолога характеристики,  выявить

наличие или  отсутствие связей между ними. В  описательном исследовании  могут

быть  применены  один  или  несколько  методов  сбора  эмпирических  данных.

Сочетание   различных   методов    повышает    достоверность    и    полноту

социологической информации, позволяет сделать более  глубокие выводы и  более

обоснованные  рекомендации.

    Аналитическое  исследование — наиболее сложный   социологический  анализ,

позволяющий не только описывать элементы  изучаемого  объекта,  явления  или

процесса, но и  выявлять их причины.  Поиск  причинно-следственных  связей  —

основное назначение данного исследования.  Если  описательным  исследованием

устанавливается лишь связь между  характеристиками  изучаемого  явления,  то

аналитическим выясняется, носит ли  эта  связь  причинный  характер,  и  что

является основной причиной, определяющей то или иное социальное  явление.  С

помощью  аналитического  исследования   изучается   совокупность   факторов,

обусловливающих данное явление. Обычно их классифицируют как основные  и  не

основные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.  д.

Аналитическое исследование невозможно без детально  разработанной  программы

и четко отшлифованного инструментария. Обычно  такое исследование  проводят

после разведывательного  и описательного, в ходе которых  собирают  сведения,

дающие предварительное  представление об  определенных  элементах  изучаемого

социального объекта, явления или процесса. Аналитическое  исследование  чаще

всего носит  комплексный  характер.  По  используемым  методам  оно  намного

разнообразнее, чем разведывательное и описательное.

    В  специальной социологической литературе  описаны  и  другие  подходы   к

выделению  типологии   социологического   исследования.   Особого   внимания

заслуживает  подход  российского  социолога  В.  Ядова,   который   выделяет

следующие виды социологических исследований:  ориентированные  на  различные

аспекты социального  планирования  и  управления  общественными  процессами,

теоретико-прикладные,  практическое  значение   которых   выявляется   через

систему дополнительных (инженерных) разработок;  теоретико-методологические,

оперативные на предприятиях и в учреждениях, с  помощью  которых  анализируют

местные проблемы с целью нахождения оптимальных способов их разрешения.

    Некоторые   исследователи  различают   социологические  исследования   по

сферам общественной жизни, например на  социально-экономические,  социально-

политические, социально-педагогические, социально-психологические  и  т.  д.

Определенный  интерес представляет подход украинского  социолога  Г.  Щёкина,

который   эмпирические    и    прикладные    социологические    исследования

классифицирует  так  пилотажные,  направленные  на  проверку   эффективности

инструментария; полевые, ориентированные на изучение  объекта  в  нормальных

естественных  условиях, в повседневной обстановке; с  обратной  связью,  цель

которых  —  привлечь  коллектив  к  участию  в  решении  стоящих  перед  ним

практических  проблем; панельные, предполагающие  повторное изучение  одного

объекта через  определенные интервалы времени; лангитюдные  как  разновидность

повторных, когда  ведется  длительное  периодическое  наблюдение  за  одними

лицами или  социальными объектами; сравнительные, когда в качестве  основного

приема  используют   сопоставление   информации   о   различных   социальных

подсистемах, периодах исторического развития, исследованиях  разных  авторов;

междисциплинарные, предполагающие  сотрудничество  представителей  различных

научных дисциплин  в решении комплексной проблемы.

    Российские  социологи М.  Горшков  и   Ф.  Шереги  попытались  выработать

основной критерий для классификации социологических  исследований,  взяв  за

основу их логическую структуру и ориентацию на практику. Они выделяют  такие

социологические исследования: разведывательные,  оперативные,  описательные,

аналитические,  экспериментальные.  Все  опросы  эти  социологи   сводят   к

анкетированию и  интервьюированию.  В  зависимости  от  источника  первичной

социологической  информации  они   подразделяют   опросы   на   массовые   и

специализированные,  отдельно  выделяя  также  социологические   наблюдения,

анализ документов, точечные и панельные исследования.

    Отмеченные  классификации, несомненно, имеют определенную  ценность  для

практики  проведения   социологических   исследований.   Однако   достаточно

выражены  также  их  недостатки.  Так,  нередко  они  осуществляются   путем

смешения различных  оснований и классификационных  признаков. Но  основной  их

недостаток состоит  в том, что они опираются не на все компоненты  выделенной

системы  познавательного  процесса,  а  поэтому   зачастую   отражают   лишь

отдельные  сущностные  моменты  исследований,  не   охватывая   всех   видов

социологических исследований 

Принятые в  социологии классификации  социальных  объектов  различаются,  как

правило,  глубиной  проникновения  в  их  сущность.  Условно   классификации

социальных  объектов  делятся  на  сущностные  и  несущностные.   Сущностные

основываются   на   концептуальном   осмыслении   природы   классифицируемых

объектов. Таких  классификаций, как показывает анализ, сравнительно  немного,

но  все  они  прочно  закрепились  в  социологической  науке.   Несущностные

классификации  основаны  на  объектах,  глубокое  проникновение в сущность

которых довольно проблематично. Следовательно, эти  классификации  не  лишены

определенной  поверхностности,   что   объясняется   недостаточным   уровнем

понимания классифицируемых объектов и проникновения в их сущность.

      Как   показывает   проведенный   анализ,   в   основу    классификации

социологических   исследований   можно    положить    концепцию    структуры

социологического   исследования.   При   таком   подходе   основаниями   для

классификации социологических  исследований  являются  структурные  элементы

социального  познания:  предмет  исследования,  его  метод,   тип   субъекта

исследования, условия  и предпосылки исследования, получаемое знание.  Каждое

из этих оснований, в свою очередь, подразделяется на ряд подоснований  и  т.

д. Предлагаемая сущностная классификация видов  социологических  исследований

приведена в  таблице 1. 
 
 
 
 

                                                                  Таблица 1.

Сущностная классификация  социологических исследований 

|Основание классификации|Виды  социологических исследований                |

|1                      |2                                                |

|По предмету            |                                                 |

|исследования:          |Социально-экономические, собственно              |

|сфере приложения       |социологические,                                 |

|                       |социально-политические, социально-педагогические |

|степени                |и т. д.                                          |

|представленности       |                                                 |

|сторон объекта         |Комплексные, не комплексные                      |

|степени выраженности   |                                                 |

|динамики объекта       |Точечные, повторные, панельные,  мониторинговые   |

|По методу исследования:|                                                 |

|                       |Разведывательные (пилотажные или  зондажные),     |

|глубине и сложности   |описательные, аналитические                      |

|анализа                |Наблюдение, анализ документов, опрос  (анкетный,  |

|доминированию          |интервью, тестирование, экспертиза),             |

|применяемого  метода    |экспериментальные                                |

|                       |исследования                                     |

|типу и уровню          |Теоретические, эмпирические,                     |

|исследова-             |эмпирико-теоретические,                          |

|тельской деятельности  |фундаментальные, прикладные                      |

|По типу субъекта:      |                                                 |

|структуре              |Коллективные, персональные (авторские)           |

|субъекта количеству    |Многоцелевые,                                    |

|целей,                 |одноцелевые                                      |

|выдвигаемых субъектом  |                                                 |

|По условиям  и          |                                                 |

|предпосылкам           |                                                 |

|исследования:          |Полевые, лабораторные                            |

|типу условий  положения |                                                 |

|                       |Информационно обеспеченные и необеспеченные      |

|объекта                |                                                 |

|обеспеченности         |                                                 |

|априорной              |                                                 |

|информацией            |                                                 |

Информация о работе Социологическое иследование