Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:20, контрольная работа
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три
взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные
социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические
исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или
конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что
позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные
социальные объекты, явления и процессы.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.
но еще труднее измерить индивидуальные потери вследствие неудачного
профессионального выбора. Возникающие в этой связи комплексы
неполноценности и сопутствующие им суицидные состояния, затруднения в
самореализации личности резко снижают качество жизни.
Такова типичная проблемная ситуация, с которой сталкивается социолог.
После ее анализа и аргументации общественной значимости исследователь
переводит практический аспект проблемной ситуации в ранг познавательной
проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность и обоснованность, а
также необходимость изучения, т. е. удовлетворения потребности в знании
путем разрешения данного противоречия социальной действительности.
Однако далеко не каждое социологическое исследование является
проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа
общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных
его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога. Поэтому довольно
часто приходится сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями, либо с
исследованиями, в которых проблема формулируется интуитивно. Практика
социологических исследований доказывает простую истину: лучше
придерживаться какой-либо проблемы, чем проводить исследование
беспроблемно. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для
этого необходима ее серьезная экспертиза.
Определению проблемы предшествуют диагноз проблемной ситуации,
определение квалификации ее масштаба, остроты, а также типа тенденции,
стоящей за данной проблемой. Кроме того, немаловажна фиксация скорости
развития проблемы. Для определения сути конкретных проблем с целью их
исследования большое методологическое значение имеет классификация
социальных проблем (табл. 3).
Таблица 3
Классификация социальных проблем
|Социальные проблемы
|по масштабу |по остроте |по типу тенденций |по скорости |
| | |социальных |развития |
| | |изменений | |
|Локальные
|Неназревшие
|Деструктивно-дегра|Пассивные
| | |дационные | |
|Региональные |Актуальные Острые |Трансформационные |Активные |
|Национальные | |Инновационные |Суперактивные |
Из табл. 3 видно, что по масштабу проблемы делятся на локальные, или
микро- социальные; региональные, охватывающие отдельные регионы;
национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную
безопасность страны. По остроте проблемы классифицируются на неназревшие,
которые проявятся в будущем, а ныне нуждаются в профилактике; актуальные,
т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По типу
тенденций социальных изменений различаются проблемы деструктивно-
деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в обществе;
трансформационные,
фиксирующие трансформацию
качества в другое; инновационные, связанные с различными аспектами
социальных нововведений. По скорости развития проблемы делятся на
пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся динамизмом,
и суперактивные,
нарастающие чрезвычайно
Таким образом, табл. 3 иллюстрирует многообразие существующих
социальных проблем. По сути каждую конкретную проблему можно
дифференцировать по каждому из четырех показателей, т. е. по социальному
масштабу, остроте, типу тенденции и скорости ее развития. При этом получим
27 разновидностей проблем по каждому из представленных в табл. 3
показателей. Например, по показателю "неназревшая" проблему можно описать
так: локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, пассивная;
локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, активная и т. д. Если
же представить все возможные варианты, то их количество составит 27*3=81.
Классификация социальных проблем существенно влияет на определение
методологии и инструментария их исследования, а также на характер
практического использования полученных результатов. Проблема представляет
собой некоторую неудовлетворенную потребность в товарах и услугах,
ценностях культуры, деятельности, самореализации личности и пр. Задача
социолога заключается в том, чтобы не только классифицировать проблему, т.
е. понять тип этой потребности и способы ее удовлетворения, но и в том,
чтобы сформулировать ее в удобном для дальнейшего анализа виде. Так,
пространственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее социального
содержания (определение охватываемых ею общностей, институтов, явлений и т.
д.) позволяют правильно определить объект исследования. Представление же
проблемы в виде противоречия (между желаниями и возможностями; различными
структурами, аспектами; между социальными системами и окружающей средой;
между их функциями и дисфункциями и т. д.) создает условия для определения
целей и задач исследования.
В
социологическом исследовании
важных функций: актуализации, что придает исследованию общественную
значимость (ведь любое социологическое исследование актуально настолько,
насколько масштабно заострена изучаемая им проблема); регуляции, поскольку
как исходный пункт исследования она существенно влияет на разработку всех
разделов программы исследования; методологизации, так как формулирование
проблемы изначально задает всему исследованию подходы и принципы, теории и
идеи, ориентирующие социолога в определении природы проблемы;
прагматизации, состоящей в том, что корректная формулировка проблемы
обеспечивает практический эффект всего исследования, а также определяет
зону внедрения
выводов и практических рекомендаций.
4. Метод социологического
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и
простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте
путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся
изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Единицами
информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или
невербального (реального) поведения людей. В отличие от естественных наук,
где наблюдение считается основным и сравнительно простым методом сбора
данных, в социологии это один из наиболее сложных и трудоемких методов
исследования.
Кроме того, социологическое наблюдение интегрировано практически во все
методы социологической науки. Например, социологический опрос можно
представить как специфическое наблюдение за опрашиваемыми посредством
анкеты, а социальный эксперимент органично включает в себя два акта
наблюдения: в самом начале исследования и в завершение действия
экспериментальных переменных.
Социологическое наблюдение характеризуется целым рядом существенных
признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные
области, т. е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются
существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно
соответствовать социальному заказу со стороны общества. Во-вторых,
наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и
систематизировано. Необходимость этого определяется тем, что, с одной
стороны, наблюдение является совокупностью сравнительно простых процедур, а
с другой стороны, объект социологического наблюдения отличается большим
разнообразием свойств и существует опасность "потерять" наиболее
существенные из них. В-третьих, наблюдение в отличие от других
социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной.
Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего количества
свойств объекта, а глубина — выделение наиболее значимых свойств и наиболее
глубинных и сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны
четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению.
Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоколирования,
унификации данных, кодирования языка и др. В-пятых, наблюдение и обработка
его результатов требуют особой объективности. Именно специфика проблемы
объективности в социологическом наблюдении и отличает его от наблюдения в
естественных науках.
В
отличие от других
имеет две важные особенности. Первая определяется объектом наблюдения,
часто обладающим социальной активностью различной направленности. У всех
наблюдаемых есть сознание, психика, цели, ценностные ориентации, характер,
эмоции, т. е. качества, могущие вызвать неестественность их поведения,
нежелание быть наблюдаемыми, стремление выглядеть в лучшем свете и т. д. В
совокупности это значительно снижает объективность информации, получаемой
от объекта, — реальных личностей и коллективов. Эта необъективность