Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7

1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32

2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кур 2 курс.DOC

— 748.50 Кб (Скачать)

          Начиная, с 2000 г. организация  имеет партнёров в различных  регионах Российской  Федерации, занимаемся вопросами обеспечения доступа детей с инвалидностью к образованию выпускает литературу  по  данной  теме.(ПРИЛОЖЕНИЕ Е)[9cтр.20-28]. Благодаря этой  организации на сегодняшний день ребёнок с инвалидностью для получения своего образования имеет возможность получение образования в обычной школе, специальное образование в спецшколах или школах-интернатах, и надомное образование. Это может быть интегрированное образование и инклюзивное образование.

       «До этого образование было  интегрированным, которое закреплено  в Стандартных правилах, и процесс  обучения детей-инвалидов в обычных  школах назывался «интегрированным  образованием». Но сообществу организаций инвалидов, родителей детей-инвалидов не очень-то нравилось интегрированное образование. Потому что оно,  подразумевало: есть человек больной, он другой, не такое, как все, а вот есть общество, нормальное, и этого больного человека нужно как-то интегрировать в это нормальное общество. Тогда как инклюзивное образование говорит о том, что мы все  здесь разные, и каждый по-своему особенный, но все мы принадлежим к этому конкретному сообществу. И все дети, которые живут на определенной территории, имеют право идти в ту или иную школу, так же как одаренные дети, также как и дети, которые не знают  хорошо, например, русский язык, так и дети инвалиды. Все они  ДЕТИ». [9cтр.15]

         Представители  организации «Перспектива»  и  других общественных  организаций  инвалидов склоняются к  инклюзивному образованию. (ПРИЛОЖЕНИЕ А) [9c.11-12].

         В  своих  программах  они  обосновывают что, «для учеников  с особыми образовательными потребностями  доступ к образованию обеспечивается  и приспособлением школ, и предоставлением услуг сопровождения специальными специалистами, психологами, ассистентами педагогов,  помощниками. При этом все это должно быть внесено в закон, в какие-то нормативные документы. Это приводит к уменьшению количества специализированных школ, школ-интернатов, и получение образования детьми с инвалидностью происходит в школах по месту жительства. Без активного участия семьи и родителей этого очень сложно достичь, поэтому что это – одна составляющая часть инклюзии. 

     Инклюзивное образование, с одной стороны - это такой принцип,  на котором должна строиться система образования, а с другой стороны - это  процесс.  Заключается инклюзия в том, что школы, наши обычные школы, любые образовательные учреждения, детские сады тоже, должны принимать  всех детей без исключения,  вне зависимости от того, какие у них особенности. И  это касается не только больных детей, но и  здоровых детей, например, очень одаренных. У нас все дети разные, и система образования должна строиться на этом принципе: все дети разные. Они все принадлежат нашему сообществу, и на каждого ребенка мы  будем смотреть индивидуально, и будем смотреть - как мы можем учесть и удовлетворить вот эти особые его образовательные потребности. Этот принцип изложен в Саламанкской декларации  ЮНЕСКО»[9cтр.39-41].

     Развивать инклюзивное образование  в России  имеет  сложности   так  как,  нет государственной  политики,  нет законодательства, в котором хотя бы просто  упоминались такие слова как  «инклюзивное», «интегрированное»  образование. И всё это можно делать, только основываясь на Конституции Российской Федерации: каждый имеет право на образование, и на то, что есть законы об образовании, в соответствии с которыми каждый ребенок должен получить образование. В России есть отдельные примеры, это, прежде всего, в Самарской области ассоциация «Десница», где есть возможность включать детей с особыми потребностями в общеобразовательные классы, развивать этот процесс. В Москве есть несколько школ (6 школ), которые сейчас участвуют в городском эксперименте. Создана экспериментальная площадка: в общеобразовательные классы начальной школы включены от 2 до 3 детей с особыми потребностями. Дети все разные, это и дети с Даун-синдромом, дети с проблемами слуха. Во Владимирской области  областная общественная  организация «Ассоциации родителей  детей-инвалидов «Свет» существует с 1 сентября 1995 года.  В эту организацию входят  родители детей, которые медико-психолого-педагогической комиссией были признаны необучаемыми. Это объединение в последствии привело к созданию «Школы жизни». Было оборудовано  специальное помещение, где дети обучались абсолют- но элементарным вещам:  готовить еду, убирать за собой,  застегивать пуговицы .

        Представители  различных   общественных российских  организации,  которые  стали»участниками Конференции «Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра», состоявшейся 14 ноября 2006 г., заявляют о праве на образование каждого человека, в том виде, в котором оно зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и напоминают об обязательствах всемирного сообщества, принятых на Всемирной конференции по образованию для всех 1990 года, обеспечить это право для всех, несмотря на индивидуальные различия.

     Выражая приверженность положениям  и нормам международного гуманитарного права, а также российского законодательства, провозглашающего право каждого ребенка, в том числе имеющего особые образовательные потребности, на получение образования, 27 июля 2005 г.  Министром образования и науки Самарской области подписан Приказ за № №82-од «Об утверждении Положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области», что соответствует мировым тенденциям образования детей-инвалидов, в частности Саламанкской декларации 1994 г., которая закрепляет основные принципы инклюзивного образования и призывает государства поощрять инклюзивные подходы в образовании детей и взрослых, имеющих особые образовательные потребности.

Участники конференции отмечают, что в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:

-  наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;

-    недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;

-   отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;

-  отсутствие учебных программ, учитывающих физические и умственные возможности каждого ребенка в учебном процессе;

-   отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;

- неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;

-   незнание и неумение родителей отстоять права своих детей-инвалидов на равный доступ к образованию;

-  полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

Исходя  из того, что личность любого ребенка  ценна сама по себе, участники Конференции  убеждены, что ребенку с особыми образовательными потребностями для  вхождения  в  социум нужна, прежде всего, внесемейная  среда,  общение с другими детьми,  и  нужен  посредник, отличающийся  от  родителей,  педагог.

        Принимая во внимание огромную  роль школы в воспитании личности, собравшиеся уверены, что преодоление существующих стереотипов по отношению к инвалидам необходимо начинать с самого раннего возраста,  помогая тем самым ребенку-инвалиду легче адаптироваться в среде своих сверстников[9cтр.73].

         В данном  параграфе я рассмотрела   особенности и проблемы социального включения в учебно -  воспитательный  процесс детей с ОПФР в Росси .  Определила ,  что социальное  включение на  данной  территории  в учебно -  воспитательный  процесс детей с  ОПФР  только-только делает первые шаги на пути восхождения к вершинам действительно всеобщего равноценного, достойного и доступного образования для каждого ребенка, независимо от наличия или отсутствия у него инвалидности, или каких-либо иных индивидуальных качеств и  нацелена на  инклюзивное  образование. однако имеет  пока  несовершенную законодательную  базу, которая и является главной  проблемой социального включения  детей  инвалидов. 

 

2.2. Особености  и проблемы социального включения в учебно- воспитательный  процесс детей с  ОПФР в Республике  Беларусь

 

           Проблема социализации лиц с  особенностями психофизического  развития и интеграции их в  общество на современном этапе  социально-экономических преобразований  общественного уклада жизни приобретает особое звучание. Социализация понимается  как многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений и относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

        Цель коррекции развития личности  в целом заключается в формирование  социального опыта, навыков культурного  поведения  и социального взаимодействия, т.е. успешной социализации. Нередко  под социализацией понимают осознанную  адаптацию ребенка к окружающей действительности,  а также постепенное его включение в систему общественных и производственных отношений.

         Социальная адаптация опирается  на базовое образование и различные  аспекты воспитания, она охватывает  все необходимые жизненные роли, установки и события в их взаимосвязи. Образовательный процесс социальной направленности осуществляется не только в школе, но и в семье, общественных организациях, трудовом коллективе. Создание условий для интенсивной социализации – одна из насущных проблем общей и коррекционной педагогики [7].

       Система специального образования   республики Беларусь, активно развиваясь, выстраивает свою траекторию  движения вперед. Изменения, происходящие  в этой  системе, являются следствием  социально ориентированной политики  нашего государства.

        Согласно Закону Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», принятом в 2004 г., одной из целей специального образования является социальная адаптация лиц с особенностями психофизического развития и интеграция их в общество.

        В нашей стране планомерно  и последовательно осуществляются  структурные и содержательные  преобразования, подчиненные данной  цели.

      Первое из таких преобразований. Формируется система ранней комплексной  помощи. Внимание обращено на те этапы жизни ребенка, которые как бы выпадали из образовательного маршрута. Это прежде всего ранний возраст (от рождения до трех лет).

     Вопросы оказания ранней комплексной  помощи законодательно закреплены  в Законе Республики Беларусь «О специальном образовании», а также в Положении о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Инструкции о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития. Под ранней комплексной помощью понимается система медико-психолого-педагогических мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и  психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с медико-психолого-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.

        Оказание ранней комплексной  помощи рассматривается как базис  системы специального образования,  который обеспечивает детям с  особенностями психофизического  развития своевременное выявление нарушений развития, позволит реализовать реабилитационный потенциал ребенка и исправить или ослабить отклонения развития.

       Раннее выявление нарушения в  развитии и раннее начало коррекционной  работы с ребенком и его  семьей не только способствуют социализации ребенка, но и нередко позволяют в дальнейшем вывести ребенка из системы специального образования. На сегодняшний день раннюю комплексную помощь в учреждениях специального образования получают более 1000 детей.

       При организации ранней комплексной помощи приоритетными являются интересы ребенка, а не интересы учреждения или специалиста. Ребенок и его семья обеспечиваются всей необходимой помощью: медицинской, педагогической, психологической. Необходима консолидация усилий специалистов, относящихся к разным учреждениям, ведомствам, преодоление межведомственной рассогласованности в вопросах ранней комплексной помощи.

     Второе. В дошкольном и школьном возрастах  несомненно влияют на процесс социальной адаптации интегрированное обучение и воспитание. Это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами[5].

         В Республике Беларусь интегрированному (совместному) обучению придается  огромное значение. Оно рассматривается  не только не только новая  форма обучения, но, прежде всего,  как один из возможных путей  более успешной социализации лиц с особенностями психофизического развития и интеграции их в обществе. В этих условиях каждым участником образовательного процесса приобретается первичный опыт совместного сотрудничества и взаимодействия, а так же неоценимый опыт принятия разных людей, с точки зрения их возможностей и способностей.

Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс