Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:20, контрольная работа
В структуре социологического знания чаще всего выделяют три
взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные
социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические
исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или
конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что
позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные
социальные объекты, явления и процессы.
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.
следователю, выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно,
поскольку им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же,
опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением.
Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки,
ошибочные суждения, намеренные искажения, обработанные статистически,
взаимно погашаются. В результате социолог получает усредненную картину
социальной реальности. Опросив, например, 100 менеджеров, он выявляет
среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в
социологической анкете не требуется указывать фамилию, имя, отчество и
адрес: она анонимна. Итак, социолог, получая статистическую информацию,
выявляет социальные типы личности.
Вторая отличительная особенность социологического опроса —
достоверность и объективность получаемой информации. Эта особенность
фактически связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог
получает возможность обрабатывать данные математически. А усредняя
разнообразные мнения, он получает более достоверную информацию, нежели
журналист. Если строго соблюдены все научно-методические требования, эту
информацию можно называть объективной, хотя получена она на основе
субъективных мнений.
Третья
особенность социологического
опроса. Врач, журналист или следователь не стремятся к обобщенной
информации, а выясняют то, что отличает одного человека от другого.
Конечно, все они добиваются правдивой информации от опрашиваемого:
следователь — в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный
материал, — в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного
знания, обогащение науки, выяснение научной истины. Между тем полученные
социологом данные (например, о закономерностях связи труда с отношением к
работе и формой
досуга) освобождают его коллег-
еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд
(например, руководителя-менеджера) предопределяет разнообразный досуг, а
однообразный труд (например, рабочего на конвейере) связан с однообразным,
бессодержательным времяпрепровождением (выпивкой, сном, просмотром
телепередач), и если такая связь теоретически доказана, то мы получаем
научный социальный факт, универсальный и всеобщий. Однако журналиста или
врача подобная универсальность мало удовлетворяет, поскольку им нужно
раскрыть индивидуальные особенности и отношения.
Анализ публикаций, содержащих результаты социологических исследований,
показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той
или иной разновидности социологического опроса. Поэтому популярность этого
метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.
Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая
историческая традиция, в основе которой — проводившиеся издавна
статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило
накопить огромный и уникальный опыт. Во-вторых, метод опроса отличается
относительной простотой. Поэтому именно ему нередко отдается предпочтение в
сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой
связи метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют с
социологической наукой вообще. В-третьих, метод опроса обладает
определенной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об
объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире
человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т. д. В-
четвертых, метод опроса можно эффективно применять при проведении как
крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так и для
получения информации в малых социальных группах. В-пятых, метод
социологического опроса весьма удобен при количественной обработке
полученной с
его помощью социологической
информации.
7. Методы анализа и обработки
социологической информации
Эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, еще
не позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности и тенденции,
проверить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную первичную
социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно
интегрировать. Для этого все собранные анкеты, карточки наблюдения или
бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ,
сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.
д. Иными словами, необходимо применить методы анализа и обработки
эмпирических данных.
В социологии под методами анализа и обработки социологической
информации понимают способы преобразования эмпирических данных, полученных
в ходе социологического исследования. Преобразование производится с целью
сделать данные обозримыми, компактными и пригодными для содержательного
анализа, проверки исследовательских гипотез и интерпретации. Хотя
невозможно провести достаточно четкую границу между методами анализа и
методами обработки, под первыми обычно понимают более сложные процедуры
преобразования данных, которые переплетаются с интерпретацией, а под
вторыми — в основном рутинные, механические процедуры преобразования
полученной информации.
Между тем анализ и обработка социологической информации как целостное
образование составляет
этап эмпирического
ходе которого с помощью логико-содержательных процедур и математико-
статистических методов на основе первичных данных раскрываются связи
исследуемых переменных. С определенной долей условности методы обработки
информации можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов
обработки исходной информацией служат данные, полученные в ходе
эмпирического исследования, т. е. так называемая "первичная информация":
ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и пр. Примерами
таких методов являются группировка, табулирование, расчет многомерных
распределений признаков, классификация и др.
Вторичные методы обработки используют, как правило, для данных
первичной обработки, т. е. это методы получения показателей, рассчитываемых
по частотам, сгруппированным данным и кластерам (средних величин, мер
рассеяния, связей, показателей значимости и т. д.). К методам вторичной
обработки можно также отнести методы графического представления данных,
исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.
Кроме
того, методы анализа и обработки
социологической информации
разделить на методы
статистического анализа
описательной статистики (расчет многомерных распределений признаков,
средних величин, мер рассеяния), методы статистики вывода (например,
корреляционный, регрессивный, факторный, кластерный, причинный,
логлинейный, дисперсионный анализ, многомерное шкалирование и др.), а также
методы моделирования и прогнозирования социальных явлений и процессов
(например, анализ временных рядов, имитационное моделирование, цепи Маркова
и пр.). Методы анализа и обработки социологической информации могут быть
разделены также на универсальные, которые пригодны для анализа большинства
видов информации, и специальные, пригодные лишь для анализа данных,
представленных в специальном виде информации (например, анализ
социометрических данных или контент-анализ текстов).
С точки зрения использования технических средств выделяют два вида
обработки социологической информации: ручную и машинную (с использованием
средств вычислительной техники). Ручную обработку используют в основном в
качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких
десятков до сотни анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее
анализа. Вторичную обработку информации проводят с помощью
микрокалькулятора или другой вычислительной техники. Примером
социологических исследований, в которых часто используется ручная
обработка, являются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.
Однако основным средством анализа и обработки данных в настоящее время
являются ЭВМ, в том числе персональные компьютеры, на которых
осуществляется первичная и большинство видов вторичной обработки и анализа
социологической информации. При этом анализ и обработка социологической
информации на ЭВМ проводятся, как правило, посредством специально
разрабатываемых машинных программ, реализующих методы анализа и обработки
социологических данных. Эти программы обычно оформляются в виде специальных
наборов программ или так называемых пакетов прикладных программ анализа
социологической информации. В крупных социологических центрах анализ и
обработка социологической информации наряду с пакетами прикладных программ
опираются на архивы
и банки социологических
хранить необходимую информацию, но и эффективно использовать ее при
осуществлении
вторичного анализа социологических
данных.