Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности социальной инклюзии детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия, характеризующие процесс социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями в учебно-воспитательный процесс;
- описать основные методологические подходы к изучению социальной инклюзии;
- раскрыть особенности объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на реальное инклюзивное образование;
- описать систему социального включения детей инвалидов в учебно-воспитательный процесс в России и в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1. Включающее образование: генез понятия и
особенности современных моделей в различных странах 7

1.2. Методологические подходы к изучению социальной инклюзии 21

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО –ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в России 32

2.2. Особенности и проблемы социального включения в учебно-воспитательный процесс детей с ОПФР в Республике Беларусь 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кур 2 курс.DOC

— 748.50 Кб (Скачать)

     В данном параграфе я рассмотрела методологические подходы к изучению социальной  инклюзии через соотношение понятий «иксклюзия» и «инклюзия» и определила, что методологические  подходы показывают, что в новых социально-экономических условия возникает необходимость   пересмотра  научных  знаний с позиции их ценностной значимости. Новые условия социального включения должны  отвечать требования открытости, вариативности, толерантности, диалогичности, необходимостью основываться на новых социально значимых ценностях.

     Методология изучения социальных проблем имеет решающее значение для формирования профессионального мышления специалистов социальной сферы. Уровень профессиональной рефлексии в социальной сфере во многом определяется междисциплинарным и системным характером понимания специалистами источников и путей решения социальных проблем. Каждый из методологических принципов отражается в сознании специалиста определенной аналитической установкой, которая формирует стратегию деятельности.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОПФР 

2.1. Особенности  и   проблемы социального   включения в   учебно-воспитательный  процесс детей  с ОПФР в России 

     Идеологические, культурные и социально-экономические  трансформации российского общества наложили свой отпечаток на социальную политику в отношении инвалидов. Россия, пытаясь войти в мировое сообщество как открытое социальное и демократическое государство, одним из приоритетных направлений государственной политики декларирует обеспечение равенства возможностей всех членов общества, включая людей с ограниченными возможностями. Реформаторская деятельность в социально-правовой сфере инвалидности начала приносить свои первые скромные результаты, однако оказалась связанной с преодолением целого ряда институциональных,  социально-экономических, идеологических и культурных проблем [20].

             В Российской Федерации вопросы  социальной защиты детей-инвалидов  регулируются, наряду с общими  нормами социального права, также  в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов.

            Современная законодательная база  социальной защиты инвалидов  в России сформировалась под  влиянием международно-правовых  документов Организации Объединенных  Наций. 

             Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов. Это Декларация прав ребенка (1959 год), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год), Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год), Декларация о правах инвалидов (1975 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год).

           Главным приоритетом политики ООН в отношении инвалидов провозглашена политика их интеграции в общество.

             Основным международным документом, объединившим существующие резолюции  и другие правовые документы  о жизни инвалидов, стали принятые  Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Правила, в свою очередь, базировались на Билле о правах человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Всемирной программе действий в отношении инвалидов.

                Правила дают конкретные рекомендации  государствам принимать меры  по устранению препятствий, не  позволяющих инвалидам реализовывать свои права и свободы, полноправно участвовать в общественной жизни.

             При формировании российского  законодательства в отношении  инвалидов были учтены указанные  выше международно-правовые документы. 

            С учетом этих и других международных документов в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

                В указанном Законе социальная  защита инвалидов определяется  как система гарантированных  государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

           В России признаны равные гражданские, социальные, культурные права инвалидов.

           Права детей-инвалидов особо закреплены  в Семейном кодексе Российской  Федерации, Основах законодательства  Российской Федерации об охране  здоровья граждан, а также в  Законе Российской Федерации  «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.

          Наиболее существенным недостатком  российского национального законодательства  в области социальной защиты  инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является недостаточность в законодательстве конкретных механизмов реализации важнейших правовых норм по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов[13].

     Образование является важным фактором социализации человека, его жизненных возможностей, обеспечения благосостояния, включения в общественную жизнь. Для людей с ограниченными возможностями здоровья возможность получить образование имеет особое значение. Это подтверждается и такими данными, что лишь 15-18% от общего количества инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу, но среди тех инвалидов, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше - около 60%.

     Интеграция  «проблемных» детей в общеобразовательные  учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

     Этап  этот связан с переосмыслением обществом  и государством своего отношения  к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности  в разных областях жизни, включая образование.

     Интеграция  — не новая для Российской Федерации  проблема.  В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Условно можно разделить на четыре группы:

- дети, чья «интеграция» не вольна  и обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено;

- дети, родители которых, зная об особых  проблемах ребенка, по разным  причинам хотят обучать его  в массовом детском саду или  школе. Лишь для части из  них такую форму обучения можно  признать эффективной, многие через несколько лет обучения, не соответствующего особым нуждам детей, все же оказываются в специальных учреждениях или даже полностью «выпадают» из системы образования;

- дети, которые в результате длительной  коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение. В дальнейшем такие дети, как правило, получают лишь эпизодическую коррекционную помощь, при этом связь между учителем-дефектологом, психологом и педагогами детского сада или школы осуществляется в основном часто только через родителей;

- воспитанники  специальных дошкольных групп  и классов в массовых детских  садах и школах, чье обучение  и воспитание осуществляется с учетом отклонений в их развитии, но специальные группы и классы часто оказываются обособленными, изолированными.

     Интеграционные  процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х  годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.   

    Интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не снимает проблемы их коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, интегрированный ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки, и ей  предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями. Следовательно, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому вторым условием эффективности отечественно версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Необходимо создания особых условий для особого ребенка. К ним относятся:

- раннее  выявление отклонений в развитии  и проведение коррекционной работы  с первых месяцев жизни; 

- ответственный  отбор детей, которым может  быть рекомендовано интегрированное  обучение, подбор его форм с  учетом их возраста, особенностей  интеллектуального и личностного развития, перспективы овладения цензовой программой, характером социального окружения, возможностей оказания эффективной коррекционной помощи, участия родителей в воспитании т.п.;

- создание  вариативных моделей интегрированного обучения (комбинированная, частичная и временная интеграция в условиях специальных дошкольных групп и классов при массовых учреждениях, полная интеграция в условиях воспитания ребенка в массовом детском саду или школе);

- наличие  адекватной коррекционной помощи каждому ребенку с отклонением в развитии, находящемуся в условиях полной или комбинированной интеграции;

систематический контроль за развитием ребенка и  эффективностью его интегрированного обучения;

- обеспечение  необходимых аппаратурно-технических условий успешного обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых детей.   

 Для  организации эффективного интегрированного  обучения необходима специальная  подготовка педагогических кадров. Ее целью является обучение  педагогов массовых школ и детских садов основам специальной психологии и коррекционной педагогики, освоение ими специальных технологий обучения, обеспечивающих возможность индивидуального подхода к нестандартному ребенку[8].

           В 2002 году Парламентской Ассамблеей  стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области специального образования государств – участников СНГ.

        Закон определяет понятия ограниченные  возможности здоровья, полное государственное  обеспечение, интегрированное образование  и другие формы специального  образования.

.     В  России  существует множество общественные  организации инвалидов. Одной  из  крупнейших таких  организаций  являться «Перспектива». 

      «Перспектива» – российская общественная организация инвалидов, основанная в 1997 г. Миссия организации – содействовать самостоятельности и полному включению людей с инвалидностью в жизнь общества, улучшение качества жизни людей с инвалидностью  «Перспектива» сотрудничает с организациями инвалидов из 15 регионов России и стран СНГ для активизации и отстаивания прав инвалидов, формирования позитивного общественного мнения по отношению к инвалидам.

  Улучшение качества жизни невозможно без получения адекватного, хорошего образования, потому что с этим связана вся последующая дальнейшая жизнь: профессиональное образование, обучение, трудоустройство, и вовлеченность в общество.

Информация о работе Социальное включение детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс