Социологическое иследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 04:20, контрольная работа

Краткое описание

В структуре социологического знания чаще всего выделяют три
взаимосвязанных уровня: 1) общесоциологическую теорию; 2) специальные
социологические теории (или теории среднего уровня); 3) социологические
исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или
конкретно-социологическими. Все три уровня дополняют друг друга, что
позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные
социальные объекты, явления и процессы.

Оглавление

1. Социологическое исследование и его виды.
2. Общая характеристика программы социологического исследования.
3. Проблемы исследования.
4. Метод социологического наблюдения
5. Документы в социологии.
6. Методы социологического опроса
7. Методы анализа и обработки социологической информации.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

следователю, выясняющему  причины  гибели  человека,  большего  и  не  нужно,

поскольку им необходимо именно личное  мнение  опрашиваемого.  Социолог  же,

опрашивающий   множество   людей,   интересуется    общественным    мнением.

Индивидуальные   отклонения,   субъективные   предубеждения,   предрассудки,

ошибочные  суждения,  намеренные  искажения,   обработанные   статистически,

взаимно погашаются.  В  результате  социолог  получает  усредненную  картину

социальной  реальности.  Опросив,  например,  100  менеджеров,  он  выявляет

среднетипичного   представителя   данной    профессии.    Вот    почему    в

социологической анкете не  требуется  указывать  фамилию,  имя,  отчество  и

адрес: она анонимна.  Итак,  социолог,  получая  статистическую  информацию,

выявляет социальные типы личности.

    Вторая   отличительная   особенность    социологического    опроса    —

достоверность  и  объективность  получаемой  информации.   Эта   особенность

фактически связана  с  первой:  опрашивая  сотни  и  тысячи  людей,  социолог

получает  возможность  обрабатывать   данные   математически.   А   усредняя

разнообразные мнения,  он  получает  более  достоверную  информацию,  нежели

журналист. Если строго соблюдены  все  научно-методические  требования,  эту

информацию  можно  называть  объективной,  хотя  получена  она   на   основе

субъективных  мнений.

    Третья  особенность социологического опроса  заключается  в  самой   цели

опроса.  Врач,  журналист  или  следователь  не   стремятся   к   обобщенной

информации,  а  выясняют  то,  что  отличает  одного  человека  от  другого.

Конечно,  все  они  добиваются  правдивой   информации   от   опрашиваемого:

следователь —  в большей степени, журналист, которому  заказали  сенсационный

материал, —  в меньшей. Но ни один из них не нацелен на  расширение  научного

знания, обогащение науки, выяснение научной  истины.  Между  тем  полученные

социологом данные (например, о закономерностях связи  труда  с  отношением  к

работе и формой досуга) освобождают его коллег-социологов  от  необходимости

еще раз проводить  обследование. Если подтвердилось, что  разнообразный  труд

(например, руководителя-менеджера)  предопределяет  разнообразный   досуг,  а

однообразный  труд (например, рабочего на конвейере) связан  с  однообразным,

бессодержательным   времяпрепровождением   (выпивкой,    сном,    просмотром

телепередач), и  если такая  связь  теоретически  доказана,  то  мы  получаем

научный социальный факт, универсальный и  всеобщий.  Однако  журналиста  или

врача  подобная  универсальность  мало  удовлетворяет,  поскольку  им  нужно

раскрыть индивидуальные особенности и отношения.

    Анализ  публикаций, содержащих результаты  социологических  исследований,

показывает, что  почти 90 % имеющихся в них данных  получены  с  помощью  той

или иной разновидности  социологического опроса. Поэтому  популярность  этого

метода обусловлена  целым рядом достаточно веских причин.

    Во-первых,   за   методом   социологического   опроса   стоит   большая

историческая  традиция,   в   основе   которой   —   проводившиеся   издавна

статистические,  психологические  и  тестовые  исследования,  что  позволило

накопить огромный и уникальный  опыт.  Во-вторых,  метод  опроса  отличается

относительной простотой. Поэтому именно ему нередко  отдается предпочтение  в

сравнении с  другими  методами  получения  эмпирической  информации.  В  этой

связи метод  опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют  с

социологической   наукой   вообще.   В-третьих,   метод   опроса    обладает

определенной  универсальностью, что позволяет  получать  информацию,  как  об

объективных фактах социальной действительности, так и  о  субъективном  мире

человека, его  мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах  и  т.  д.  В-

четвертых, метод  опроса  можно  эффективно  применять  при  проведении  как

крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так  и  для

получения  информации   в   малых   социальных   группах.   В-пятых,   метод

социологического  опроса  весьма   удобен   при   количественной   обработке

полученной с  его помощью социологической  информации. 

          7. Методы анализа и обработки   социологической информации 
 

Эмпирические  данные, полученные в ходе  социологического  исследования,  еще

не позволяют  сделать верные выводы, обнаружить закономерности  и  тенденции,

проверить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную  первичную

социологическую  информацию  следует  обобщить,  проанализировать  и  научно

интегрировать. Для этого  все  собранные  анкеты,  карточки  наблюдения  или

бланки  интервью  необходимо  проверить,   закодировать,   ввести   в   ЭВМ,

сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и  т.

д.  Иными  словами,  необходимо  применить  методы   анализа   и   обработки

эмпирических  данных.

      В  социологии  под  методами  анализа  и   обработки   социологической

информации понимают способы преобразования эмпирических  данных,  полученных

в ходе социологического исследования. Преобразование  производится  с  целью

сделать данные обозримыми,  компактными  и  пригодными  для  содержательного

анализа,  проверки   исследовательских   гипотез   и   интерпретации.   Хотя

невозможно провести достаточно  четкую  границу  между  методами  анализа  и

методами обработки, под первыми  обычно  понимают  более  сложные  процедуры

преобразования  данных,  которые  переплетаются  с  интерпретацией,  а   под

вторыми  —  в  основном  рутинные,  механические  процедуры   преобразования

полученной информации.

      Между тем анализ и обработка  социологической информации как  целостное

образование составляет этап эмпирического социологического  исследования,  в

ходе  которого  с  помощью  логико-содержательных  процедур  и   математико-

статистических  методов  на  основе  первичных  данных  раскрываются   связи

исследуемых переменных. С определенной  долей  условности  методы  обработки

информации можно  разделить на первичные и вторичные. Для  первичных  методов

обработки  исходной   информацией   служат   данные,   полученные   в   ходе

эмпирического исследования, т. е.  так  называемая  "первичная  информация":

ответы респондентов, оценки экспертов, данные  наблюдения  и  пр.  Примерами

таких  методов  являются  группировка,  табулирование,  расчет   многомерных

распределений признаков, классификация и др.

    Вторичные   методы  обработки  используют,  как  правило,   для   данных

первичной обработки, т. е. это методы получения показателей,  рассчитываемых

по частотам,  сгруппированным  данным  и  кластерам  (средних  величин,  мер

рассеяния, связей, показателей значимости и  т.  д.).  К  методам  вторичной

обработки можно  также  отнести  методы  графического  представления  данных,

исходной информацией  для которых служат проценты, таблицы, индексы.

    Кроме  того, методы анализа и обработки  социологической информации можно

разделить на методы статистического анализа информации, в том  числе  методы

описательной  статистики  (расчет   многомерных   распределений   признаков,

средних  величин,  мер  рассеяния),  методы  статистики  вывода   (например,

корреляционный,    регрессивный,    факторный,    кластерный,     причинный,

логлинейный, дисперсионный  анализ, многомерное шкалирование и  др.), а  также

методы  моделирования  и  прогнозирования  социальных  явлений  и  процессов

(например, анализ  временных рядов, имитационное  моделирование, цепи  Маркова

и пр.). Методы анализа  и обработки  социологической  информации  могут  быть

разделены также  на универсальные, которые пригодны для  анализа  большинства

видов  информации,  и  специальные,  пригодные  лишь  для  анализа   данных,

представленных   в   специальном   виде   информации    (например,    анализ

социометрических  данных или контент-анализ текстов).

    С  точки зрения использования   технических  средств  выделяют  два  вида

обработки социологической  информации: ручную и  машинную  (с  использованием

средств вычислительной техники). Ручную обработку используют  в  основном  в

качестве  первичной  при  небольших  массивах  информации   (от   нескольких

десятков до сотни анкет), а также при  относительно  простых  алгоритмах  ее

анализа.    Вторичную    обработку    информации    проводят    с    помощью

микрокалькулятора    или    другой    вычислительной    техники.    Примером

социологических  исследований,   в   которых   часто   используется   ручная

обработка, являются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.

    Однако  основным средством анализа и  обработки данных в настоящее   время

являются  ЭВМ,   в   том   числе   персональные   компьютеры,   на   которых

осуществляется  первичная и большинство видов  вторичной обработки  и  анализа

социологической информации. При  этом  анализ  и  обработка  социологической

информации  на  ЭВМ  проводятся,   как   правило,   посредством   специально

разрабатываемых машинных программ, реализующих методы  анализа  и  обработки

социологических данных. Эти программы обычно оформляются  в виде  специальных

наборов программ или так  называемых  пакетов  прикладных  программ  анализа

социологической информации.  В  крупных  социологических  центрах  анализ  и

обработка социологической  информации наряду с пакетами  прикладных  программ

опираются на архивы и банки социологических данных,  позволяющих  не  только

хранить  необходимую  информацию,  но  и  эффективно  использовать  ее   при

осуществлении вторичного анализа социологических  данных. 
 
 

Информация о работе Социологическое иследование