Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7
1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32
2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В данном параграфе я рассмотрела методологические подходы к изучению социальной инклюзии через соотношение понятий «иксклюзия» и «инклюзия» и определила, что методологические подходы показывают, что в новых социально-экономических условия возникает необходимость пересмотра научных знаний с позиции их ценностной значимости. Новые условия социального включения должны отвечать требования открытости, вариативности, толерантности, диалогичности, необходимостью основываться на новых социально значимых ценностях.
Методология изучения социальных проблем имеет решающее значение для формирования профессионального мышления специалистов социальной сферы. Уровень профессиональной рефлексии в социальной сфере во многом определяется междисциплинарным и системным характером понимания специалистами источников и путей решения социальных проблем. Каждый из методологических принципов отражается в сознании специалиста определенной аналитической установкой, которая формирует стратегию деятельности.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО
ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1.
Особенности и
проблемы социального
включения в
учебно-воспитательный
процесс детей
с ОПФР в России
Идеологические,
культурные и социально-экономические
трансформации российского
В Российской Федерации
Современная законодательная
Имеется целый ряд
Главным приоритетом политики ООН в отношении инвалидов провозглашена политика их интеграции в общество.
Основным международным
Правила дают конкретные
При формировании российского
законодательства в отношении
инвалидов были учтены
С учетом этих и других
В указанном Законе социальная
защита инвалидов определяется
как система гарантированных
государством экономических,
В России признаны равные
Права детей-инвалидов особо
Наиболее существенным
Образование является важным фактором социализации человека, его жизненных возможностей, обеспечения благосостояния, включения в общественную жизнь. Для людей с ограниченными возможностями здоровья возможность получить образование имеет особое значение. Это подтверждается и такими данными, что лишь 15-18% от общего количества инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу, но среди тех инвалидов, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше - около 60%.
Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.
Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Интеграция — не новая для Российской Федерации проблема. В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно разделить на четыре группы:
- дети, чья «интеграция» не вольна и обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено;
- дети,
родители которых, зная об
- дети,
которые в результате
- воспитанники специальных дошкольных групп и классов в массовых детских садах и школах, чье обучение и воспитание осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными.
Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.
Интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не снимает проблемы их коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, интегрированный ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями. Следовательно, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому вторым условием эффективности отечественно версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Необходимо создания особых условий для особого ребенка. К ним относятся:
- раннее
выявление отклонений в
- ответственный
отбор детей, которым может
быть рекомендовано
- создание
вариативных моделей
- наличие адекватной коррекционной помощи каждому ребенку с отклонением в развитии, находящемуся в условиях полной или комбинированной интеграции;
систематический контроль за развитием ребенка и эффективностью его интегрированного обучения;
- обеспечение
необходимых аппаратурно-
Для
организации эффективного
В 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области специального образования государств – участников СНГ.
Закон определяет понятия
. В России существует множество общественные организации инвалидов. Одной из крупнейших таких организаций являться «Перспектива».
«Перспектива» – российская общественная организация инвалидов, основанная в 1997 г. Миссия организации – содействовать самостоятельности и полному включению людей с инвалидностью в жизнь общества, улучшение качества жизни людей с инвалидностью «Перспектива» сотрудничает с организациями инвалидов из 15 регионов России и стран СНГ для активизации и отстаивания прав инвалидов, формирования позитивного общественного мнения по отношению к инвалидам.
Улучшение качества жизни невозможно без получения адекватного, хорошего образования, потому что с этим связана вся последующая дальнейшая жизнь: профессиональное образование, обучение, трудоустройство, и вовлеченность в общество.
Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс