Теории социального обмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 18:49, доклад

Краткое описание

Основные теоретики: Дж. К. Хоманс (1910-1989) и П.Блау (1918 - ?)

В 50е-60е годы теории получили мощное развитие. Разрабатывались как еще одна альтернатива Парсонсу.

Социальный обмен – настолько фундаментальный процесс, что через него модно объяснить если не все, то очень многое в социальной жизни.

Файлы: 1 файл

Теори обмена.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Теории  социального обмена.

Основные  теоретики: Дж. К. Хоманс (1910-1989) и П.Блау (1918 - ?)

В 50е-60е  годы теории получили мощное развитие. Разрабатывались как еще одна альтернатива Парсонсу.

Социальный  обмен – настолько фундаментальный  процесс, что через него модно объяснить если не все, то очень многое в социальной жизни.

Речь  идет не только об экономическом обмене – это обмен чего угодно на что  угодно (фактически любое взаимодействие уже обмен).

Хоманс. Первым попытался разработать свой вариант теории обмена.

Краткая характеристика его теории:

Эта теория обмена опирается на бихевиористскую  психологию (в том варианте как  ее разработал Б.Скиннер).

Человек – автономный индивид, ориентированный  на получение выгоды от своего поведения  и выстраивающий свое поведение так, чтобы выгода была максимальной, а издержки минимальными.

Относительно  парсоновской теории происходит некий  откат назад – рамки сужаются до утилитаризма.

Теория  очень академична (предельно точная определения, формулировки, логические переходы, доказательства).

Микросоциологическая  теория (в противовес парсоновской макро-)

Теория  позитивистская и объективистская. Хоманса не интересует, что люди думают по поводу их поведения.

Теория  ищет такие вещ, которые не зависят  от понимания и сознания.

1 этап связан с работой «Человеческая группа» (1950)

2 этап  – «Социальное поведение и  его элементарные формы» (1961)

1й этап.

Хоманс использует индуктивную стратегию. Начинает с того, что вся предшествующая социология строилась неправильно – не соответствовала критериям научности – строилась на понятиях, которые он называет абстракциями второго порядка.

Абстракции 1 порядка – соотносятся с эмпирической реальностью.

Абстракции 2 порядка – не соотносятся с  эмпирической реальностью. Следовательно, утверждения где есть эти понятия нельзя проверить, доказать или опровергнуть.

Примеры понятий: статус, роль, структура, среда, функции.

Для науки  нужно более прочное основание. Нужно исходить из действительно  наблюдаемой социальной жизни.

Реальная  социальная жизнь – поведение людей.

Реальное  поведение людей всегда протекает  в малых группах. В малых группах  развертывается реальный социальный процесс.

Предмет изучения – не малые группы, а  в поведение в них.

Три исходные абстракции первого порядка –  взаимодействие, деятельность, чувства.

Все они  количественно измеримы!

Чувства – вид деятельность, имеющий внешнее  проявление.

Утверждения, - говорит Хоманс, - должны строится так: Х меняется только вместе с Y.

Однако  это только начальные формы утверждений, из которых должна состоять социологическая теория. Более точна формулировка: Х меняется вместе с Y при условиях С1, С2, С3…

Хоманс  в своей книге берет 5 разных исследований малых групп, от рабочего коллектива до уличной шайки. Анализируя материалы  этих исследований Хоманс формулирует эмпирические закономерности.

2й этап.

Хоманс  использует дедуктивную стратегию.

Эмпирические  закономерности, - пишет Хоманс, - ничего не объясняют, а наука должна объяснять.

Объяснение  – подведение эмпирических утверждений  под общие положения или постулаты, из которых их можно было бы логически вывести.

С одной  стороны эмпирические закономерности мы можем вывести из наблюдений (через  пропозиции). С другой – они могут  быть выведены из неких постулатов. (собственно, это и есть индукция и дедукция).

Получив из постулатов новые закономерности, мы проверяем их наблюдениями и, если они не получают подтверждения, значит корректировки требуют постулаты.

Постулаты тоже должны строиться на абстракциях  первого порядка.

Где их взять? Хоманс говорит, что их можно  и позаимствовать. И заимствует – из элементарной экономики и бихевиоризма.

Понятия. Дискпритивные термины – основные наблюдаемые единицы – деятельность, взаимодействия, чувства. Остальные  термины – переменные – количество, ценности, вознаграждение, нормы, издержки, вложения, выгоды, распределительная справедливость.

Объяснительные  постулаты: постулат стимула, постулат успеха, постулат ценности, постулат депривации пресыщения, постулат распределительной справедливости.

Интегративная теория обмена. Блао.

Обмен и власть в социальной жизни.

Блао - Авторитетный специалист по формальным бюрократическим организациям.

2 главные  задачи, которые попытался решить  Блао:

  • Концептуализировать некоторые простые и непосредственные процессы обмена, происходящие в относительно узких рамках взаимодействия лицом к лицу.
  • Применить эти концептуальные конструкции к объяснению сложностей, заключенных в процессах обмена, опосредованных более крупными системами.

7 принципов:  появляются новые, концептуализируются  старые.

Из межличностных обменов вырастают более крупные макроструктуры:

  • Межличностный обмен
  • Дифференциация статуса и власти
  • Легитимация и организация
  • Организация и изменение

Люди, которые  на микроуровне обмениваются, обладают неравными ресурсами, значит их обмены не могут быть абсолютно равноценными, что ведет к дифференциации.

Чем больше услуг люди предоставляют в обмен  на особо ценные услуги, тем меньше уступок может получить тот, кто предоставляет особо ценные услуги.

Нормы регулируют обмен между индивидом  и коллективом, ценности регулируют обмен между коллективами.

Блао  выделяет 4 типа ценностей:

  • Партикуляристские. выполняющие функции интеграции и являющиеся основой солидарности в социальных группах.
  • Универсалистские. выполняющие функцию оценки различных, предоставляемых для обмена сущностей.
  • Легитимирущие господство. выполняющий функцию социального контроля по средствам распределения властных полномочий.
  • Оппозиционные или революционные. придающие динамику социальным отношениям..

    С помощью  концепции Блaу можно попытаться объяснить причины и механизмы возникновения и разрушения различных типов социальной организации. При этом в концепции отсутствуют принципы «выведения», на основание которых может быть осуществлен переход от простейших структур к более сложным. Ральф Уoлдо Эмерсoн создает интегративную теорию обмена, сочетающую макро и микроурoвни социального через изучение «сетей обмена» и «продуктивного обмена». При этом он основывается на основных посылках бихевиористскoй теорией и теорией социального обмена Хoманса и Блaу. Теория обмена Эмерсoна «основывается на потоке выгод от одних индивидов к другим через социальные взаимодействия». Это основное заключает в себе три аспекта: индивиды, которым события выгодны, стремятся рационально содействовать этим событиям; индивиды могут пресытится, тогда указанные события перестанут восприниматься выгодными; выгоды, получаемые людьми по средствам участия в социальных процессах, зависят от того, что они могут предоставить в обмен. Эмерсoн публикует экономическую и социальную теорию обмена. Если экономическая теория обмена сосредотачивается на изучении независимых отношений между людьми, то социальная – на повторяющихся соглашениях между взаимозависимыми субъектами. Идея «сетей обмена» связана с изучением отношений обмена между позициями внутри социальной сети. Эта идея предполагает постоянство и устойчивость исторически сложившихся отношений обмена – очереди обменов, это допускает применение принципов анализа микроуровнегo обмена на макроуровнe. Несмотря на стремление к интегративному пониманию социальных процессов, Теория социального обмена не дает нам достаточно предпосылок для объяснения социальных изменений, институтов, изменений общественных систем.

Информация о работе Теории социального обмена