Социологическое иследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:20, контрольная работа

Краткое описание

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три
взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные
социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические
исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или
конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что
позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные
социальные объекты, явления и процессы.

Оглавление

1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

но  еще  труднее  измерить  индивидуальные  потери   вследствие   неудачного

профессионального   выбора.   Возникающие    в    этой    связи    комплексы

неполноценности  и  сопутствующие  им  суицидные  состояния,  затруднения  в

самореализации личности резко снижают качество жизни.

    Такова  типичная проблемная ситуация, с  которой  сталкивается  социолог.

После  ее  анализа  и  аргументации  общественной  значимости  исследователь

переводит практический аспект  проблемной  ситуации  в  ранг  познавательной

проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность  и  обоснованность,  а

также необходимость  изучения, т.  е.  удовлетворения  потребности  в  знании

путем разрешения данного противоречия социальной действительности.

    Однако  далеко  не   каждое   социологическое   исследование   является

проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого  анализа

общественной  жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или  иных

его сторонах, а  также соответствующей эрудиции социолога.  Поэтому  довольно

часто приходится сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями,  либо  с

исследованиями,  в  которых  проблема  формулируется  интуитивно.   Практика

социологических    исследований    доказывает    простую    истину:    лучше

придерживаться   какой-либо    проблемы,    чем    проводить    исследование

беспроблемно. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной,  а  для

этого необходима ее серьезная экспертиза.

    Определению   проблемы   предшествуют   диагноз   проблемной   ситуации,

определение квалификации ее  масштаба,  остроты,  а  также  типа  тенденции,

стоящей за данной  проблемой.  Кроме  того,  немаловажна  фиксация  скорости

развития проблемы. Для  определения  сути  конкретных  проблем  с  целью  их

исследования   большое   методологическое   значение   имеет   классификация

социальных проблем (табл. 3).

Таблица 3

    Классификация социальных проблем

|Социальные проблемы                                                       |

|по масштабу  |по остроте           |по типу тенденций |по скорости      |

|             |                     |социальных        |развития         |

|             |                     |изменений         |                 |

|Локальные    |Неназревшие          |Деструктивно-дегра|Пассивные        |

|             |                     |дационные         |                 |

|Региональные |Актуальные  Острые    |Трансформационные  |Активные         |

|Национальные |                     |Инновационные     |Суперактивные    |

                                                                
 

    Из  табл. 3 видно, что по масштабу  проблемы делятся  на  локальные,  или

микро-   социальные;   региональные,   охватывающие    отдельные    регионы;

национальные, имеющие  общенациональные масштабы и влияющие  на  национальную

безопасность  страны. По остроте проблемы  классифицируются  на  неназревшие,

которые проявятся  в будущем, а ныне нуждаются  в  профилактике;  актуальные,

т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного  разрешения.  По  типу

тенденций   социальных   изменений   различаются   проблемы    деструктивно-

деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в  обществе;

трансформационные, фиксирующие трансформацию социума, его переход из  одного

качества  в  другое;  инновационные,  связанные   с   различными   аспектами

социальных  нововведений.  По  скорости   развития   проблемы   делятся   на

пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся  динамизмом,

и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.

    Таким   образом,  табл.   3   иллюстрирует   многообразие   существующих

социальных   проблем.   По   сути   каждую   конкретную    проблему    можно

дифференцировать  по каждому из четырех показателей,  т.  е.  по  социальному

масштабу, остроте, типу тенденции и скорости ее развития. При  этом  получим

27  разновидностей  проблем  по  каждому  из  представленных   в   табл.   3

показателей. Например, по показателю "неназревшая"  проблему  можно  описать

так:   локальная,   неназревшая,   деструктивно-деградационная,   пассивная;

локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, активная и т.  д.  Если

же представить  все возможные варианты, то их количество составит 27*3=81.

    Классификация  социальных  проблем  существенно   влияет  на  определение

методологии  и  инструментария  их  исследования,  а   также   на   характер

практического использования полученных  результатов.  Проблема  представляет

собой  некоторую  неудовлетворенную  потребность  в   товарах   и   услугах,

ценностях культуры,  деятельности,  самореализации  личности  и  пр. Задача

социолога заключается  в том, чтобы не только классифицировать  проблему,  т.

е. понять тип  этой потребности и способы ее  удовлетворения,  но  и  в  том,

чтобы сформулировать  ее  в  удобном  для  дальнейшего  анализа  виде.  Так,

пространственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее  социального

содержания (определение  охватываемых ею общностей, институтов, явлений и  т.

д.) позволяют  правильно определить  объект  исследования.  Представление  же

проблемы в  виде противоречия (между желаниями  и  возможностями;  различными

структурами, аспектами; между социальными  системами  и  окружающей  средой;

между их функциями  и дисфункциями и т. д.) создает  условия  для  определения

целей и задач  исследования.

    В  социологическом исследовании категория "проблема" выполняет несколько

важных  функций:  актуализации,  что   придает   исследованию   общественную

значимость (ведь любое  социологическое  исследование  актуально  настолько,

насколько масштабно  заострена изучаемая им проблема);  регуляции,  поскольку

как исходный пункт  исследования она существенно влияет  на  разработку  всех

разделов программы  исследования;  методологизации,  так  как  формулирование

проблемы изначально задает всему исследованию подходы  и принципы,  теории  и

идеи,   ориентирующие   социолога   в    определении    природы    проблемы;

прагматизации,  состоящей  в  том,  что  корректная  формулировка   проблемы

обеспечивает  практический эффект  всего  исследования,  а  также  определяет

зону внедрения  выводов и практических рекомендаций. 

                    4. Метод социологического наблюдения 

Наблюдение в  социологическом исследовании представляет собой метод  сбора  и

простейшего обобщения  первичной информации об изучаемом  социальном  объекте

путем непосредственного  восприятия и прямой регистрации  фактов,  касающихся

изучаемого объекта  и значимых с точки зрения целей  исследования.  Единицами

информации данного  метода  являются  зафиксированные  акты  вербального  или

невербального (реального) поведения людей. В отличие  от  естественных  наук,

где наблюдение считается  основным  и  сравнительно  простым  методом  сбора

данных, в социологии это один  из  наиболее  сложных  и  трудоемких  методов

исследования.

Кроме того, социологическое  наблюдение  интегрировано  практически  во  все

методы  социологической  науки.  Например,   социологический   опрос   можно

представить  как  специфическое  наблюдение  за  опрашиваемыми   посредством

анкеты,  а  социальный  эксперимент  органично  включает  в  себя  два  акта

наблюдения:  в  самом  начале   исследования   и   в   завершение   действия

экспериментальных переменных.

    Социологическое  наблюдение  характеризуется   целым  рядом  существенных

признаков.  Во-первых,  оно  должно  быть  направлено  на  социально  важные

области, т. е. на те  обстоятельства,  события  и  факты,  которые  являются

существенными для  развития  личности,  коллектива,  и  в  этом  оно  должно

соответствовать  социальному  заказу   со   стороны   общества.   Во-вторых,

наблюдение    следует    проводить    целенаправленно,    организованно    и

систематизировано.  Необходимость  этого  определяется  тем,  что,  с  одной

стороны, наблюдение является совокупностью сравнительно простых процедур,  а

с другой стороны,  объект  социологического  наблюдения  отличается  большим

разнообразием   свойств   и   существует   опасность   "потерять"   наиболее

существенные  из  них.   В-третьих,   наблюдение   в   отличие   от   других

социологических методов характеризуется  определенной  широтой  и  глубиной.

Широта  наблюдения  предполагает  фиксацию  как можно большего  количества

свойств объекта, а глубина — выделение наиболее значимых свойств и  наиболее

глубинных и  сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения  должны

четко  фиксироваться  и  без  особого  труда  поддаваться   воспроизведению.

Хорошей памяти  здесь  мало,  нужно  применять  процедуры  протоколирования,

унификации данных, кодирования языка и др. В-пятых, наблюдение  и  обработка

его результатов  требуют  особой  объективности.  Именно  специфика  проблемы

объективности в социологическом наблюдении и  отличает его  от  наблюдения  в

естественных  науках.

    В  отличие от других социологических  методов социологическое  наблюдение

имеет две  важные  особенности.  Первая  определяется  объектом  наблюдения,

часто обладающим социальной активностью  различной  направленности.  У  всех

наблюдаемых есть сознание, психика, цели, ценностные  ориентации,  характер,

эмоции, т. е.  качества,  могущие  вызвать  неестественность  их  поведения,

нежелание быть наблюдаемыми, стремление выглядеть в лучшем свете и т.  д.  В

совокупности  это значительно снижает  объективность  информации,  получаемой

от  объекта,  —  реальных  личностей  и  коллективов.  Эта   необъективность

Информация о работе Социологическое иследование