Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть социальные аспекты и методологию теории Эриха Фромма.
Для реализации целей исследования необходимо решить следующие задачи:
- выявить возникновение и сущность «гуманистического психоанализа» Эриха Фромма;
- рассмотреть основное содержание теорий Эриха Фромма;
- изучить теорию «бегства от свободы» в контексте социального и исторического развития общества;
- выявить основные методы анализа на основе теории «бегства от свободы».

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Сущность и содержание теории Эриха Фромма..........................6
1.1 Основное содержание теории Эриха Фромма.......................................6
1.2 Проблематика и механизм бегства от свободы в социальном и историческом контексте...................................................................................................13
Глава 2. Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма.............................................................................................................................24
2.1 Возникновение и сущность «гуманистического психоанализа» Эриха Фромма...................................................................................................................24
2.2 Роль психологических факторов в развитии социального процесса.............................................................................................................................25
2.3 Теоретико-методологический анализ теории Эриха Фромма.........28
Заключение......................................................................................................34
Список литературы.........................................................................................37

Файлы: 1 файл

Социально-психологическая теория Эриха Фромма.docx

— 64.95 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Сущность и содержание теории Эриха Фромма..........................6

1.1 Основное содержание  теории Эриха Фромма.......................................6

1.2 Проблематика и механизм  бегства от свободы в социальном  и историческом контексте...................................................................................................13

Глава 2. Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма.............................................................................................................................24

2.1 Возникновение и сущность  «гуманистического психоанализа»  Эриха Фромма...................................................................................................................24

2.2 Роль психологических  факторов в развитии социального  процесса.............................................................................................................................25

2.3 Теоретико-методологический  анализ теории Эриха Фромма.........28

Заключение......................................................................................................34

Список литературы.........................................................................................37

 

Введение

 

На протяжении последних столетий широкое распространение получила концепция о человеческом существе, которая заключалась в том, что человек — это наделенное разумом существо, деятельность которого определяется его интересами и способностью совершать поступки в соответствии с ними. Например, такие авторы как Гоббс, считавшие, что жажда власти и враждебная установка являются движущими силами человеческого поведения, объясняли наличие этих сил как логическое следствие личных интересов. Они говорили, что, так как люди равны и у них одинаково выражено стремление к счастью, которого недостаточно для всех, то борьба является неизбежной. Таким образом, люди стремятся к власти, с целью обеспечить себе будущее, в крайнем случае, не худшее нежели их настоящее. Однако надо признать, что эта схема Гоббса уже неактуальна. Средний класс добивался все больших и больших успехов в борьбе с властью существовавших политических систем и религиозных сил, человечество в целом все больше и больше порабощало природу. Экономическое положение миллионов людей улучшалось и становилось все более стабильным, и одновременно все больше распространялась вера в разумность мира и в разумную сущность человека. Злые и порочные силы человеческой натуры были забыты и ассоциировались лишь со средневековьем или даже с более ранними периодами истории человечества, и их существование объяснялось недостатком знаний в те времена или интригами коварных кардиналов и королей. И те периоды истории человечества являлись для людей вулканом, лава которого давно остыла и окаменела и который уже не представляет никакой опасности. Все были уверены, что те зловещие силы полностью уничтожены достижениями современной демократии; мир представлялся полным ярких и светлых красок, безопасным и добрым, как чистые улицы современных городов в солнечный теплый день. Войны казались последними реликтами давних времен; не хватало лишь одной, самой последней, чтобы покончить с этим явлением навсегда. Экономические кризисы рассматривались как случайные явления, несмотря на то, что они имели место регулярно и довольно часто.

Объект исследования – социально-психологическая теория Эриха Фромма.

Предмет исследования – социальные аспекты теории Эриха Фромма.

Цель исследования – раскрыть социальные аспекты и методологию теории Эриха Фромма.

Для реализации целей исследования необходимо решить следующие задачи:

- выявить возникновение  и сущность «гуманистического  психоанализа» Эриха Фромма;

- рассмотреть основное  содержание теорий Эриха Фромма;

- изучить теорию «бегства  от свободы» в контексте социального  и исторического развития общества;

- выявить основные методы  анализа на основе теории «бегства  от свободы».

Эрих Фромм занимался изучением психики современного человека, а также проблемами взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общественного развития. Он выявил, что влияние нынешних тенденций современного политического развития ставит под угрозу одно из важнейших достижений нашей культуры — уникальность и индивидуальность личности. Именно это и вынудило его на время отказаться от работы над проблемой в целом и более детально заняться лишь одним из аспектов, который, тем не менее, является ключевым моментом в процессе ломки культурных и социальных стереотипов.

Важно отметить, что процесс развития мировой социологии в первой половине и середине XX века трудно представить без школы психоанализа. При этом в качестве клинического метода диагностики и исцеления психологических и психических отклонений психоанализ социологам не интересен. Социологи рассматривают психоанализ как способ объяснения человеческого поведения, его деятельности в обществе и культуре, структуру личности и ее влияние на поведение и многие другие вопросы. Психоанализ, его основатель и последователи оказали беспрецедентное влияние не только на социологию, но и на философию, антропологию, культурологию, историю, практически все гуманитарные и социальные науки. Он задумывался как сугубо научный метод и поэтому имел высокий междисциплинарный потенциал и необходимо рассматривать влияние психоанализа на социологию в связи с рецепцией его позиций в других дисциплинах.

 

Глава 1. Сущность и содержание теории Эриха Фромма

 

 

1.1 Основное содержание  теорий Эриха Фромма

 

Начальной проблемой, которую ставил Э. Фромм перед написанием книги, было исследование психики современного человека, однако тенденции политического развития того времени вынудили его сконцентрироваться на ключевом, по мнению автора, для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека. Основная идея этой книги заключается в том, что современный человек, освобожденный от оков доиндивидуалистического общества, не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей.

Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого.

В предисловии к 25-му изданию книги «Бегство от свободы» Фромм спрашивает себя, сохранились ли социальные и психологические тенденции, затронутые в его книге 25 лет назад и отвечает утвердительно, объясняя это появлением новых причин, вызывающих страх у человека перед свободой. Это открытие атомной энергии и возможность ее использования в деструктивных целях. Это кибернетическая революция, в ходе которой     «... мозг человека и нервные реакции заменяют машины» [12, 8]. Это безработица и демографический взрыв. Задаваясь вопросом о полезности теоретических открытий социальной психологии, Фромм признается в том, что дать на него однозначный и убедительный ответ сложно. Пессимизм автора в отношении теории психологии вызван его уверенностью в важности осознания индивидуальных и социальных реалий. По Фромму, человеческий мозг живет в двадцатом веке, сердце же большинства людей в каменном. Отсюда недостаточная зрелость людей быть независимыми, разумными и объективными; неспособность вынести то, что человек предоставлен собственным силам и сам должен придать смысл своей жизни; подавление иррациональных страстей влечения к разрушению, ненависти, зависти и мести, вместо этого наблюдается преклонение перед властью, деньгами, суверенным государством, нацией; превращение учений духовных вождей человечества в клубок суеверий и идолопоклонства [12, 121]. По мнению автора, результатом такого конфликта между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью может быть самоуничтожение человечества, единственный же ключ к недопущению этого кроется в понимании фактов нашего социального бытия; в осознании, повышающего способность к объективности и разумному суждению. По Фромму, рассчитывать на преодоление заблуждений сердца на протяжении жизни одного поколения - нельзя; на то, чтобы перерасти свою дочеловеческую историю, длившуюся сотни тысяч лет, человечество затратит неизмеримо больше (чем время жизни одного поколения). А для этого и необходимо развитие динамической социальной психологии, которая в состоянии противодействовать опасностям, вызванным прогрессом физики и медицины.

В первой главе книги Эрих Фромм «Бегство от свободы» ставит вопрос о том, является ли свобода психологической проблемой. Рассматривая фашистские режимы и отмечая тот факт, что «в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом, с каким боролись за нее» [12, С.15], Фромм делает вывод: «если на свободу нападают во имя антифашизма, угроза не становится меньше, чем при нападении самого фашизма» [12, С.15]. Подразумевая под фашизмом диктатуру типа итальянской или германской. Кроме этого, для результативной борьбы с фашизмом необходимо понимать его сущность, борьба же без понимания неадекватна и бесполезна.

Развивая мысль, Фромм констатирует факт, что к моменту прихода фашизма к власти люди не были к этому готовы ни практически, ни теоретически. В числе тех, кто «осмелился потревожить благодушный оптимизм девятнадцатого века» [11, С.17] автор называет Ницше, Маркса и Фрейда. Отдавая должное Фрейду в плане изучения подсознательных процессов, Фромм критикует его за зажатость в рамках им же построенной теории, что обусловило бесплодность попыток приложения фрейдовского психоанализа к решению социальных проблем. К другим заблуждениям Фрейда Фромм относит антисоциальность человеческой природы, статичное отношение человека к обществу, проведение тесных параллелей между полем человеческих взаимоотношений и рынком [11, С.19].

Тем не менее, Эрих Фромм закладывает в основу своего анализа фундаментальные открытия Фрейда - роль подсознательных сил в человеческом характере и зависимость этих сил от внешних воздействий, подчеркивая, что его анализ, кроме того, основан на предположении о наличии особой связи индивида с внешним миром и динамичности связи между человеком и обществом.

Далее Фромм вводит понятие адаптации. Статическая адаптация есть появление новых привычек, характер же человека остается при этом неизменным. Динамическую адаптацию Фромм объясняет на примере ребенка, подчиняющегося строгому отцу. Подавленная враждебность, которая может развиться по отношению к отцу, становится динамическим фактором характера. Она может усилить страх ребенка перед отцом и привести тем самым к еще большему подчинению; может вызвать беспредметный бунт против жизни вообще. Далее Фромм определяет невроз, как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивида иррациональными. Однако обратное, вообще говоря, неверно: «... социально-психологические явления, проявляющиеся у целых общественных групп и сопоставимые с невротическими, например наличие ярко выраженных разрушительных или садистских импульсов, иллюстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям, иррациональным и вредным для взрослых людей. Почему такие явления нельзя считать невротическими, мы обсудим позднее» [11, С.23].

Так же Эрих Фромм ставит вопрос о том, что заставляет людей приспосабливаться почти к любым условиям жизни и о границах этой приспособляемости. Отвечая на него, он выделяет приобретенные потребности (изначально не присущие человеку) и потребности физиологические (обусловленные человеческой природой). Для удовлетворения потребностей человек должен трудиться, условия же его работы определяются тем обществом, в котором он родился. Оба фактора – потребность жить и социальная система не могут быть изменены отдельным индивидом, и именно они определяют развитие тех его черт, которые имеют большую пластичность [11, С.25]. Кроме физиологических потребностей существует потребность связи с окружающим миром, не связанная с физическим контактом, неудовлетворение которой приводит к возникновению психических расстройств.

По мнению Эриха Фромма, существует еще одна причина, обусловливающая необходимость принадлежности к обществу: субъективное самопознание   [11, С.27]. Способность мыслить позволяет человеку осознать себя как индивидуальное существо; сознавая свою отдельность, неизбежность болезней и старости, человек не может не чувствовать свою незначительность в сравнении с окружающим миром. Если человек не имеет возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл, его переполняют сомнения, которые в итоге парализуют его способности действовать, то есть жить.

Основные положения социальной психологии Фромма заключаются в следующем:

  • человек есть продукт исторической эволюции в синтезе с врожденными законами, но не то или другое в отдельности;
  • у человека существуют физиологические потребности и ему свойственно избегать морального одиночества;
  • в процессе динамической адаптации у индивида развивается ряд стимулов, мотивирующих его чувства и действия;
  • стремление к удовлетворению этих новых потребностей становится силой, воздействующей на процесс общественного развития [11, С.28].

Главная идея, которую он закладывает в основу своего исследования, заключается в следующем: «Человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится «индивидом» и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают его природу и индивидуальность» [11, С.29].

Разрыв между процессом индивидуализации, который происходит автоматически и процессом развития личности, который сдерживается рядом психосоциальных причин, приводит, по Фромму, к сильному чувству изоляции, которое запускает в работу психические механизмы, названные автором механизмами бегства. Далее, сопоставляя степень развития инстинктов у животных и у человека, Фромм приходит к выводу о том, что человеческое существование и свобода неразделимы с самого начала [11, С.37], понимая под свободой негативную свободу от инстинктивной предопределенности действий.

Согласно Фромму, именно биологическое несовершенство человека привело к появлению цивилизации. Связь между человеком и свободой хорошо отражена в библейском мифе об изгнании из рая. Нарушение установленного порядка является, по сути, актом свободы первым человеческим актом вообще. Таким образом, акт свободы (неподчинения) прямо связывается с началом человеческого мышления. Процесс развития свободы носит, по Фромму, диалектический характер: с одной стороны это развитие человека, с другой - усиление изоляции, приводящее к росту чувства бессилия.

Информация о работе Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма