Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 21:35, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть социальные аспекты и методологию теории Эриха Фромма.
Для реализации целей исследования необходимо решить следующие задачи:
- выявить возникновение и сущность «гуманистического психоанализа» Эриха Фромма;
- рассмотреть основное содержание теорий Эриха Фромма;
- изучить теорию «бегства от свободы» в контексте социального и исторического развития общества;
- выявить основные методы анализа на основе теории «бегства от свободы».
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Сущность и содержание теории Эриха Фромма..........................6
1.1 Основное содержание теории Эриха Фромма.......................................6
1.2 Проблематика и механизм бегства от свободы в социальном и историческом контексте...................................................................................................13
Глава 2. Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма.............................................................................................................................24
2.1 Возникновение и сущность «гуманистического психоанализа» Эриха Фромма...................................................................................................................24
2.2 Роль психологических факторов в развитии социального процесса.............................................................................................................................25
2.3 Теоретико-методологический анализ теории Эриха Фромма.........28
Заключение......................................................................................................34
Список литературы.........................................................................................37
стремление к удовлетворению этих новых потребностей становится силой, воздействующей на процесс общественного развития.
С первых шагов своей теоретической деятельности Фромм стремится выяснить, какую роль играют психологические факторы в социальном процессе. Он делает попытку интерпретировать динамику всей человеческой истории с социально-психологической точки зрения, раскрыть психологический механизм общественного развития. Будучи убежденным в том, что эти проблемы могут быть решены на основе философской антропологии, Фромм строит свою психологическую модель человека, которая является основанием его теории.
Основная идея Э. Фромма в книге «Бегство от свободы» состоит в том, чтобы дать представление, почему современный человек, освобожденный от оков доиндивидуалистического общества, которое одновременно и ограничивало его, и обеспечивало безопасность и покой, не приобрел внутренней свободы реализации личностного потенциала, то есть реализации своих интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и наделила смыслом его существование, но в тоже время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Одиночество, которое является логическим следствием подобной изоляции, невыносимо, и человек оказывается перед выбором: либо бежать от бремени свободы и искать укрытия под тенью новой зависимости, нового подчинения, либо соответствовать всем тем новым условиям, которые в дальнейшем приведут к реализации внутренней позитивной свободы, основанной на неповторимости каждой личности.
Фромм пришел к выводу, что движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Стремление примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, которое также пытается уравновесить эти стремления.
Список литературы
1. Белик А.В. Культурология: Антропологические теории культур. – М.: РГГУ, 1999 – 241с.
2. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма. – М.: Перспектива, 2002. – 389с.
3. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках истины. – М.: Мысль,1974. – 146с.
4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М.: Изд–во МГУ, 1990. – 512с.
5. Константинов А.С. Учение
Эриха Фромма об обществе [Электронный
ресурс]. URL: http://www.noogen.su/Heroes/
6. Краткий философский словарь / Под ред. доктора философских наук Алексеева А.П. – М.: Проспект, 1998. – 360с.
7. Попова М.А. Фрейдизм и религия. – М.: Наука, 1985. – 199с.
8. Религия и общество:
Хрестоматия по психологии
9. Тарасов А.В. Наследие
Эриха Фромма для радикала
конца XX –начала XXI века. / Лекция из
цикла "Общественная мысль XX века:
практически ценное для политического
радикала наших дней" [Электронный ресурс].
URL: http://radical–xxi.narod.ru/
10. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 244с.
11. Фромм Э. Бегство от свободы – М.: Прогресс, 1989. – 272с.
12. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. – Прогресс, 1992 г. – 256с.
13. Фромм Эрих. Догма о Христе // Эрих Фромм. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – 415с.
14. Фромм Эрих. Человек для себя. – М.: Республика, 1993. – 320с.
Информация о работе Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма