Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7
1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32
2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Начиная, с 2000 г. организация имеет партнёров в различных регионах Российской Федерации, занимаемся вопросами обеспечения доступа детей с инвалидностью к образованию выпускает литературу по данной теме.(ПРИЛОЖЕНИЕ Е)[9cтр.20-28]. Благодаря этой организации на сегодняшний день ребёнок с инвалидностью для получения своего образования имеет возможность получение образования в обычной школе, специальное образование в спецшколах или школах-интернатах, и надомное образование. Это может быть интегрированное образование и инклюзивное образование.
«До этого образование было
интегрированным, которое
Представители организации «Перспектива» и других общественных организаций инвалидов склоняются к инклюзивному образованию. (ПРИЛОЖЕНИЕ А) [9c.11-12].
В своих программах они
обосновывают что, «для
Инклюзивное образование, с одной стороны - это такой принцип, на котором должна строиться система образования, а с другой стороны - это процесс. Заключается инклюзия в том, что школы, наши обычные школы, любые образовательные учреждения, детские сады тоже, должны принимать всех детей без исключения, вне зависимости от того, какие у них особенности. И это касается не только больных детей, но и здоровых детей, например, очень одаренных. У нас все дети разные, и система образования должна строиться на этом принципе: все дети разные. Они все принадлежат нашему сообществу, и на каждого ребенка мы будем смотреть индивидуально, и будем смотреть - как мы можем учесть и удовлетворить вот эти особые его образовательные потребности. Этот принцип изложен в Саламанкской декларации ЮНЕСКО»[9cтр.39-41].
Развивать инклюзивное
Представители различных общественных российских организации, которые стали»участниками Конференции «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра», состоявшейся 14 ноября 2006 г., заявляют о праве на образование каждого человека, в том виде, в котором оно зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и напоминают об обязательствах всемирного сообщества, принятых на Всемирной конференции по образованию для всех 1990 года, обеспечить это право для всех, несмотря на индивидуальные различия.
Выражая приверженность
Участники конференции отмечают, что в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:
- наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;
- недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
- отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
- отсутствие учебных программ, учитывающих физические и умственные возможности каждого ребенка в учебном процессе;
- отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
- неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
- незнание и неумение родителей отстоять права своих детей-инвалидов на равный доступ к образованию;
- полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
Исходя из того, что личность любого ребенка ценна сама по себе, участники Конференции убеждены, что ребенку с особыми образовательными потребностями для вхождения в социум нужна, прежде всего, внесемейная среда, общение с другими детьми, и нужен посредник, отличающийся от родителей, педагог.
Принимая во внимание огромную роль школы в воспитании личности, собравшиеся уверены, что преодоление существующих стереотипов по отношению к инвалидам необходимо начинать с самого раннего возраста, помогая тем самым ребенку-инвалиду легче адаптироваться в среде своих сверстников[9cтр.73].
В данном параграфе я рассмотрела
особенности и проблемы социального
включения в учебно - воспитательный
процесс детей с ОПФР в Росси . Определила
, что социальное включение на
данной территории в учебно -
воспитательный процесс детей с
ОПФР только-только делает первые шаги
на пути восхождения к вершинам действительно
всеобщего равноценного, достойного и
доступного образования для каждого ребенка,
независимо от наличия или отсутствия
у него инвалидности, или каких-либо иных
индивидуальных качеств и нацелена
на инклюзивное образование. однако
имеет пока несовершенную законодательную
базу, которая и является главной проблемой
социального включения детей инвалидов.
2.2. Особености и проблемы социального включения в учебно- воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь
Проблема социализации лиц с
особенностями
Цель коррекции развития
Социальная адаптация
Система специального
Согласно Закону Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», принятом в 2004 г., одной из целей специального образования является социальная адаптация лиц с особенностями психофизического развития и интеграция их в общество.
В нашей стране планомерно
и последовательно
Первое из таких
Вопросы оказания ранней
Оказание ранней комплексной
помощи рассматривается как
Раннее выявление нарушения в
развитии и раннее начало
При организации ранней комплексной помощи приоритетными являются интересы ребенка, а не интересы учреждения или специалиста. Ребенок и его семья обеспечиваются всей необходимой помощью: медицинской, педагогической, психологической. Необходима консолидация усилий специалистов, относящихся к разным учреждениям, ведомствам, преодоление межведомственной рассогласованности в вопросах ранней комплексной помощи.
Второе. В дошкольном и школьном возрастах несомненно влияют на процесс социальной адаптации интегрированное обучение и воспитание. Это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами[5].
В Республике Беларусь
Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс