Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7

1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32

2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кур 2 курс.DOC

— 748.50 Кб (Скачать)

               Постулатом взаимоотношений родителей  со своим ребенком является  следующее правило: Не вместо ребенка, а вместе с ребенком, а позже – к его самостоятельности.

               Проблема социальной адаптации  лиц с особенностями психофизического  развития является многоаспектной  и чрезвычайно сложной. Исследования  данной проблемы продолжаются. Они  направлены на разработку и апробацию содержания образования детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями, разработку подходов и особенностей социальной адаптации на этапе перехода из школьной жизни во взрослую самостоятельную, на поиск путей взаимодействия с учреждениями и специалистами, относящимися к другим ведомствам, на изыскание резервов повышения комфортности пребывания ребенка с особенностями психофизического развития в среде обычных детей, и в целом на поиск условий, путей, средств успешности социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития [5].

        29-31 октября 2007 г в Национальный  Институте Образования Республики Беларусь. состоялся Третий региональный семинар Сообщества практики в СНГ по вопросам развития содержания общего среднего образования «Инклюзивное образование: путь в будущее», организаторами которого выступил Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве, Международного бюро просвещения ЮНЕСКО и Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ. Семинар проведен в рамках подготовки к всемирной конференции министров образования «Инклюзивное образование: путь в будущее», которая состоится под эгидой ЮНЕСКО в Женеве (Швейцария) в 2008 г.

          В семинаре приняли участие  представители министерств образования,  научно-педагогических учреждений  Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана,  Латвии, Молдовы, России, Украины,  Узбекистана, Финляндии, Совета  по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, а также  штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, Международного бюро просвещения ЮНЕСКО в Женеве,  Бюро ЮНЕСКО в Москве, Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО, Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Латвии.

           В ходе семинара его участники  представили доклады по вопросам  инклюзивного образования, обсудили  имеющийся в странах, регионе  и мире положительный опыт  и выработали общие подходы  к решению проблемы. (ПРИЛОЖЕНИЕ  К)

             В данном параграфе я  рассмотрела особенности и  проблемы социального включения в  учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь. Определила ,что социальное включение детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс у нас в республике занимает особое место в ряду актуальных проблем специального образования. Идеи интеграции становятся все более понятными и притягательными. Процессы, имеющие отношение к образовательной интеграции, стали отражением социально-экономических преобразований в нашей стране. Республика Беларусь строит демократическое общество. В нем формируется новое отношение к детям с особенностями психофизического развития. Признается их обучаемость, равноправие всех детей в получении образования: законом «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» от 18 мая 2004 г. 285-З, который определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования. Закон гарантирует создание необходимых условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, их социальной адаптации и интеграции в обществе. Изменяются концептуальные основы специального образования. Признается самоценность человека, ребенка независимо от выраженности психофизического нарушения. Родителям предоставляется возможность выбора типа образовательного учреждения и формы получения специального образования. Закон позволил определить четкую позицию в области образовательной интеграции и стратегии ее реализации. Приняты меры по обеспечению всем лицам с особенностями психофизического развития возможности получить образование, соответствующее их потребностям и познавательным возможностям. Образование детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) и тяжелыми множественными нарушениями рассматривается в аспекте улучшения прежде всего качества их жизни. Понятие «необучаемый ребенок» изживает себя, потому что обучаемыми признаются все дети.  В 2006 году утверждена новая, уточненная инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

    Большая роль в коррекции развития личности отводится социально-психологической  реабилитации и создании рабочих  мест. Значение трудовой подготовки в  процессе социализации огромно. Производственные возможности инвалидов в сфере обслуживающего труда, промышленного и сельскохозяйственного производства при надлежащих условиях их организации не перестают удивлять. В настоящее время в Республике Беларусь профессиональная подготовка лиц с ОПФР осуществляется по 26 единичным квалификациям в 44 учебных заведениях.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     При изучении  особенности социальной  инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный  процесс были рассмотрены следующие теоретические и прикладные аспекты:

- основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными  возможностями в учебно-воспитательный процесс и особенности современных моделей в различных странах. Определила, что основные понятия такие как «инклюзия», «эксклюзия», «инклюзивное (включённое) образование», «социализация личности», «интеграция», «интеграционное образование», «социальная мобильность», «безбарьерная среда» являются новыми для современной науки и стали использоваться благодаря развитию социальной работы в последнее десятилетие. В современном мире наблюдается активный процесс пересмотра сложившейся системы норм и ценностей в различных областях деятельности человека – в повседневной жизни, науке, политике, искусстве, образовании. Изменяются убеждения, воззрения человека на мир, природу и общество, его отношение к самому себе, семье, другим людям; переосмысливаются достижения цивилизации. Идет трудный поиск новых ориентиров. Возникают и реализуются новые идеи, множество эффективных моделей интеграции, множество подходов к организации, способов, методов, принципов модификации, программ обучения относительно взаимоотношений социума и индивида с особенностями в различных странах мир;

- основные методологические  подходы  к  изучению  социальной  инклюзии. К ним относится: политико–правовой, экономический, социологический, психологический  подход. Определила, что все эти подходы  должны  носить  комплексный и многоуровневый характер существования социальных проблем и пути их решения воплощает междисциплинарный характер изучения и проектирования путей решения социальных проблем.

«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она  есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс). Богатство человеческой личности определяется богатством (многообразием) общественных отношений. Основной принцип отношения общества к инвалидам должен быть – нормализация и интеграция. В Преамбуле Конвенции о правах инвалидов признается, что для этих людей важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу делать свой собственный выбор. Присоединение к Конвенции – это, прежде всего, дорога, которая приведет нас к тому, к чему пришли те страны, в которых права инвалидов защищались, развивались и реализуются в лучшей степени. Понятие качества жизни, по данным разных авторов, включает: удовлетворенность человека своим физическим, психическим и социальным благополучием; способность индивидуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни во всех ее аспектах;

- особенности объективных и  субъективных  факторов ,  оказывающих  влияние на  реальное  инклюзивное  образовании. Улучшение функционирования инвалида зависит от состояния здоровья, условий жизни, воспитания. Оно выгодно всем: и обществу, и инвалиду, так как растут его жизненные притязания, а не претензии к жизни. Полноценно функционирующий человек (по К. Роджерсу) – это психически здоровый, творческий человек, который «открыт опыту», т.е. способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Современное значение понятия «безбарьерная среда» включает в себя и возможность получения информации в соответствующем формате: для незрячего – в звуковом формате, для неслышащего – в письменном или в виде пиктограмм. В последние годы на улицах города появляется все больше и больше автобусов и троллейбусов, отвечающих этим требованиям. Происходящие в последние десятилетия перемены затрагивают все сферы нашей жизни. Образование, в том числе и специальное, являясь частью социальной практики, не может быть в стороне от этих вызовов времени. В настоящее время позитивно меняется отношение общества к людям с ограниченными возможностями. Наблюдается кардинальный сдвиг в понимании реальных возможностей детей с особенностями развития и их родителей. Общество приходит к пониманию, что дети с особенностями развития – неотъемлемая его часть, и потенциал их пока раскрыт не полностью. Они могут учиться, могут плодотворно взаимодействовать со своими сверстниками. Применительно к специальному образованию идея развития личности, социализированной и способной самостоятельно строить свою жизнь, является чрезвычайно актуальной. Она становится приоритетным направлением работы всех учреждений специального образования. Ведь им приходится решать задачи не только обучения и воспитания лиц с особенностями в развитии, но, прежде всего, решать задачи их подготовки к относительно самостоятельной, и, по мере возможности, независимой от практической помощи окружающих жизни.

- описала  систему  социального  включения  детей  инвалидов  в  учебно-воспитательный  процесс в Росси  и  в Республике  Беларусь. Определила , что в России  и  в  Республике  Беларусь придаётся  огромное  значение    социальному включению детей  инвалидов  в  учебно-воспитательный  процесс,  но имеют  разные  подходы.

    В Российской  Федерации    социальное включение   детей с ОПФР в учебно- воспитательный процесс  только-только делает первые шаги на пути восхождения к вершинам действительно всеобщего равноценного, достойного и доступного образования для каждого ребенка, независимо от наличия или отсутствия у него инвалидности, или каких-либо иных индивидуальных качеств и  нацелена      на  инклюзивное  образование ( инклюзивные школы открыты для всех - для каждого ребенка и подростка, они приспосабливаются подо всех детей, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей). Однако имеет  пока  несовершенную  законодательную  базу,  которая   и  является главной  проблемой  социального  включения  детей  инвалидов.

          В России существует множество  общественные  организации инвалидов. Одной  из  крупнейших таких  организаций  являться «Перспектива».  Миссия организации – содействовать самостоятельности и полному включению людей с инвалидностью в жизнь общества, улучшение качества жизни людей с инвалидностью

        В Республике  Беларусь социальное  включение основывается  на  интегрированном образовании. (Интегрированного обучения создаёт благоприятные условия для более успешного социального развития не только «особого» ребенка, она так же благоприятно сказывается на социальном развитии всех участников образовательного процесса. В процессе совместного обучения складываются новые отношения, в результате чего меняются все участники образовательного процесса – и учащиеся, и педагоги, и родители.) Имеется  хорошая  законодательная  база, которая  определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования.  Приняты меры по обеспечению всем лицам с особенностями психофизического развития возможности получить образование, соответствующее их потребностям и познавательным возможностям. На  государственном  уровне осуществляется  помощи в социальной адаптации выпускникам в республике, реализуется патронатное сопровождение лиц с особенностями психофизического развития. Оно направлено на помощь выпускнику в трудоустройстве, адаптации ко взрослой жизни в течении  двух лет после окончания им учреждения образования. Функционирует сайт белорусского информационного центра для людей с ограниченными возможностями молодежного общественного объединения «Разные – Равные» www.different-equal.org, существует общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам».

    Но  специальному образованию наряду с решением общих задач, приходится постоянно решать задачи налаживания взаимодействия «особого» ребенка с миром, искать новые формы и способы включения его в этот мир. Приходится все больше считаться с необходимостью более широкого применения социальных форм обучения, основанных на процессе непосредственного включения детей с особенностями психофизического развития во взаимодействие между собой, во взаимодействие с другими людьми, в налаживании взаимодействия и социальных связей с разными социальными группами.

    

                                         

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс