Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть социальные аспекты и методологию теории Эриха Фромма.
Для реализации целей исследования необходимо решить следующие задачи:
- выявить возникновение и сущность «гуманистического психоанализа» Эриха Фромма;
- рассмотреть основное содержание теорий Эриха Фромма;
- изучить теорию «бегства от свободы» в контексте социального и исторического развития общества;
- выявить основные методы анализа на основе теории «бегства от свободы».

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Сущность и содержание теории Эриха Фромма..........................6
1.1 Основное содержание теории Эриха Фромма.......................................6
1.2 Проблематика и механизм бегства от свободы в социальном и историческом контексте...................................................................................................13
Глава 2. Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма.............................................................................................................................24
2.1 Возникновение и сущность «гуманистического психоанализа» Эриха Фромма...................................................................................................................24
2.2 Роль психологических факторов в развитии социального процесса.............................................................................................................................25
2.3 Теоретико-методологический анализ теории Эриха Фромма.........28
Заключение......................................................................................................34
Список литературы.........................................................................................37

Файлы: 1 файл

Социально-психологическая теория Эриха Фромма.docx

— 64.95 Кб (Скачать)

Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. В стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода, «свобода для», то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуальности не тяготит человека, но, наоборот, принимается им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с близкими людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и потребности в индивидуализации, и потребности в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построить на Земле новое общество — «гуманистический идеализм», основанный на любви людей друг к другу [11, С.17].

То нечто общее, присущее индивидам любого общества, несмотря на индивидуальные психологические различия, Фромм, подобно Райху, называет «социальным характером», который рассматривается им как активный фактор общественного процесса, позволяющий наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества. Положительная роль социального характера направлена на обретение человеком чувства безопасности и защищенности.

 

2.3 Теоретико-методологический  анализ теории Эриха Фромма

 

Отдельную главу книги «Бегство от свободы» Фромм посвящает описанию теоретических основ, на которых построен его анализ. Одно из базовых понятий, используемых Фроммом - социальный характер - есть совокупность черт характера, общая для большинства членов группы и возникшая в результате общих для них переживаний и общего образа жизни [5, С.84]. Понятие социального характера является ключевым для понимания общественных процессов, так как он определяет мысли, чувства и действия индивида. Особо важен тот факт, что идеи имеют эмоциональную структуру: разные общества и культуры имеют разные характеры, на основе которого развиваются различные идеи (нацизм, протестантство, кальвинизм и др.). В условиях, когда идея отвечает специфическим потребностям людей данного социального характера, она может стать могущественной силой [12, С.233]. Фромм доказывает этот факт на примере Германии: провал широко распространенных идей социализма и коммунизма под натиском нацизма, произошедший по причине неготовности рабочих к отстаиванию своих идей, причина которой - авторитарный характер немецких рабочих. В силу глубоко сидящего в них почтения к власти они не желали на самом деле иметь личную независимость.

Аналогичным образом структура личности определяет действия человека. Фромм отмечает заслугу Фрейда в открытии этого факта, но не признает его теоретическое обоснование. «Что деятельность человека определяется доминантными тенденциями структуры личности - это совершенно очевидно у невротиков» [11, С.234], - пишет Фромм. Функция социального характера в отношении общества состоит в том, что, «приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его действовать именно так, как ему приходится действовать» [13, С.135]. В качестве контрдовода Фромм обосновывает обусловленность рационального поведения структурой личности индивида на примере патологической тяги к постоянной деятельности, вызванной одиночеством и тревогой.

Так же Эрих Фромм выделяет две функции социального характера: в отношении индивида и в отношении общества. Для индивида функция социального характера заключается в том, чтобы «направлять его действия в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности» [11, С.235]. Функция социального характера в отношении общества состоит в том, что, «приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его действовать именно так, как ему приходится действовать» [11, С.235]. Это приводит к тому, что совесть (долг) обеспечивают такое эффективное функционирование человека с целью выполнения задач общества, которого внешняя власть добиться не сможет. Таким образом, психологические силы «цементируют» социальную структуру. Однако в силу эволюции социальной и экономической структур разрыв между социальным характером и экономическими или социальными реалиями рано или поздно становится настолько большим, что психологические силы становятся «динамитом».

Очень важна, по мнению Фромма, роль воспитания в формировании социального характера. Цель воспитания - сформировать характер подростка таким образом, чтобы он был приближен к социальному характеру общества, в котором тому предстоит жить. Фромм указывает на некорректность распространенной в среде психологов точки зрения, суть которой в том, что методика воспитания является причиной развития определенного характера. Это обусловлено тем, что сама система воспитания определяется функцией подготовки индивида к вступлению в общество [14, С.137]. Семья, по Фромму, является психологическим агентом общества, так как родители передают ребенку «дух» общества, его психологическую атмосферу.

Фромм говорит о существовании у человека психологических свойств, которые, поего мнению, нуждаются в удовлетворении, а в противном случае возникают негативные реакции. Главное из них - тенденция к развитию способностей. Ее подавление приводит к возникновению разрушительных стремлений. С этой тенденцией тесно связано стремление к свободе, так как свобода - неотъемлемое условие любого роста. Другими такими свойствами являются стремления к справедливости и правде. Существование этих свойств может быть показано, по Фромму, путем анализа истории человечества: во все времена справедливость и правда были оружием слабых; кроме того, каждый человек проходит через это в детстве [3, С.239].

Отдельно Фромм указывает на два главных различия между точкой зрения Фрейда и его психологическим подходом. Первое заключается в том, что человеческая природа обусловлена, по Фромму, главным образом исторически, а не сугубо биологически. Второе различие состоит в том, что человек является не самодостаточным закрытым существом, наделенным природой биологически обусловленными стремлениями, причем развитие личности является реакцией на удовлетворение или фрустрацию этих стремлений, а существом социальным изначально, которому присущи такие основные психологические явления, как любовь, ненависть, нежность, симбиоз - отношение индивида к другим людям [14, С.241].

Перед описанием своего подхода Фромм уделяет внимание другим основным направлениям.

1) «Психологический» подход, характерный для Фрейда, объясняет  культурные явления психологическими факторами, проистекающими из инстинктивных побуждений, на которые общество влияет путем подавления. Так, например, капитализм объясняется фрейдистами как анальный эротизм, а развитие раннего христианства - результат амбивалентности по отношению к образу отца.

2) «Экономический» подход, основанный на искаженном понимании  истории, разработанным Марксом. Причиной культурных явлений объявляются субъективные экономические интересы.

3) «Идеалистический» подход, представленный в работе Макса  Вебера «Протестантская этика  и дух капитализма». Новый тип  экономического поведения и новый дух культуры объясняются появлением новых религиозных идей [11, С.245].

Подход Эриха Фромма основывается на предположении о том, что культура коренится в социальном характере. Сам он формируется образом жизни общества, но его доминантные черты становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Рассматривая с этой точки зрения проблему духа протестантства и капитализма, Фромм показал, что «падение средневекового общества угрожало среднему классу; что эта угроза вызвала чувство изоляции, бессилия и сомнения; что эта психологическая перемена обусловила притягательность доктрин Лютера и Кальвина; что эти доктрины усилили и закрепили изменения в структуре личности и что развившиеся новые черты личности стали эффективными силами развития капитализма, который в свою очередь возник в результате экономических и политических перемен» [12, С.240].

Что касается нацизма, Фромм говорит об усилении садистских и мазохистских черт характера у низов среднего класса в ответ на экономические перемены. «Нацистская идеология еще более усилила их, а затем эти новые черты характера стали эффективными силами, работающими на экспансию германского империализма. В обоих случаях мы видим, что, когда определенному классу угрожает опасность новых экономических тенденций, этот класс реагирует на угрозу психологически и идеологически; причем психологические изменения, вызванные такой реакцией, способствуют развитию все тех же экономических тенденций вопреки экономическим интересам данного класса» [12, С.246].

Механизм действия экономических, психологических и идеологических факторов, по мнению Фромма, следующий: внешняя обстановка ведет к изменению самого человека, а психологические факторы, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономического и социального процесса. «Здесь действуют экономические силы, но их нужно рассматривать не как психологические мотивации, а как объективные условия; действуют и психологические силы, но необходимо помнить, что сами они исторически обусловлены; действуют и идеи, но их основой является вся психологическая структура членов определенной социальной группы. Несмотря на взаимозависимость экономических, психологических и идеологических факторов, каждый из них обладает и некоторой самостоятельностью. Особенно это касается экономического развития, которое происходит по собственным законам, будучи обусловлено такими объективными факторами, как природные ресурсы, техника, географическое положение и т.д.

Что касается психологических сил, показано, что это верно и для них: они определяются внешними условиями жизни, но имеют и свою собственную динамику, то есть они являются проявлением человеческих потребностей, которые могут быть как-то видоизменены, но уничтожены быть не могут. В сфере идеологии обнаруживается такая же автономия, которая связана с законами логики и с традицией научного познания, сложившейся в ходе истории» [11, С.247].

Основной принцип своего подхода Фромм объясняет, пользуясь понятием социального характера. «Социальный характер - это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Изменения социальных условий приводят к изменению социального характера, то есть к появлению новых потребностей и тревог. Эти новые потребности порождают новые идеи, в то же время подготавливая людей к их восприятию. Новые идеи, в свою очередь, укрепляют и усиливают новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло»[11, 147]. Иными словами, социальные условия влияют на идеологические явления через социальный характер, но этот характер не является результатом пассивного приспособления к социальным условиям; социальный характер - это результат динамической адаптации на основе неотъемлемых свойств человеческой природы, заложенных биологически либо возникших в ходе истории.

 

 

Заключение

 

Работы Фромма заложили основы направления, одно время популярного в западной психологии и получившего название "фрейдо-марксизм". Однако главное значение его работ в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и Адлера с гуманистической психологией. Попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук — истории, социологии, философии, педагогики.

На фрейдистской почве возникло еще одно течение, сторонники которого попытались истолковать в понятиях психоанализа своеобразие культурно-исторического облика различных народов. Согласно одному из главных сторонников этого направления, американскому психиатру и этнологу Кардинеру, личность человека формируется культурой. Кроме естественной среды существует нематериальная среда, состоящая из мифов, верований, легенд, рационализированных влечений. Под ее действием складывается "основная структура личности", свойственная всем индивидам, принадлежащим к данной культуре. Эта "основная структура" — продукт специфического для каждой культуры способа воспитания в детстве. Психологическое "строение" человека многопланово. Оно содержит уровень простейших биологических потребностей, над которым надстраивается "основная структура личности", заданная культурой, и уже на базе этого второго уровня складывается индивидуальный характер.

Развитие психоанализа не могло идти изолированно от новых тенденций, возникающих прежде всего в русле социального бихевиоризма и гуманистической психологии, предметом исследования которых также являлась структура личности. Влияние открытий, сделанных в смежных психологических школах, отразилось на концепциях таких исследователей как Г.С. Салливен, Э. Берн, Э. Эриксон.

Эрих Фромм выделяет приобретенные потребности и потребности физиологические. Для удовлетворения потребностей человек должен трудиться, условия же его работы определяются тем обществом, в котором он родился. Оба фактора – потребность жить и социальная система не могут быть изменены отдельным индивидом, и именно они определяют развитие тех его черт, которые имеют большую пластичность

Так же Э. Фромм выделяет причину, обусловливающую необходимость принадлежности к обществу: субъективное самопознание. Способность мыслить позволяет человеку осознать себя как индивидуальное существо; сознавая свою отдельность, неизбежность болезней и старости, человек не может не чувствовать свою незначительность в сравнении с окружающим миром. Если человек не имеет возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл, его переполняют сомнения, которые в итоге парализуют его способности действовать, то есть жить. Основные положения социальной психологии Фромма заключаются в следующем:

  • человек есть продукт исторической эволюции в синтезе с врожденными законами, но не то или другое в отдельности;
  • у человека существуют физиологические потребности и ему свойственно избегать морального одиночества;
  • в процессе динамической адаптации у индивида развивается ряд стимулов, мотивирующих его чувства и действия;

Информация о работе Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма